Датчик на включение вентилятора: Датчик включения вентилятора: надежное управление вентилятором радиатора

Содержание

Датчик включения вентилятора: надежное управление вентилятором радиатора

Главная   Полезная информация   Датчик включения вентилятора: надежное управление вентилятором радиатора

В каждом современном транспортном средстве есть вентилятор охлаждения радиатора, который управляется простым устройством — датчиком включения вентилятора. Все об этих датчиках, их существующих типах, конструкции и принципах работы, а также о правильном выборе и замене — читайте в предложенной статье.


Назначение датчика включения вентилятора и его место в автомобиле

Датчик включения/выключения вентилятора (ДВВ) — датчик системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания; электронное или электромеханическое устройство, осуществляющее включение и отключение электрического вентилятора охлаждения радиатора в зависимости от текущей температуры охлаждающей жидкости.

Ключевая функция датчика — включение электровентилятора в определенном интервале температур (в пределах 82-110 градусов), что обеспечивает обдув радиатора и интенсивное отвод тепла от двигателя. Некоторые датчики не только включают и выключают вентилятор, но и изменяют скорость его вращения в зависимости от температуры.

ДВВ входят в состав систем охлаждения двигателей, оснащенных электрическим приводом вентилятора (с электромотором). В автотракторной технике с приводом вентилятора от коленчатого вала используются иные средства его включения и отключения, о которых в данной статье не рассказано.

  • Датчик включения вентилятора ВАЗ-2103-2107 92-87 град. ПЕКАР

    310 ₽
  • Датчик включения вентилятора КАМАЗ АВТОПРИБОР-КЗАЭ

    450 ₽
  • Датчик включения вентилятора ВАЗ-2108-2110 95-86 град.

    VERNET
    445 ₽
  • Датчик включения вентилятора ВАЗ-2103-2107 DAEWOO Nexia 92-87 град. VERNET

    460 ₽
  • Датчик включения вентилятора PEUGEOT 106 CITROEN C3,C4 BOSCH

    1 739 ₽
  • Датчик включения вентилятора ГАЗ,МОСКВИЧ 87-82 град. АВТОТРЕЙД

    275 ₽
  • Датчик включения вентилятора VW Golf 5,6,Jetta,Polo,Touareg AUDI A3,TT SKODA Fabia,Octavia PATRON

    912 ₽
  • Датчик включения вентилятора ВАЗ-2108-2110 97-92 град.

    VERNET 445 ₽
  • Датчик включения вентилятора ГАЗ,МОСКВИЧ 87-82град. (блистер) АВТОПРИБОР-КЗАЭ

    390 ₽
  • Датчик включения вентилятора VW AUDI (3-х контактн.) (95-84C/102-91C) FEBI

    998 ₽

Показать все товары

Типы, устройство и принцип действия датчика включения вентилятора

Общая схема цепи управления вентилятором

В настоящее время находят применение три основных типа датчиков:

  • Восковые — на основе герметичного объема, заполненного воском (церезитом) или иным вязким рабочим телом с высоким коэффициентом расширения;
  • Биметаллические (термобиметаллические) — на основе биметаллической пластины;
  • Бесконтактные электронные — на основе терморезистора (термистора).

Первые два типа устройств являются электромеханическими контактными, они имеют в своем составе контактные группы (одну или две), которые замыкают и разрывают электрическую цепь вентилятора при изменении температуры мотора. Электронный датчик контактной группы не имеет, он является датчиком абсолютной температуры, данные с него поступают на электронный блок управления, который среди прочего выполняет и включение/отключение вентилятора. О конструкции и работе каждого из датчиков подробно рассказано ниже.

Контактные электромеханические датчики бывают двух типов:

  • Односкоростные — включают и отключают вентилятор только в одном интервале температур, имеют единственную контактную группу;
  • Двухскоростные — включают и отключают вентилятор, а также изменяют скорость его вращения в различных интервалах температур, имеют две контактные группы, замыкающиеся/размыкающиеся при различной температуре.

Контакты в ДВВ могут быть нормально замкнутыми и нормально разомкнутыми. Они могут срабатывать в четырех температурных интервалах:

  • От 82 до 87 градусов;
  • От 87 до 92 градусов;
  • От 92 (94) до 99 градусов;
  • От 104 до 110 градусов.

В отечественных автомобилях чаще используются датчики на первых три интервала (до 99 градусов), в зарубежных часто встречаются и боле высокотемпературные устройства.

ДВВ, независимо от типа, имеют типовую конструкцию. Их основу составляет закрытый корпус, внутри которого располагается чувствительный элемент (воск, биметаллическая пластина или термистор), а на наружной поверхности выполнены резьба, шестигранник под ключ и электрический разъем. Корпус изготавливается из латуни или бронзы (для лучшей теплопроводности), он имеет форму пробки, которая через уплотнительное кольцо ввинчивается в радиатор (с «горячей» стороны — у патрубка от блока двигателя) и непосредственно контактирует с потоком охлаждающей жидкости. В некоторых автомобилях устанавливается сразу два датчика (на входе и выходе из радиатора), чем обеспечивается лучшее управление системой охлаждения.

Большинство датчиков имеют резьбу М22х1,5 и шестигранник под ключ на 29 мм, однако встречаются и другие варианты с меньшей резьбой (М14 и М16). Электрический разъем может быть с ножевыми и штифтовыми контактами, открытым или с защитной пластиковой юбкой. Обычно разъем располагается непосредственно на задней части датчика, однако встречаются датчики и с вынесенным разъемом на коротком кабеле.


Устройство и принцип действия воскового ДВВ

Восковый датчик включения вентилятора

Работа датчика данного типа основана на известном эффекте температурного расширения тел — увеличении и уменьшении объема при увеличении и уменьшении температуры. В качестве рабочего тела в таких датчиках используется смесь парафинов — церезит (он же нефтяной воск) с добавкой небольшого количества медной пудры для повышения теплопроводности. Церезит помещен в герметичный корпус, закрытый диафрагмой (мембраной), которая связана с приводом контактной группы. Привод может быть прямым (мембрана непосредственно связана с контактами) или косвенным (через рычаг и пружину, обеспечивающую более надежное замыкание и размыкание контактов). В односкоростных датчиках есть только одна мембрана и контактная группа, в двухскоростных — две мембраны со своими контактными группами.

Общая схема цепи управления вентилятором с двухскоростным датчиком

Работает датчик следующим образом. При низкой температуре церезит имеет определенный объем, при котором на диафрагму не оказывается никакого воздействия — контакты датчика разомкнуты (либо замкнуты, если для данного датчика это положение является нормальным), цепь вентилятора обесточена. При повышении температуры церезит расширяется и приподнимает мембрану, в определенный момент она настолько поднимается, что обеспечивает замыкание контактной группы — цепь вентилятора замыкается. В двухскоростных датчиках при дальнейшем повышении температуры церезит расширяется и воздействует на вторую диафрагму.

При понижении температуры объем воска уменьшается и в определенный момент контакты размыкаются — вентилятор выключается.

Сегодня именно восковые датчики включения вентилятора получили наибольшее распространение во всех типах автотракторной техники.


Устройство и принцип действия биметаллического датчика включения вентилятора

Биметаллические датчики включения вентилятора

Работа ДВВ этого типа основана на свойства биметаллической пластины — плоской или изогнутой пластины, спаянной из двух полос металлов с различным коэффициентом температурного расширения — деформироваться при изменении ее температуры. Основу датчика составляет биметалл той или иной формы, помещенный в герметичном корпусе, и непосредственно либо косвенно связанный с контактной группой. Пластина конструируется таким образом, чтобы деформация происходила резко, с щелчком — это обеспечивает более надежное срабатывание датчика.

Работает датчик довольно просто. При нагревании биметаллическая пластина деформируется и в определенный момент замыкает цепь вентилятора. При охлаждении пластина принимает первоначальную форму, обеспечивая разрыв электрической цепи. В двухскоростных датчиках могут использоваться две пластины, либо одна, но с несколькими контактами.

Биметаллические датчики сегодня менее распространены, чем восковые, что объясняется их более высокой стоимостью.


Устройство и принцип действия электронных ДВВ

Устройства данного типа являются датчиками абсолютной температуры охлаждающей жидкости — они не замыкают и размыкают цепь, а постоянно отслеживают температуру в радиаторе, передавая данные на электронный блок управления, который и осуществляет включение/отключение или изменение скорости вращения вентилятора.

Чувствительным элементом такого датчика является терморезистор (термистор) — полупроводниковый прибор, электрическое сопротивление которого зависит от температуры. Сопротивление термистора постоянно измеряется электронным блоком, и в соответствии с заложенными алгоритмами осуществляется управление вентилятором. Более подробно о данном типе устройств можно узнать в статье о датчиках температуры.


Вопросы выбора и замены датчика включения вентилятора

Типовая схема установки датчика включения вентилятора

От состояния ДВВ зависит функционирование важной части системы охлаждения двигателя — вентилятора охлаждения радиатора. Вышедший из строя датчик может привести к перегреву мотора, поэтому данное устройство следует как можно скорее заменить.

Выбор датчика довольно прост — лучше всего брать тот тип и модель датчика, что стоял на радиаторе ранее (и это единственный вариант для новых авто на гарантии). Но в ряде случаев вполне допустима замена, главное, чтобы новый датчик имел те же температурные интервалы включения/отключения вентилятора, подходил по электрическому напряжению (12 или 24 В) и типу электрического разъема. Что касается размеров, то в большинстве случаев датчики имеют одинаковые корпуса, поэтому проблем с установкой новой детали не возникнет.

Замена датчика проста: нужно отключить и выкрутить старый датчик, и сразу же вкрутить новый. При этом следует не забыть о прокладке (уплотнительном кольце), а после ремонта нужно долить охлаждающую жидкость. В большинстве случаев слива охлаждающей жидкости производить не требуется, но рекомендуется приготовить емкость, в которую жидкость будет сливаться при демонтаже датчика.

При верной замене датчика система сразу начинает работать, обеспечивая надежное включение и отключение вентилятора при изменении температуры силового агрегата.

Датчик включения вентилятора — где находится и как проверить реле

Отказ от постоянного вращения вентилятора с помощью ременного привода позволил сократить время прогрева двигателя. Электрический привод, который состоит из мотора, реле, датчика включения и аккумулятора, позволяет включать вентилятор лишь тогда, когда температура двигателя превышает оптимальное значение. Благодаря такому подходу система охлаждения двигателей внутреннего сгорания стала более эффективной. Периодическое включение вентилятора позволило снизить расход топлива, ведь сократилось время прогрева мотора и исчезли потери мощности на постоянное вращение лопастей.

Как работает и где находится датчик включения вентилятора

Основа датчика – биметаллическая пластина, которая с ростом температуры меняет свою форму. Когда температура охлаждающей жидкости превышает указанное на корпусе датчика значение, изгиб биметаллической пластины приводит к замыканию контактов датчика. Электрический ток, который проходит через контакты датчика, включает силовое реле, управляющее двигателем вентилятора.

Датчик расположен сбоку радиатора. На одних моделях он расположен сверху, на других посередине. Распознать его несложно. Он похож на крупную латунную гайку, к которой подходят два (реже три) электрических провода. Собираясь менять датчик включения вентилятора, учитывайте следующее. Чем ниже температура срабатывания датчика, тем ниже его устанавливают относительно уровня охлаждающей жидкости. Температура включения датчиков, которые устанавливают внизу радиатора, не превышает 85 градусов. Температура датчиков, устанавливают в середине радиатора 90 – 95 градусов.

Как проверить датчик включения вентилятора

Необходимость в проверке датчика возникает после перегрева мотора или подозрении на плохую работу системы охлаждения. В первую очередь необходимо проверить не датчик, а провода и реле, включающие вентилятор. Для этого снимите провода подходящие к датчику и замкните их, если проводов не два, а три, то нужно поочередно замкнуть средний и каждый из крайних. Вентилятор должен включиться на низкой и высокой скорости, в зависимости от того, какие контакты замкнуты. Если вентилятор включился, значит, провода и реле исправны и можно приступать к проверке датчика, если нет, необходимо найти и устранить неисправность (обрыв проводов, плохой контакт, перегоревший предохранитель, сгоревшие реле или мотор вентилятора).

Убедившись, что реле, мотор и провода исправны, приступайте к проверке датчика. Для этого вам понадобится тазик для охлаждающей жидкости, ключ на 30, термометр до 100 градусов, кастрюля с водой, печка и мультиметр. Снимите клемму с аккумулятора и подставьте тазик под автомобиль таким образом, чтобы охлаждающая жидкость из радиатора выливалась не на землю, а в него. Дождитесь, когда радиатор остынет до 45 – 50 градусов, после чего выкрутите сливную пробку (она расположена в нижней части радиатора с левой или правой стороны). После того как жидкость стечет, вкрутите пробку на место. Снимите провода с датчика (если их 3, то пометьте каждый, чтобы при установке нового датчика не перепутать их), после чего ключом на 30 выкрутите датчик.

Налейте в кастрюлю воды, чтобы она покрыла рабочую часть датчика (до гайки) и поставьте на печку. Контролируйте температуру воды с помощью термометра.

С помощью мультиметра проверяйте срабатывание контактов датчика. Для трехконтактного желательно использовать два мультиметра. Включите мультиметр в режим измерения сопротивления со звуковым сигналом и подключите к выводам датчика. Когда биметаллическая пластина замкнет контакты, мультиметр начнет пищать. Выключите печку и дождитесь выключения мультиметров. Сравните показания термометра в момент срабатывания и выключения контактов датчика. Если отклонение от написанных на корпусе датчика значений свыше 5%, желательно заменить его. Если отклонение свыше 10%, или датчик вообще не сработал, его необходимо заменить. Установка проходит в следующем порядке – вкручивание датчика, заливка охлаждающей жидкости, подключение аккумулятора.

Видео — Замена и диагностика датчика включения вентилятора

Как подобрать новый датчик

Чтобы правильно подобрать датчик, необходимо знать оптимальную температуру охлаждающей жидкости, при которой он должен включаться и выключаться. Для автомобиля ВАЗ 2110 это 92 и 87 градусов. Оптимальная температура срабатывания датчика для другого автомобиля указана в инструкции по ремонту и эксплуатации машины. Покупайте датчик только в крупных магазинах и обязательно берите чек. Перед установкой датчика на автомобиль, проверьте его, как описано выше. Если разница между температурой, указанной на корпусе датчика и той, при которой он реально срабатывает, превышает 5%, замените его. Работа мотора при температуре, отличающейся от оптимальной, сильно снижает его ресурс.

140’F-210’F Электровентилятор радиатора Термостат Температура воды Заземляющий переключатель – американское напряжение

Артикул:

Доступность: В наличии Предварительный заказ Нет на складе

Термостат: Универсальный одноконтактный выключатель заземления электрического вентилятора охлаждения. Датчик температуры с резьбовым соединением из цельной латуни стандартного размера NPT.

21,95 $ От 11,95 $

1/8″ NPT / 140’F On — 125’F Off1/8″ NPT / 150’F On — 135’F Off1/8″ NPT / 160′ F On — 145’F Off1/8″ NPT / 170’F On — 155’F Off1/8″ NPT / 180’F On — 165’F Off1/8″ NPT / 190’F On — 175’F Off1/8″ NPT / 200’F On — 185’F Off1/8″ NPT / 210’F On — 195’F Off1/4″ NPT / 140’F On — 125’F Off1/4″ NPT / 150’F On — 135’F Off1/4″ NPT / 160’F On — 145’F Off1/4″ NPT / 170’F On — 155’F Off1/4″ NPT / 180’F F On — 165’F Off1/4″ NPT / 190’F On — 175’F Off1/4″ NPT / 200’F On — 185’F Off1/4″ NPT / 210’F On — 195’F Off3/ 8″ NPT / 140’F вкл — 125’F выкл3/8″ NPT / 150’F вкл — 135’F выкл3/8″ NPT / 160’F вкл — 145’F выкл3/8″ NPT / 170’F вкл — 155’F Off3/8″ NPT / 180’F On — 165’F Off3/8″ NPT / 190’F On — 175’F Off3/8″ NPT / 200’F On — 185’F Off3/8″ NPT / 210’F На — 195’F Off1/2″ NPT / 140’F On — 125’F Off1/2″ NPT / 150’F On — 135’F Off1/2″ NPT / 160’F On — 145’F Off1/2″ NPT / 170’F On — 155’F Off1/2″ NPT / 180’F On — 165’F Off1/2″ NPT / 190’F On — 175’F Off1/2″ NPT / 200’F On — 185′ F Off1/2″ NPT / 210’F On — 195’F Off
Размер зонда: Выберите вариант NPT

Температура переключателя: выберите вариант

140’F вкл. — 125’F выкл.

150’F вкл. — 135’F выкл.

160’F Вкл. — 145’F Выкл.

170’F Вкл. — 155’F Выкл.

180’F Вкл. — 165’F Выкл. 185’F Выкл.

210’F Вкл. — 195’F Выкл.

Заказ в ближайшие [totalHours] часов %M минут до

  • Описание
  • Руководство по размерам NPT
  • AN Таблица размеров

Описание

Термостат:

  • Универсальный одноконтактный выключатель заземления электрического вентилятора охлаждения.
  • Стандартный резьбовой датчик температуры из цельной латуни с резьбой NPT.
  • Предварительно настроен на питание вентилятора или аксессуара 12 В при выбранной температуре.
  • Ввинчивается в порт блока, радиатор, охладитель двигателя или шланг с резьбой.
  • Измеряет температуру любой жидкости, включая масло, воду и охлаждающую жидкость.

Руководство по размерам NPT

NPT — Американский стандарт трубной резьбы/конической резьбы:

NPT — это не измеренный размер, а скорее размер, указанный в отрасли.

Обозначение NPT не соответствует реальному внутреннему или внешнему диаметру резьбы.


РАЗМЕР РЕЗЬБЫ ДАТЧИКА

ФАКТИЧЕСКИЙ ВНЕШНИЙ ДИАМЕТР

1/8″ NPT 0,405 дюйма (прибл. 13/32 дюйма)
1/4″ NPT 0,540 дюйма (прибл. 1/2 дюйма)
3/8″ NPT 0,675 дюйма (прибл. 5/8 дюйма)
1/2″ NPT 0,840 дюйма (прибл. 7/8 дюйма)

Таблица размеров AN

Таблица размеров фитингов AN:

Номера AN относятся к наружному диаметру трубки в шестнадцатых долях дюйма.


РАЗМЕР

РАЗМЕР НАРУЖНОЙ РЕЗЬБЫ

РАЗМЕР ТРУБЫ (НОМИНАЛЬНЫЙ НАРУЖ. НАРУЖ.) ШЛАНГ ID
4АН 7/16″-20 1/4 дюйма 0,22 дюйма
6AN 9/16″-18 3/8″ 0,34 дюйма
8АН 3/4″-16 1/2 дюйма 0,44 дюйма
10АН 7/8″-14 5/8″ 0,56 дюйма
12АН 1 1/16″-12 3/4 дюйма 0,69 дюйма

ЧТО ПОДХОДИТ ДЛЯ МОЕГО АВТОМОБИЛЯ?

Все предлагаемые нами продукты универсальны для любого транспортного средства и не зависят от марки или модели.

ВЕНТИЛЯТОР КАКОГО РАЗМЕРА ВЫ РЕКОМЕНДУЕТЕ?

Для оптимального охлаждения рекомендуется покрывать большую часть поверхности радиатора, конденсатора или охладителя.

КАК ИЗМЕНИТЬ НАПРАВЛЕНИЕ ВЕНТИЛЯТОРА?

Для вентиляторов размером 9 дюймов и больше просто переверните лопасть и поменяйте местами проводку, чтобы перейти от съемника к толкателю.

Цифровой термический переключатель вентилятора 1/8″ NPT Термодатчик (0448)

Этот комплект включает два датчика, обеспечивающих множество различных вариантов установки для измерения температуры охлаждающей жидкости, и подходит для деталей № 0444, № 0500

Датчик 1: датчик температуры (установка для воздуха или охлаждающей жидкости)

Он измеряет температуру воздуха, когда он проходит через радиатор, с датчиком, расположенным в секции ребра радиатора, или датчик также может быть размещен непосредственно в системе охлаждения в комбинации. с комплектом адаптера датчика температуры (деталь 0409), который можно приобрести в нашем магазине.

Датчик 2:  Комплект термодатчика NPT (установка для охлаждающей жидкости или масла)

Термодатчик можно разместить в корпусе термостата, блоке цилиндров или непосредственно в радиаторе. Если вы хотите установить этот датчик в верхний шланг радиатора, его также можно использовать с комплектом адаптера датчика температуры (деталь 0409).), который доступен в нашем магазине.

Коммутатор может работать с 1 или 2 вентиляторами и использоваться для приложений с напряжением 12 или 24 В. Он имеет регулируемый диапазон температур от 40ºC до 110ºC (от 104ºF до 230ºF), который может отображать градусы Цельсия или Фаренгейта.

  • Вентилятор №1 запустится, как только температура достигнет заданного значения.
  • Вентилятор №2 (если применимо) начнет работу через 10 секунд после запуска вентилятора №1.
    Вентилятор(ы) будут работать до тех пор, пока температура не упадет на 5°C ниже установленной температуры.

Длина провода датчика:

  • Всего 142 см (провод от переключателя 112 см плюс разъем датчика 30 см)
  • Сообщение от 15 декабря 2021 г. = всего 320 см (провод от переключателя 290 см плюс разъем датчика 30 см)

*С 15 декабря 2021 г. длина провода датчика увеличена до 320 см, дата партии 2021 г.

  • Защита от струй воды под высоким давлением с любого направления, ограниченная защита от проникновения
  • Не водонепроницаемый
  • *Примечание: комплект продается в конфигурации на 12 В, для применения на 24 В необходимо заменить два реле на 2 реле на 24 В, которые не входят в комплект. В нашем магазине есть реле на 24 В, номер детали 0534

    .

    СОДЕРЖИМОЕ НАБОРА

    ОПИСАНИЕ

    ШТУК

    Цифровой переключатель вентилятора IP66

    1

    Датчик температуры 1
    Монтажный комплект для зонда термодатчика 1

    Термодатчик NPT

    1
    Красная кольцевая клемма 6 мм 1
    Голубая кольцевая клемма 6 мм 1
    Соединитель синей проволоки 2
    Саморез 2
    Инструкции 1

     

    Технические характеристики
    Деталь № #0444 № 0445 и 0448

    Максимальное напряжение

    15В

    *27В с реле 24В

    15В

    *27В с реле 24В

    Максимальный ток

    40А

    40А

    Настройка реле

    Двойное реле

    Двойное реле

    Длина провода датчика

    142 см (сообщение от 15 декабря 2021 г. 320 см)

    142 см (сообщение от 15 декабря 2021 г. 320 см)

    Скорость

    Одиночная скорость — 10 сек. задержка запуска Вентилятор №2

    Одиночная скорость — 10 сек. задержка запуска Вентилятор №2

    Приложения

    Рекомендуется для всех вентиляторов DCPL +2×14” вентиляторов HP и 2×16” вентиляторов

    Рекомендуется для всех вентиляторов DCPL +2×14” вентиляторов HP и 2×16” вентиляторов

    Дисплей температуры

    Цифровой дисплей температуры с красным светодиодом – фактическая температура и заданная температура

    Цифровой дисплей температуры с красным светодиодом – фактическая температура и заданная температура

    Красный светодиодный дисплей

    Настройка отображения °C или °F

    Настройка отображения °C или °F

    Настройки температуры

    от 40°C до 110°C

    от 104°F до 230°F

    от 40°C до 110°C

    от 104°F до 230°F

    Способ установки температуры

    Кнопка

    Кнопка

    Точность

    99,9%

    99,9%

    Тип цепи

    Запрограммированный микроконтроллер

    Запрограммированный микроконтроллер

    Выходные провода

    Аккумулятор + Аккумулятор — IGN, Муфта переменного тока

    Датчик температуры вентилятора №1 и вентилятора №2

    Аккумулятор + Аккумулятор — IGN, Муфта переменного тока

    Температурный датчик вентилятора №1 и вентилятора №2 и

    Термодатчик ¼” NPT

    Размеры

    95 х 65 х 56 мм

    95 х 65 х 56 мм


    *Примечание: при использовании этого переключателя для использования с электрическим водяным насосом (EWP), он не будет изменять скорость насоса в зависимости от температуры двигателя, а скорее будет включать и выключать насос в соответствии с вашими настройками.

    Comments |0|

    Legend *) Required fields are marked
    **) You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>
    Category: Разное