Как определить прямая или обратная полярность аккумулятора: Что такое полярность аккумулятора и как ее определить?

Прямая и обратная полярность аккумулятора

Одним из источников питания электроэнергией бортовой сети автомобиля является аккумулятор (он же просто батарея или АКБ). Работа этого элемента основана на химических реакциях, но водителю не обязательно знать все нюансы в его конструкции и принципы функционирования, тем более, что конструкция батареи такова, что или требует минимального вмешательства, либо вообще его не требует.

Для большинства автовладельцев – это всего лишь пластиковая герметичная коробка с ручкой (корпус батареи), с двумя выводами на верхней крышке к которым подключается «плюсовой» и «минусовой» провода. В ряде моделей могут дополнительно иметься пробки, для проведения обслуживания аккумулятора, а также сигнальное окошко, по которому можно узнать, что требуется вмешательства (долить воды или зарядить аккумулятор).

Всё, что остается водителю -это правильно подключить провода с клеммами к выводам батареи и все. Но часто возникает достаточно интересная проблема – на старом АКБ провода запросто доходили до выводов и накидывание клемм не составляло труда. А после приобретения новой батареи оказывается, что у нее «плюс» и «минус» поменяны местами и проводка не достают до своих выводов.

Все дело оказывается в таком термине, как полярность. Но в отличие от физических понятий полярности в аккумуляторе все значительно проще. Этот термин в аккумуляторе определяет расположение токовыводящих элементов (тех самых выводов, к которым подключаются провода бортовой сети) на крышке корпуса.

Видео: Определение полярности автомобильного аккумулятора

Прямая и обратная полярность аккумулятора

И при подборе нового аккумулятора важно правильно выбрать его полярность, чтобы подключение к бортовой сети авто не создало проблем. Самыми распространенными являются два типа полярности:

  1. Прямая;
  2. Обратная.

У них дополнительно есть еще ряд обозначений, которые будут упомянуты ниже.

Вообще определить, какая полярность у АКБ – очень просто. Но не зная, какая батарея нужна для вашего авто, определение полярности не поможет. Поэтому очень важно перед поездкой на рынок за новым аккумулятором просмотреть расположение проводов с клеммами на автомобиль.

Теперь о самом термине и как его определять. Прямая полярность используется на всех ВАЗах, поскольку АКБ с таким расположением выводов – разработка еще советских конструкторов, поэтому этот тип выводов часто еще называется «российским». Дополнительно в такую полярность еще обозначают цифрой «1». У аккумуляторов с таким типом полярности «плюсовой» вывод располагается слева, а «минусовой» — справа.

Обратная полярность – полная противоположность прямой, то есть, выводы у них поменяны местами («плюсовой» — справа, «минусовой» — слева). Используется такой тип на многих зарубежных авто, но не всех. Поэтому эту полярность еще называют «европейской», также она еще обозначается цифрой «0».

Существуют еще несколько видов полярности, но они особого распространения не получили. К примеру в США используется их собственная полярность – «американская», которая отличается тем, что выводы у них установлены не на верхней крышке корпуса, а на боковой поверхности.

Как определить полярность аккумулятора и чем грозит спутывание полярности

Рассмотрим, как же определить, какой тип полярности имеет аккумуляторная батарея. И здесь все просто, нужно всего лишь повернуть батарею «лицом» к себе. Ориентироваться можно по этикетке на боковой поверхности, поскольку она клеится на лицевой части, или по самим выводам. Батарею нужно повернуть так, чтобы они располагались с ближней стороны, то есть, повернута к вам. А после этого и нужно смотреть, с какой стороны расположены выводы. Если «плюсовой» — слева, то это прямая полярность, если справа – обратная.

А теперь о том, чем грозит неправильный выбор по полярности, и какие проблемы это может создать. Полярность указывается неспроста. Дело в том, что у каждого автомобиля имеется специальное посадочное место для АКБ, где он и закрепляется. При этом провода с бортовой сети подводятся каждый со своей стороны и длина их – определенная. Все это направлено на то, чтобы случайно не перепутать их перед подключением. Но неправильно подключить АКБ все же возможно из-за все той же полярности. Для примера, на ВАЗ установлена батарея прямой полярности, а владелец при покупке нового не обратил внимание и купил «европейский» аккумулятор. При попытках установить его на авто, «плюс» оказывается с другой стороны, поэтому и получатся «переплюсовка», которая может нанести значительный вред.

Неправильное подключение приводит к перегоранию электронных приборов бортовой сети авто и может стать причиной пожара. Интересно, что не все электроприборы сгорят, поскольку ряд из них особо не восприимчивы к изменению полюсов. К примеру, обычной лампе накаливания разницы нет, как сделано подключение, она гореть будет. Что касается электродвигателей, то при смене полюсов они всего лишь начинают крутить в другую сторону. А вот электронные приборы сгорят, поскольку для них «переплюсовка» недопустима.

Сразу скажем, что производители аккумуляторов тоже принимают участие в том, чтобы предотвратить возможное неправильное подключение. И делают они это путем использования разных по размеру выводов. Диаметр «плюсового» вывода больше, чем «минусового». Клеммы, которые подсоединяются к проводам, тоже отличаются по размерам отверстий. Поэтому надеть и закрепить, к примеру, «минусовую» клемму на «плюсовой» вывод не получиться (если не воспользоваться молотком). Дополнительно производители наносят на корпус тиснения, указывающие, какой это вывод.

Ещё кое-что полезное для Вас:

  • Что будет, если перепутать клеммы и неправильно подключить аккумулятор?
  • Почему загорелась лампочка аккумулятора на панели приборов?
  • Что такое плотность электролита в аккумуляторе — какая должна быть, проверка, как повысить
Видео: Какой аккумулятор подходит на Приору.

Что можно предпринять?

Несмотря на все предусмотрительности, проблемы с установкой АКБ из-за его полярности все же возникают достаточно часто. Чтобы их избежать, необходимо не только определить полярность батареи, но еще и посмотреть, как она расположена в посадочном месте. И это очень важно.

Все потому, что достаточно развернуть аккумулятор на 180 градусов, чтобы получить правильное положение выводов на АКБ. К примеру, на автомобиле используется батарея прямой полярности и установлена она «лицом», если смотреть на нее (этикеткой вперед). Если же взять «обратный» аккумулятор и развернуть его на 180 градусов, то выводы окажутся как надо, но при этом АКБ будет обращена тыльной стороной. А поскольку провода имеют определенную длину, то они могут просто не доставать до выводов или им что-то будет мешать.

Напоследок рассмотрим, что же предпринять, если в наличии имеется аккумулятор с неподходящей полярностью, а достать другой не представляется возможным. Здесь важно постараться расположить батарею так, чтобы «плюсовой» провод доставал до своего вывода на аккумуляторе и его можно было закрепить. Для этого можно разворачивать батарею, постараться ее сместить в сторону и т. д.

А вот с «минусовым» проводом разобраться будет значительно легче. Ведь он является массой и подключен к кузову авто. Поэтому его запросто можно нарастить. То есть, берем отрезок провода большого сечения (больше – лучше) необходимой длины. Откручиваем «родной» провод, а на его место закрепляем подготовленный. Затем перекидываем клемму и подключаем его к АКБ.

А вот «плюсовой» провод нарастить или заменить не получится поэтому и важно сделать все, чтобы подключить его к батарее «как есть», без внесения доработок, тем более, что сделать это практически нереально. Ведь обычная скрутка для наращивания длины является небезопасной.

Полярность аккумулятора – обратная или прямая. Как определить полярность?

Аккумулятор (АКБ) – основной источник электрического тока в автомобиле, основными характеристиками которого являются номинальная емкость и ток холодного запуска, подаваемый на стартер. Однако есть еще одна характеристика, которая очень важна при выборе модели аккумуляторной батареи  — его

полярность, т. е. расположение внешних токовыводов (токовыводящих элементов «+» и «-») на лицевых панелях аккумулятора.

Дело в том, что современный модельный ряд аккумуляторов представлен моделями отечественного и европейского производства и двумя основными вариантами полярности – прямой и обратной (прочие варианты встречаются крайне редко и в РФ не используются). В чем различие между ними, и почему важно выбирать АКБ с правильной полярностью, соответствующей техническим требованиям автомобиля?

Следует понимать, что разная полярность аккумуляторов никак не отражается на их производительности – батареи с прямой и обратной полярностью работают совершенно идентично. Разница только в геометрии токовыводов (лево-право) и ограничениях по применению — аккумуляторы с прямой полярностью используются в автомобилях отечественного производства, а обратная полярность характерна для батарей европейских и американских авто.  Эти различия следует обязательно учитывать при подключении АКБ к клеммам стартера на автомобиле.

Прямая полярность

Российская (прямая) полярность аккумулятора маркируется цифрой «1» и подходит для большинства автомобилей отечественного автопрома (кроме некоторых моделей последнего поколения и экспортных комплектаций). В таких аккумуляторах на лицевой панели плюсовая клемма  находится слева, а минусовая — справа. Чтобы исключить ошибки при подключении, на корпусе аккумулятора обычно токовыводы помечены значками «+» и «-».

Обратная полярность

Европейская (обратная) полярность – это практически полный модельный ряд европейских, японских, корейских и американских автомобилей. АКБ с обратной полярностью маркируются значком

«0». В них плюсовая клемма будет на лицевой панели справа, а минусовая – слева.

Существуют еще аккумуляторы с диагональным расположением токовыводов (маркируются значком «2»), а также европейские АКБ для грузовиков с обратной боковой полярностью («3»), и отечественные АКБ для грузовиков («4») с прямой боковой полярностью. Чтобы не ошибиться при их подключении, следует внимательно следить за цифровой маркировкой моделей батарей.

Почему это важно?

Купить по ошибке аккумулятор с неподходящей для автомобиля полярностью или неправильно подключить к АКБ клеммы может иногда даже опытный водитель: внешне и по техническим характеристикам батареи с прямой и обратной полярностью могут ничем не отличаться. 

В тоже время, неправильное подключение полярностей опасно для автомобиля множеством неприятных последствий: быстрой разрядкой аккумулятора, коротким замыканием (горят предохранители), воспламенением электропроводки, разрушением самого аккумулятора, выходом из строя ЭБУ (бортового компьютера) или генератора, перегоранием предохранителей АКБ, системы освещения авто, сигнализации и печки. При неправильном подключении аккумулятора к зарядному устройству, сгорит зарядное устройство, а при подзарядке одного АКБ от другого («прикуривание») – могут сгореть обе батареи и даже оба автомобиля.  

Самостоятельное определение полярности 

Если номерная маркировка аккумуляторов и символы токовыводов («+» и «-») отсутствуют на корпусе батареи, воспользуйтесь тестером (мультиметр или вольтметр), который точно определит полярность токовыводов аккумулятора. Прибор, подключенный к токовыводам щупами, покажет наличие положительного напряжения при правильном подключении, и отрицательное — при неправильном.

Кроме того, на большинстве моделей АКБ положительный контакт чаще всего помечен красным цветом (обычно такая маркировка практически не стирается), а его размер обычно больше, чем у отрицательного токовывода. Следует помнить, что для некоторых моделей аккумуляторов американского производства эти методы определения полярности не действуют: сама батарея просто не имеет штырей токовыводов (вместо них выемки под контакты). 

Использование аккумуляторов с неподходящей полярностью

Если вы по ошибке купили аккумулятор с полярностью, которая не соответствует техническим требованиям вашего автомобиля, то теоретически такой АКБ можно использовать (хотя и нежелательно), развернув его другой стороной в гнезде под капотом.

 Но вы рискуете столкнуться с тем, что вам не хватает длины одного из клеммных кабелей, который придется наращивать пусковыми проводами. 

Специалисты не рекомендуют делать этого, так как можно ошибиться в расчете сечения кабеля и сжечь всю электрику на автомобиле. Проще поменять АКБ у продавца, а еще лучше – заранее разобраться с полярностью авто и при покупке сразу заказывать ту батарею, которая рекомендована производителем авто. 

Что такое полярность? — Новости о хранении энергии, батареях, изменении климата и окружающей среде

 

Полярность — это термин, используемый в электричестве, магнетизме и электронной сигнализации, и это лишь некоторые из областей. Полярность определяется как состояние тела или системы, при котором оно имеет противоположные физические свойства в разных точках, в частности, магнитные полюса или электрический заряд.

 

В случае электрического тока, протекающего между двумя точками или полюсами, на одном из полюсов будет больше электронов, чем на другом. Говорят, что полюс с большим количеством электронов имеет отрицательную полярность. Полюс с меньшим количеством электронов имеет положительную полярность. Когда два полюса соединены проводом, электроны текут от отрицательного полюса к положительному полюсу. Этот поток называется электрическим током.

 

В цепи постоянного тока (DC) один полюс всегда отрицательный, а другой полюс всегда положительный, а электроны текут только в одном направлении. В цепи переменного тока (AC) два полюса чередуются между отрицательным и положительным с направлением движения электронов в обратном направлении.

 

Проверка полярности

Переменный ток можно проверить с помощью мультиметра или вольтомметра. Тестирование с помощью мультиметра обычно включает в себя прикосновение положительных и отрицательных проводов от мультиметра к проверяемой проводке. Мигающий отрицательный знак («-») перед числовым значением на счетчике указывает на то, что полярность неверна.

 

Обратная полярность

Если вы обнаружите, что одна из розеток в вашем доме имеет обратную полярность, исправить проблему несложно, однако вы должны быть осторожны, чтобы не получить удар током или электрический ток. Перед проверкой электропроводки следует отключить домашнее электроснабжение. Положительные провода, обычно красного или черного цвета, следует подключать к латунной клемме. Нейтральные провода, обычно белого или серого цвета, следует подключать к более светлой хромированной клемме.

 

Если провода не подключены должным образом, у вас будет обратная полярность, и в результате ток будет течь в направлении, противоположном его предназначению. Это может привести к поражению электрическим током любого, кто прикоснется к устройству или розетке, и даже к повреждению самого устройства.

 

Диоды

Уникальность диодов в том, что они пропускают ток только в одном направлении и всегда поляризованы. У диода есть две клеммы, анод — это положительная клемма, а катод — отрицательная клемма.

 

Ток может течь от анода к катоду только в случае диода. Именно по этой причине диод необходимо подключать в правильном направлении. Вот почему у каждого диода должны быть четко обозначены контакты анода и катода. В большинстве случаев диод будет иметь линию рядом с выводом катода. Эта линия обычно совпадает с вертикальной линией на символе диодной схемы.

 

Светодиоды

Светодиод — это светоизлучающий диод. Как и все диоды, светодиоды также поляризованы. Есть несколько различных способов определить, какой вывод положительный, а какой отрицательный. Более длинная ножка светодиода — это анод или положительный контакт.

 

Еще один способ определить контакт положительного анода, особенно если ножки обрезаны до одинакового размера, — посмотреть на плоский край светодиода. Вывод, ближайший к плоской кромке, является выводом отрицательного катода.

 

Полярность интегральной схемы

Интегральные схемы (ИС) могут иметь несколько контактов, и каждый контакт имеет уникальную функцию и положение. Если полярность на микросхеме не соблюдена, есть большая вероятность, что вся цепь может быть закорочена. Вот почему важно уметь находить правильный поток полярности.

 

Микросхемы для сквозного монтажа обычно поставляются в двухрядном корпусе (DIP). Он состоит из двух рядов штифтов, каждый из которых расположен на расстоянии 0,1 дюйма в ширину, чтобы охватывать центр макетной платы. Обычно имеется выемка, указывающая, какой из контактов является первым на микросхемах DIP. Если выемки нет, на корпусе микросхемы рядом с контактом номер один может быть вытравленная точка.

 

Полярность батареи

Определить полярность большинства батарей просто, поскольку положительные и отрицательные клеммы будут отмечены символом «+» или «-». Другой стандартной практикой является использование красного провода для положительного и черного провода для отрицательного соединения.
Поиск и использование правильной полярности и правильного течения тока имеет решающее значение для безопасного и эффективного использования электричества. С некоторыми исследованиями и, во многих случаях, здравым смыслом, вы можете убедиться, что ваше устройство работает правильно.

 

Статьи по теме:

Что такое диоды?

Что такое катод батареи?

Что такое электрический проводник

Процесс преобразования переменного тока в постоянный

Интернет-трансляция о великих экспериментах с батареями от учителя железных наук

Переменный ток Переменный ток Постоянный ток Постоянный ток Отрицательная полярность Положительная полярность

Какова прямая и обратная полярность батареи?

Каждая аккумуляторная батарея имеет на корпусе полюсные выводы — минус (-) и плюс (+). Через клеммы он соединяется с бортовой сетью автомобиля, питает стартер и других потребителей. Расположение плюса и минуса определяет полярность аккумулятора. Водителям важно точно знать полярность аккумулятора, чтобы не перепутать контакты при установке.

Полярность батареи

Полярность относится к расположению токоведущих элементов на верхней крышке или передней стороне батареи. Другими словами, это плюс и минус позиции. Токоподводы также сделаны из свинца, как и пластины внутри.

Существует два распространенных варианта компоновки:

  • прямая полярность;
  • обратная полярность.

Прямой

В советское время все аккумуляторы отечественного производства были прямой полярности. Полюсные выводы расположены по схеме — плюс (+) слева и минус (-) справа. Аккумуляторы с такой же схемой производятся сейчас в России и на постсоветском пространстве. Такую схему распиновки имеют и аккумуляторы иностранного производства, которые производятся в России.

Обратная связь

На таких аккумуляторах минус слева, а плюс справа. Такое расположение характерно для аккумуляторов европейского производства и поэтому такую ​​полярность часто называют «европолярностью».

Иная схема расстановки особых преимуществ не дает. На дизайн и производительность это не влияет. Проблемы могут возникнуть при установке новой батареи. Противоположная полярность приведет к изменению положения батареи и длины провода может не хватить. Также водитель может просто перепутать контакты, что приведет к короткому замыканию. Поэтому важно определиться с типом аккумулятора для своего автомобиля уже при покупке.

Как определить?

Это не так сложно узнать. Сначала нужно повернуть батарею лицом к себе. Он находится на той стороне, где расположены наклейки с характеристиками и логотипом. Кроме того, полюсные клеммы расположены ближе к передней стороне.

На многих аккумуляторах сразу видны значки «+» и «-«, которые точно указывают на полярность контактов. Другие производители указывают информацию в маркировке или выделяют токовые выводы цветом. Обычно плюс красный, а минус синий или черный.

В маркировке обратная полярность обозначается буквой «R» или «0», а прямая буква — «L» или «1».

Различия в корпусе

Все аккумуляторы можно условно разделить на:

  • бытовые;
  • Европейский;
  • Азиат.

У них свои стандарты изготовления и распиновки. Европейские батареи, как правило, более эргономичны и компактны. Выходные контакты имеют больший диаметр. Плюс — 19,5 мм, минус — 17,9мм. Диаметр контактов на азиатских батареях намного меньше. Плюс — 12,7 мм, минус — 11,1 мм. Это также необходимо учитывать. Разница в диаметре также указывает на тип полярности.

Можно ли установить аккумулятор с другой полярностью?

Этот вопрос часто возникает у тех, кто по невнимательности купил аккумулятор другого типа. В теории это возможно, но потребует затрат и лишней волокиты с установкой. Дело в том, что если покупать аккумулятор с обратной полярностью для отечественного автомобиля, то длины проводов может не хватить. Просто так удлинить провод не получится. Необходимо учитывать сечение и диаметр клемм. Также это может сказаться на качестве передачи тока от аккумулятора.

Лучшим вариантом будет замена батареи на другую с подходящим расположением контактов. Можно попробовать продать купленный аккумулятор, чтобы не остаться в убытке.

Изменение полярности аккумулятора

Некоторые водители прибегают к методу изменения полярности аккумулятора. Это процедура замены плюса и минуса. Это также делается для восстановления работоспособности аккумулятора. Менять полярность рекомендуется только в крайних случаях.

Внимание! Мы не рекомендуем проводить данную процедуру самостоятельно (без помощи профессионалов) и в условиях, которые специально не оборудованы. Последовательность действий ниже приведена в качестве примера, а не инструкции, и ради полноты раскрытия темы статьи.

Обратная последовательность полярности:

  1. Разрядить аккумулятор до нуля, подключив какую-либо нагрузку.
  2. Подключите положительный провод к минусу, а минус к плюсу.
  3. Начать зарядку аккумулятора.
  4. Остановить зарядку, когда банки закипят.

В процессе начнет повышаться температура. Это нормально и указывает на изменение полярности.

Данную процедуру можно проводить только на исправном аккумуляторе, выдерживающем активную сульфатацию. В дешевых батареях свинцовые пластины очень тонкие, поэтому они могут просто разрушиться и не восстановиться. Также перед началом смены полюсов нужно проверить плотность электролита и банки на предмет короткого замыкания.

Что может произойти, если перепутать при установке?

При перепутывании полярности может произойти следующее:

  • перегорели предохранители, реле и провода;
  • выход из строя диодного моста генератора;
  • Перегорание электронного блока управления двигателем, сигнализация.

Самой простой и дешевой проблемой могут быть перегоревшие предохранители. Однако это их основная функция. Найти перегоревший предохранитель можно мультиметром по «прозвонке».

Если перепутать контакты, то генератор наоборот потребляет энергию от аккумулятора, а не отдает. Обмотка генератора не рассчитана на входное напряжение.

Батарея также может быть повреждена и повреждена. Самым простым вариантом будет выбить нужный предохранитель или реле.

Выход из строя электронного блока управления двигателем (ЭБУ) может стать большой проблемой. Это устройство требует соблюдения полярности, несмотря на встроенную защиту. Если предохранитель или реле не успели перегореть, то, скорее всего, вышел из строя ЭБУ. А это значит, что автовладельцу гарантирована дорогостоящая диагностика и ремонт.

Большинство устройств в электрической системе автомобиля, таких как автомобильный радиоприемник или усилитель, защищены от неправильной полярности. Их микросхемы содержат специальные защитные элементы.

При «прикуривании» от другого аккумулятора также важно соблюдать полярность и последовательность подключения клемм. Неправильное подключение приведет к короткому замыканию на 24 вольта. Если провода имеют достаточное сечение, то они могут расплавиться или обожжется сам водитель.

При покупке нового аккумулятора внимательно читайте маркировку и уточняйте у продавца все характеристики аккумулятора.

Comments |0|

Legend *) Required fields are marked
**) You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>
Category: Разное