Как улучшить печку на ваз 2114: Доработка и модернизация печки на ВАЗ 2114 своими руками
Плохо греет печка ВАЗ-2114 — причины и устранения проблем
Устройство и эксплуатация автомобиля 03 января 2018 9989 0
Содержание статьи
- 1 Система отопления ВАЗ-2114
- 2 Управление печкой
- 3 Причины снижения эффективности работы
- 4 Обслуживание отопителя
АвтоВАЗ для оптимизации производства автомобилей и снижения их стоимости для моделей разных семейств используется одни и те же комплектующие. Примером такой сборки является печка автомобиля ВАЗ-2114, относящегося к семейству «Самара-2». При проектировании этого авто систему отопления салона позаимствовали у моделей первого семейства «Самара» — ВАЗ-2108-21099.
Печка ВАЗ-2114 – интегрированная, с забором тепла от системы охлаждения двигателя и принудительной циркуляцией воздуха. Конструктивно отопитель салона у этой машины прост, что положительно сказывается на надежности системы.
Система отопления ВАЗ-2114
Состоит отопитель салона ВАЗ-2114 из таких элементов:
- радиатор с патрубками;
- кран перекрытия подачи;
- корпус;
- воздуховоды;
- заслонки;
- вентилятор;
- блок управления.
Нагрев воздуха, который подаётся в салон, выполняется за счет пропускания потока воздуха через соты теплообменника – радиатора, по которому циркулирует разогретая мотором охлаждающая жидкость.
В отопителе ВАЗ-2114 реализована возможность перекрытия подачи антифриза в радиатор печки, поэтому система обогрева отключается (на летний период). Прекращение подачи осуществляется с помощью крана, врезанного в патрубок подачи охлаждающей жидкости на радиатор печки.
Радиатор установлен в корпусе отопителя. Помимо размещения составных элементов печки корпус предотвращает рассеивание потока воздуха и направляет его движение.
Корпус печки соединен с воздуховодами, с помощью которых подаёт разогретый воздушный поток в зоны лобового и боковых стекол, в средину салона, к ногам водителя и переднего пассажира. Чтобы отрегулировать направление потока воздуха, на концах воздуховодов, подающих тепло к боковым стеклам и в средину салона, установлены дефлекторы.
Распределение воздушного потока по зонам обеспечивается заслонками, установленным в корпусе. В конструкции печки ВАЗ 21-14 используется три заслонки:
- Заслонка управления печкой. Она перенаправляет воздушный поток через радиатор (печка работает) или в обход него (система работает в режиме вентиляции салона).
- Заслонка подачи потока в зону лобового стекла.
- Заслонка перенаправления теплого воздуха в зону ног или к боковым стеклам и в салон.
Благодаря заслонкам и крану печки водитель задействует систему отопления салона, управляет потоком воздуха, выбирая, в какую зону его следует подать.
Вентилятор, входящий в конструкцию отопителя, создаёт воздушный поток. Благодаря комплектации цепи питания электродвигателя вентилятора реостатами, узел получил три режима работы, при которых вентилятор вращается с разной скоростью.
В отличие от систем отопления автомобилей классического семейства – ВАЗ-2101-2107, вентилятор в ВАЗ-2114 нагнетает воздух в корпус печки, а не втягивает его, что повышает эффективность подачи воздуха. Поэтому этот узел установили не внутри корпуса, а на нем. Доступ к вентилятору стал проще, поскольку на ВАЗ-2114 он размещен в подкапотном пространстве, в нише возле моторного щита.
Управление печкой
Управление заслонками и краном на ВАЗ-2114 осталось как и на ВАЗ-2109 механическим, дистанционным. Блок управления печкой на этом автомобиле представляет собой три ползунка (рычажка) и ручку выбора режима работы вентилятора. Ползунки посредством тросов соединены с краном печки и заслонками. Для управления отопителем водитель перемещает ползунки, воздействуя на заслонки и кран.
Механизм управления печкой ВАЗ-2114 реализован интересно:
- Нижний ползунок соединен тросами одновременно с краном и основной заслонкой. При переводе в крайнее левое положение кран открывается, а заслонка обеспечивает горячего подачу воздуха в салон через радиатор – печка работает в режиме опления. Переведя ползунок в крайнее правое положение, водитель закрывает кран, а заслонка направляет воздух в обход радиатор – система обогрева работает в режиме вентиляции салона.
- Верхний левый ползунок отвечает за направление воздуха в зону ног или по воздуховодам обогрева боковых стекол и подачи тепла в салон (центральный дефлектор).
- Верхний правый ползунок соединен тросом с заслонкой подачи воздуха в зону лобового стекла.
Слева от ползунков размещена ручка включения вентилятора. Блок управления размещен посредине консоли, под центральным дефлектором, что обеспечивает удобство доступа.
Примечательно, что в печке ВАЗ-2114 отсутствует режим закрытой циркуляции воздуха в салоне, который есть на том же ВАЗ-2107. Ввиду того, что на ВАЗ-2114 поток воздуха, подающегося в салон, создаётся только принудительно (вентилятором), потребность в режиме закрытой циркуляции отпала.
Причины снижения эффективности работы
Несмотря на простоту конструкции, проблемы с печкой ВАЗ-2114 возникают часто. В основном они связаны с падением производительности системы отопления – печка слабо прогревает воздух, дует холодным или немного теплым воздухом. При этом причины плохой работы печки могут быть как общими (прогрев слабый при любых установках блока управления), так и при работе при определенном режиме, например, на холостых оборотах. Или, к примеру, холодный воздух или чуть тёплый воздух дует только на боковые стекла, а в остальных режимах обогрев работает нормально.
Частые причины по которым печка перестала греть:
- засорен радиатор печки или в нем образовалась воздушная пробка;
- заслонка отопителя при переводе в режим обогрева неплотно прилегает к корпусу, из-за чего часть воздушного потока движется в обход радиатора и поступает в салон холодным;
- кран открывается не полностью — это одна из основных причин плохо греющей печки;
- образование щелей в местах стыков корпуса и воздуховодов, из-за чего происходит сильное рассеивание воздушного потока.
Определить причину общего снижения эффективности работы системы отопления несложно. Чтобы выявить почему плохо греет печка ВАЗ — 2114, нужно снять боковые декоративные панели с центральной консоли, а далее прогреваем двигатель и включаем печку на максимальную мощность. После этого пробуем патрубок подачи антифриза в радиатор печки до крана и за ним. Одинаковая температура нагрева трубки с обеих сторон указывает на то, что кран исправен и проблема кроется в радиаторе. Если же после крана патрубок менее прогрет, кран заклинил или полностью не открывается.
После этого определяем температуру на входном и выходном патрубке радиатора. Если теплообменник не засорен и в нем нет пробки, то температура выходного патрубка будет ниже, чем входного. А вот если выходная трубка холодная — антифриз по радиатору не циркулирует, что указывает на образование воздушной пробки (завоздушивание) или засорение.
Частой причиной отказа печки ВАЗ-2114 является выработка и люфт в ползунках. Из-за этого даже при переводе их в крайние положения тросики не доводят кран и заслонки до упора (кран остается призакрытым, а заслонки не перекрывают каналы движения воздуха). Устраняется эта проблема просто – нужно сделать регулировку и немного укоротить тросики.
Проблема недостаточно прогрева какой-то из зон связана с нарушением управления заслонками. Происходит это из-за той же выработки на ползунках, соскакиванием тросика с рычагов заслонки, выскакиванием осей заслонок из посадочных мест в корпусе, что сопровождается щелчками.
Помимо слабого прогрева автовладельцы ВАЗ-2114 сталкиваются с тем, что падает интенсивность потока воздуха. Происходит это из-за рассеивания воздуха через щели в местах соединения корпуса и воздуховодов, засорением мусором последних – многие владельцы не ставят фильтры салона, поэтому листья попадают в воздуховоды, и мешают движению воздуха.
Обслуживание отопителя
Чтобы печка ВАЗ-2114 зимой грела хорошо, перед холодами проведите обслуживание отопителя:
- Снимите его с авто.
- Разберите и почистите.
- Проверьте работоспособность заслонок, проклейте их торцы уплотнителями.
- Места стыков проклейте герметиком.
- Промойте радиатор.
- После сборки – отрегулируйте тросики привода, чтобы при перемещении ползунков, заслонки и кран становились в крайние положения.
Этих мер достаточно, чтобы система отопления нормально функционировала зимой, обеспечивая теплом салон авто.
Напоследок отметим, что выше рассмотрены причины плохой работы печки, но она все же продолжает функционировать. Но у этого узла бывают и поломки и тогда печка отказывает и перестаёт работать полностью. К таким причинам относятся пробой радиатора, появление течей в местах соединения патрубков, неисправность вентилятора (обрыв цепи, выработка ресурса электродвигателя или его перегорание).
что делать, если из печки дует холодный воздух
Иногда владельцами автомобилей ВАЗ-2114 приходится сталкиваться с проблемой неработающей печки. В особенности, подобные неисправности доставляют проблемы в зимний период времени, поскольку в салоне автомобиле не просто стоит невыносимый холод, но и лобовое стекло стремится покрыться тонкой коркой льда, который значительно закрывает обзор. Поэтому если вдруг в ВАЗ-2114 перестала работать печка, следует немедленно найти причину неисправности.
Такие проблемы могут возникать по множеству причин, начиная от износа системы охлаждения и заканчивая проблемами с электропроводкой. В данной статье будут подробно рассмотрены все возможные причины неисправности печки, благодаря которым удастся найти решение данной проблемы.
Следует отметить, что симптомы неисправности печки можно разделить на два типа:
- Из печки дует холодный воздух. Изредка едва теплый.
- Печка вообще не включается либо не работает в некоторых отдельных режимах.
Содержание
Неисправности системы охлаждения ВАЗ-2114
Если в автомобиле не работает термостат, по большому кругу постоянно гоняется охлаждающая жидкость, которая имеется в системе. В результате получается, что жидкость не успевает нагреваться, поэтому из печки дует холодный либо слегка теплый воздух. Для того чтобы решить данную проблему, достаточно всего лишь отремонтировать либо заменить термостат.
Читайте также: Коды ошибок в ВАЗ-2114
Еще одной причиной может быть банальная воздушная пробка, образовавшаяся в термостате. Для того чтобы устранить данную проблему, нужно скинуть патрубок, идущий в отопитель, после чего долить антифриз до самого верха. Следует отметить, что в данном случае уровень жидкости в системе не должен быть ниже максимальной отметки, а то и на целый сантиметр выше нее. А все потому, что если в системе не хватает жидкости, то печка дует холодным воздухом.
Если же на холостых оборотах печка дует холодным воздухом, проблема может скрываться в помпе, поскольку она не в состоянии обеспечить нормальную циркуляцию в системе охлаждающей жидкости. В таком случае помпу необходимо заменить.
Засоренный радиатор печки в ВАЗ-2114
Если причиной того, что из печки дует холодный воздух, является засоренный радиатор, единственным способом устранения данной проблемы, является демонтаж радиатора, а также его последующая продувка.
Чаще всего, после этого печка начинает работать, как новая.
Поломка крана печки
Достаточно часто печка автомобиля ВАЗ-2114 дует холодным воздухом в связи с неисправностью краника. Для того чтобы избавиться от этой проблемы, следует подтянуть трос, до которого с легкостью можно добраться из педального узла. Под рукой необходимо иметь плоскогубцы, которыми, собственно, и натягивается тросик.
В том случае, если проделав все указанное выше, кран печки все равно не открылся, причин остается лишь две:
- кран закис;
- кран требует замены.
Кстати, данную процедуру следует проводить очень осторожно, поскольку легко можно сорвать кран, в результате чего жидкость вытечет прямо в салон автомобиля.
О неисправности краника свидетельствует холодный воздух, который дует из печки автомобиля в то время, когда она включена на обогрев. Еще одной причиной для замены крана является его подтекание.
Если вы приняли решение заменить краник самостоятельно, представляем вашему вниманию последовательность действий:
- открутить сливные пробки, размещенные на блоке двигателя;
- слить всю охлаждающую жидкость, которая имеется в системе;
- зачистить шпильки, имеющиеся на кранике при помощи железной щетки;
- смочить их WD-40. Благодаря такому действию откручивание значительно облегчится;
- разжать на патрубках хомуты и слить остатки жидкости;
- в салоне автомобиля открутить боковую накладку, разжать хомуты на патрубках, которые направлены в радиатор отопителя;
- открутить гайки под машиной, удерживающие кран;
- вытащить кран через салон;
- отсоединить тросик, ведущий к нему;
- подсоединить его к новому крану;
- проверить, правильно ли собраны все детали;
- приступить к процессу сборки в обратном порядке.
Реле и предохранители
Сгоревший предохранитель является одной из наиболее распространенных неисправностей печки в ВАЗ-2114. Эта причина предельно проста, поскольку устранить ее может каждый человек, который не имеет ни малейшего представления в строении автомобиля. Однако эта причина одновременно является и весьма неприятной, поскольку установить причину, по которой сгорел предохранитель, во-первых, необходимо, а во-вторых, не так уж и легко. Обычно сгоревший предохранитель свидетельствует о неисправностях в электропроводке автомобиля.
Проблема с переключателями
Для того чтобы проверить исправность переключателей печки, необходимо обзавестись самой простой лампочкой, мощностью в 12 вольт, с двумя проводами. Далее следует снять центральную часть приборной панели и произвести следующие действия:
- включить зажигание автомобиля;
- замкнуть проводом на массу минусовой контакт от лампочки;
- плюсовой контакт попеременно подключать к выходам 1-2-3 на добавочном резисторе.
Если во время проведения данной процедуры лампочка будет загораться, это свидетельствует о том, что переключатель работает. Но в случае если лампочка так и не загорелась, вероятнее всего, сгорел предохранитель либо оборвалась цепь.
Читайте также: Замена сцепления в ВАЗ-2114
Поломка мотора печки
Конечно же, мотор печки, как, собственно, и любая другая электродеталь ВАЗ-2114, со временем может сгореть. Однако прежде чем принять решение о его замене, необходимо проверить на работоспособность все предохранители, переключатель режима температур, а также реле зажигания. Если все указанные выше детали оказались в порядке, значит, дело все-таки в моторе.
Для произведения его замены необходимо сначала разобрать, а потом снять всю торпедо, перекрыть кран отопителя, а также слить тосол либо антифриз. Далее снимает все патрубки, вытаскиваем старый моторчик, а на его место устанавливаем новый. Как только работоспособность нового отопителя будет проверена, систему можно вновь заполнить той жидкостью, что была слита в начале этого процесса.
Как вам статья?
Замена вентилятора печки ВАЗ 2114
Комфорт в современном автомобиле должен быть тихим. То есть все приборы и устройства, которые должны работать бесшумно, должны молчать, иначе в результате пения хором из кондиционера, отопителя, моторчика стеклоочистителей и омывателя звуковой фон может оказаться не самым располагающим к поездке. Один из солистов этой симфонии вполне может быть печником, поэтому рассмотрим некоторые методы борьбы с ним.
Цена вентилятора печки ВАЗ 2114
Аналогично устроены отопители переднеприводных автомобилей ВАЗ семейства Самара, и мы будем рассматривать ВАЗ 2114 как квинтэссенцию развития печного отопления салонов тольяттинских автомобилей конца ХХ века . Простая и достаточно надежная печь Самар греет лучше, чем можно от нее ожидать. Да и ремонт и обслуживание печки обходится недорого. Единственное, что нельзя измерить деньгами, это эргономика обслуживания, демонтажа и замены вентилятора печки на ВАЗ 2114. Вентилятор продается в комплекте с электродвигателем и кожухом. И это идеальный вариант замены, хотя цена узла потихоньку подползает к тысяче. Вентилятор от Luzar стоит около 900 рублей, и это не лучший производитель вентиляторов в мире.
А менять придется в сборе, т.к. вал двигателя и сама турбина-вентилятор отбалансированы и отцентрованы в условиях сборочного завода. В этом главное отличие хорошего веера от Лузаровского. Если крыльчатка не отцентрирована, от нее будет больше шума, чем тепла. Кроме того, от постоянной вибрации он не только шумит. Втулки двигателя летят от вибрации, ну а если вообще не летают, то служат намного меньше, чем на центрированном узле. Поэтому решать каждому — дороже грохот, грохот, визг и высокая вероятность остаться без отопления ежеминутно, или потратить 1000 с лишним рублей на нормальный вентилятор.
Схема подключения, резисторы и реле вентилятора
В принципе поменять вентилятор не сложно, но придется вспомнить службу в армии и лексику дежурного. Технические характеристики вентилятора и схему его подключения мы разместили на странице, если это как-то поможет в разборке. На всякий случай, если кто-то не сможет найти оригинальный вентилятор, то двигатель должен развивать не менее 4200 об/мин при токе потребления не более 14 ампер.
Свист и вой могут быть разными на разных режимах работы двигателя. Это связано с тем, что схема подключения предполагает наличие резистора сопротивлением 0,23 и 0,65 Ом. Один ограничивает ток для малой скорости, а другой служит для получения второй скорости. Но это теория.
Где находится и как снять вентилятор печки
Практические занятия по демонтажу отопителя ВАЗ 2114 начинаются с определения места его расположения. Если идти на звук, то отопитель вместе с вентилятором можно найти под лобовым стеклом в подкапотном пространстве. Вообще завод говорит, что можно демонтировать двигатель не снимая отопителя. Для этого была разработана следующая методика, которой мы рады поделиться:
Дальнейший ремонт и разборку производить только в том случае, если нет возможности найти новый двигатель в сборе с вентилятором, и только если никто не собирается снимать крыльчатку с вала, иначе придется весь узел в сборе выбрасывать, так как заводская центровка не может быть достигнута ни при каких обстоятельствах.