Может ли октановое число быть больше 100: Октановое число. Опровержение мифов | Наука и жизнь
Может ли октановое число быть больше 100
- ↑ Число обозначает среднее арифметическое ОЧМ и ОЧИ данного типа бензина.
- ↑ 12 Ориентировочное значение; может слегка варьироваться в зависимости от состава конкретных образцов бензина.
- ↑ 12 Норма по СТО 00044434-006-2005 с изм. 1—5.
- ↑ Октановое число было определено при смешении с бензином.
Исследовательское октановое число (ОЧИ) (англ. Research Octane Number — RON) определяется на одноцилиндровой установке с переменной степенью сжатия, называемой УИТ-65 или УИТ-85, при частоте вращения коленчатого вала 600 об/мин , температуре всасываемого воздуха 52 °C и угле опережения зажигания 13°. Оно показывает, как ведёт себя бензин в режимах малых и средних нагрузок.
Моторное октановое число (ОЧМ) (англ. Motor Octane Number — MON) определяется также на одноцилиндровой установке, при частоте вращения коленчатого вала 900 об/мин , температуре всасываемой смеси 149 °C и переменном угле опережения зажигания.
По крайней мере в 1950-х годах использовалось также октановое число по температурному методу [4] .
Октановое число AKI [en] является средним арифметическим между ОЧИ и ОЧМ. Используется на АЗС в США, Канаде, Бразилии и некоторых других странах.
Разность между ОЧИ и ОЧМ характеризует чувствительность топлива к режиму работы двигателя.
Поскольку при эксплуатации полноразмерного двигателя при переменных режимах происходит фракционирование бензина, необходимо раздельно оценивать детонационную стойкость его различных фракций. Октановое число бензина, с учётом его фракционирования в двигателе, получило название «распределение октанового числа» (ОЧР). В связи со сложностью определения октанового числа на двигателях разработаны методы косвенной оценки детонационной стойкости по физико-химическим показателям и характеристикам низкотемпературной реакции газофазного окисления, имитирующего предпламенные процессы.
Углеводороды, которые содержатся в топливах, значительно различаются по детонационной стойкости: наибольшее октановое число имеют ароматические углеводороды и парафиновые углеводороды (алканы) разветвлённого строения, наименьшее октановое число имеют парафиновые углеводороды нормального строения. Топлива нефтяного происхождения, полученные каталитическим риформингом и крекингом, имеют более высокие октановые числа, чем полученные при прямой перегонке.
Для повышения октанового числа топлив используются высокооктановые компоненты и антидетонационные присадки. Многие из них (например, МТБЭ) испаряются легче, чем бензин, что приводит к интересному эффекту у машин с негерметичным бензобаком — по мере расходования топлива и испарения присадки октановое число бензина, оставшегося в баке, уменьшается на несколько единиц. Это приводит к лёгкому звону при полной мощности мотора (если он не оборудован датчиком детонации). Подавляющее большинство современных инжекторных двигателей имеет датчики детонации, позволяющие использовать любой бензин с октановым числом 91—98, однако для двигателей с высокой степенью сжатия может быть необходимо использовать бензин с октановым числом не ниже 95 или даже 98.
Всех приветствую. В последнее время возник такой стереотип «чем больше октановое число (ОЧ) тем больше мощности у авто, тем быстрее я уеду со светофора». Я хочу развеять данный миф.
Начнем с теории. Давайте сразу дадим определение что такое октановое число.
Окта́новое число́ (от [изо]октан) — показатель, характеризующий детонационную стойкость топлива (способность топлива противостоять самовоспламенению при сжатии) для двигателей внутреннего сгорания.
Из определения понятно что чем выше ОЧ тем меньшая вероятность его детонирования, другими словами низкооктановый бензин горит быстрее, чем высокооктановый. Октановое число могут повышать и присадками, специально чтобы снизить его скорость горения.
Далее надо ввести определение «степень сжатия».
Степень сжатия – это величина, определяющая соотношение объемов внутренней части цилиндра, замеренного (вычисленного) в двух положениях поршня – в нижнем и верхнем. Не путайте его с компрессией!
Бензин в классических моторах, я имею в виду 4-х тактные, со степенью сжатия 9:1 может использоваться с ОЧ 92.
Рассмотрим пару ситуаций.
1) Смесь может начать гореть от искры, но из-за быстроты процесса в некоторых областях образуется слишком большое давление, от давления температура превышает некоторый порог и смесь детонирует. На картинке, зеленым я обозначил область нормального горения, а пурпурным где могут образоваться эти области. Вот пурпурные области загоряются сами по себе, не от свечки, то есть сначала по поршню бьет пурпурная ударная волна, следом приходят остатки зеленой.
Теперь рассмотрим обратную ситуацию. У вас мотор со степенью сжатия 9:1 и вы заливаете 98 топливо, то есть топливо с замедленным горением.
В этом случае процесс горения смеси не будет препятствовать движению коленвала с поршнем, но что же произойдет. Мотор будет работать плохо и мощность опять таки понизится. Топливо будет загораться позже и станет догорать в системе выпуска отработавших газов. Повысится теплонагрука на двигатель. Будет плавиться катализатор, следом начнет прогорать глушитель. Если начать изменять угол зажигания то результата это не принесет, потому что весь процесс горения растянут по времени, а давление горящая смесь должна обеспечивать в определенный промежуток времени, который рассчитал автопроизводитель. Чтобы обеспечить работу двигателя на высокооктановым топливе и увеличить его мощность необходимо будет поднять степень сжатия и выставить углы зажигания. Без этого у вас ничего не получится.Тот кто скажет у меня современный автомобиль на инжекторе а не карбюратор, тоже сильно ошибается. Да, в современных машинах есть множество датчиков, включая датчики детонации, с помощью них, мозг автомобиля может подкорректировать угол зажигания.
Итак, итоги. Когда вы заливаете в бак топливо с большим октановым числом, чем указывал автопроизводитель, вы не только не получите больше мощности а даже наоборот, снизите её. В добавок получите большее тепловыделение, уменьшение ресурса некоторых компонентов и дополнительные расходы на сам бензин. А если заливать низкооктановый бензин вы уменьшаете ресурс двигателя, что непременно рано или поздно отразится на его работе. Заливайте только тот бензин что предусмотрен заводом. Мысли что повысилась мощность от 100го бензина ошибочны, просто эффект плацебо.
Откуда взялся стереотип «чем больше ОЧ тем больше мощности«:
Заливая бензин с меньшим ОЧ, чем надо, мощность вы все-таки уменьшаете. А следовательно увеличение ОЧ топлива в пределах от минимума до рекомендованного — и впрямь дает увеличение мощности. Отсюда этот стереотип и взялся. Приведу пример. Автомобиль рассчитан на 95 бензин, но производитель говорит что двигатель может подстроиться под 92, а вы всегда едите на 92, и тут вдруг захотелось залить 95. Заливаете и говорите что вот, поперла наконец (разницу в 3% вы не почувствуете, ну если вы конечно не профессиональный гонщик) и стали всем говорить что 95 это супер бензин. На самом деле вы просто не знаете требований своего автомобиля.
Всем ни гвоздя ни жезла. Спасибо за внимание.
На российских АЗС, в том числе и в Краснодарском крае, все активнее появляются бензины с сотым октаном. Редакция Юга.ру разбирается, что это за топливо и с чем его едят.
Что такое октановое число?
Для начала следует задаться вопросом: что такое вообще октановое число и почему 100 лучше, например, чем 98? Логика здесь в следующем.
Эта характеристика показывает детонационную стойкость бензина. Ведь он сам по себе должен не только давать пищу двигателю, но и противостоять детонации в его цилиндрах. Для понимания: когда свеча зажигает топливо в камере сгорания, от нее движется так называемый фронт пламени, причем очень быстро — со скоростью 50-60 м/с. Но бывает, что в противоположной стороне цилиндра также случается воспламенение, и навстречу «правильному» фронту вырывается детонационный.
В результате их столкновения может произойти что угодно. Разрушаются, точнее, прогорают клапаны, выходят из строя вкладыши подшипников, поршни. Все перечисленное — вещь неприятная и затратная в плане ремонта.
Но избежать детонации можно, если использовать бензин с высоким октановым числом. Автопроизводители указывают его в инструкции по эксплуатации машины и дополнительно на лючке топливного бака. Руководствуйтесь данной рекомендацией, и авто скажет вам спасибо за то, что накормили его блюдом высокой кухни, а не сомнительной шаурмой.
Чем хорош «сотый» бензин?
Идем дальше, и следующий вопрос: какие достоинства есть у «сотого» бензина?
Начнем издалека. Современные двигатели внутреннего сгорания появились в начале XIX века и с тех пор даже сохранили без особых изменений некоторые элементы конструкции, к примеру поршневую группу. Однако в наше время к моторам предъявляются более высокие требования, чем даже 20 лет назад.
Тогда многие производители делали ставку на увеличенный ресурс агрегата, рассчитывая, что он без проблем проработает до пробега в 300-500 и более тысяч километров. Теперь же главный акцент делают на максимальное использование мощности движка. А раз так, то высокооктановые бензины оказываются наиболее востребованными у автомобилистов.
Указывают две причины, по которым «сотка» должна завоевать популярность. Первая — такое топливо помогает двигателям справляться с резким увеличением нагрузок при старте, обгоне, движении в горку, спортивной езде, то есть когда вероятность детонации возрастает. Вторая — «сотка» работает даже в моторе, в камере которого скопились значительные отложения, а без них не обходится ни один движок, проехавший более 15-20 тыс. км.
В итоге «сотый» бензин способствует более надежной и плавной работе мотора без перегрузок и их негативного влияния. Однако, чтобы движок не хандрил и, образно говоря, не испытывал расстройств пищеварения, его следует кормить высокооктановым топливом регулярно.
Александр. Владелец Toyota Camry 2017 года (2,5 литра, 181 л.с.):
— Заливаю, когда в дальние поездки езжу. Из Краснодара в Москву или в сторону Сочи. Кажется, что машина резче реагирует на педаль газа. Скажем так, использую G-Drive 100 иногда, как добавку к стандартному топливу. Хотя, в принципе, думаю, что можно было бы и использовать повседневно.
Где и как его производят?
G-Drive 100 производят на самом крупном нефтеперерабатывающем заводе России — Омском НПЗ. С 2008 года предприятие проводит масштабную программу модернизации и может выпускать сверхкачественное топливо.
Омский НПЗ производит высокооктановый бензин исключительно методом глубокой переработки нефти. Если вдаваться в специфические подробности, то основу G-Drive 100 составляют метилтретбутиловый эфир и алкилбензин. Указанные редкие компоненты производит тот же Омский НПЗ, что отличает его от иных предприятий, зачастую вынужденных закупать ингредиенты для бензина у сторонних компаний. Главная особенность этого бензина состоит в том, что он изготавливается без добавления октаноповышающих присадок.
Кто в ответе за качество?
А G-Drive 100 прошел необходимые исследования? Кто-то может подтвердить его качество?
Да. До запуска в розницу бензин подвергся испытаниям, устроенным специалистами нескольких авторитетных структур. Забегая вперед, можно сказать, что все тесты были пройдены успешно.
Так, независимая международная лаборатория SGS подтвердила его соответствие европейской спецификации качества топлива. Всероссийский научно-исследовательский институт по переработке нефти — а это, между прочим, наш ведущий отраслевой институт — установил, что характеристики бензина отвечают высоким требованиям. В свою очередь ученые Южно-Уральского госуниверситета провели стендовые испытания G-Drive 100 на самом популярном моторе России — двигателе ВАЗ-21114 и на практике доказали, что этот бензин эффективно защищает сердце авто при резком увеличении нагрузок и предохраняет его от образования нагара.
В дополнение «Газпром нефть» обкатала передовое горючее на болидах своей гоночной команды, и оно не подвело. Команда G-Drive Racing становится чемпионом Европы в гонках на выносливость уже третий год подряд.
Вадим, Peugeot 5008 2016 года (1,6 литра, 150 л.с.):
— Кажется, на G-Drive 100 мотор работает ровней, разгон стал динамичнее. И на высоких оборотах машина ведет себя спокойно, что ли.
Что же дает в итоге АИ-100 вашему автомобилю?
На этот вопрос со всей уверенностью уже сейчас могут ответить автолюбители стран Юго-Восточной Европы, где «Газпром нефть» выпускает «сотку» на своих сербских предприятиях с 2015 года.
Согласно отзывам, потребители действительно наблюдают снижение расхода топлива, ровную работу двигателя, повышение мощности, уверенную работу мотора при нагрузках, в том числе и экстремальных.
Большинству россиян еще только предстоит познакомиться с G-Drive 100, но автолюбителям уже рассказали о новом бензине весьма необычным способом. «Газпром нефть» провела в нескольких регионах просветительскую кампанию под названием «Голос твоего автомобиля». Посетители АЗС от лица своей машины, (заговорившей голосом Оптимуса Прайма), услышали рассказ о достоинствах новейшего топлива и узнали, почему авто так нравится его получать в пищу.
что такое, как повысить или понизить? Что такое детонация?
Что такое детонация и на что она влияет?
Под детонацией понимается процесс самопроизвольного воспламенения топливной смеси. Если мотор функционирует корректно, то сгорание плавное, искра формирует вспышку в момент, когда поршень достигает крайнего верхнего положения. Самопроизвольный процесс имеет место, когда вспышка возникает в процессе сжатия, из-за чего увеличивается нагрузка на поршень и стенки цилиндра, как механическая, так и термическая.
На что влияет детонация? На все рабочие характеристики ДВС. При ее возникновении мотор просто не может работать нормально. Корректное сгорание предполагает, что пламя распространяется со скоростью от 20 до 40 метров в секунду, отсутствие контроля увеличивает этот показатель до 2000, что идентично взрыву. Определить опасную ситуацию можно по характерным хлопкам, металлическим звукам. Из-за нее мотор сильно греется, теряет мощность, камеры сгорания быстро загрязняются. Если не понимать, что значит детонация, игнорировать ее признаки, продолжать использовать горючее низкого качества или неправильной марки, то очень скоро придется столкнуться с необходимостью капитального ремонта, а то и замены силовой установки.
Как определить октановое число?
Определение октанового числа с максимальной точностью возможно только в условиях специализированной лаборатории. Специалисты используют две технологии:
- Моторная, для которой требуется одноцилиндровый испытательный стенд. Он позволяет оперативно корректировать степень сжатия, сама проверка почти на 100% идентична поведению реального автомобильного двигателя на загородной магистрали. Нормативный документ, в соответствии с положениями которого проводятся тесты – ГОСТ 511/82.
- Исследовательская, основанная на сравнении эталонного и опытного топливных образцов. Регламентирующий нормативный акт – ГОСТ 8226.
Многих водителей интересует, как определить октановое число самостоятельно, чтобы определить одну из вероятных причин поломки авто. К сожалению, с высокой точностью сделать это невозможно. Перед тем, как проверить октановое число, можно прочитать массу специализированной литературы и даже обзавестись специальным прибором, октанометром, но даже у наиболее совершенных моделей погрешность доходит до 5 единиц, а у большинства простых – до 10. Это очень много.
Если говорить о минимальных и максимальных показателях, то когда-то на АЗС был распространен бензин АИ-76. Нетрудно понять, чему равно октановое число этой марки – 76 единицам. Сейчас марка уже не продается, машины, использующие ее, давно сняты с производства, минимальное значение, которое можно увидеть на информационных щитах заправочных станций – 80. Максимальное октановое число – 130-140, но оно запрещено экологическими актами, присадки, позволяющие достичь таких цифр, довольно опасны. Гоночные новые авто используют топливо с ОЧ 102, авиатехника – 115.
Инструкция: как повысить октановое число?
Как повысить октановое число, если у купленной партии горючего оно оказалось ниже заявленного? Это довольно трудно. В рамках производства нефтеперерабатывающие заводы могут вносить коррективы в технологию, применять специальные катализаторы, за счет которых формируются соответствующие углеводороды.
Стоит знать, чем повысить октановое число и водителю. В магазинах автомобильной химии доступны специальные присадки, основные компоненты которых – ароматические углеводороды, спирты, тетраэтилсвинец. Они весьма эффективны, рост составляет до 12 единиц, при этом, вред для экологии отсутствует. Минус – высокая летучесть присадок, их имеет смысл заливать непосредственно в бак, при долговременном хранении топливо однозначно растеряет достигнутые свойства.
Инструкция: как понизить октановое число?
Над тем, как понизить октановое число бензина правильно и безопасно, часто задумываются владельцы старых машин, моторы которых просто не рассчитаны на современные марки. Самый простой способ – ожидание. Открытую емкость с топливом нужно просто выдержать в течение определенного времени. В среднем, значение падает на 0.5 единицы в сутки, что объясняется испарением летучих компонентов.
Если говорить о том, как понизить октановое число быстро, то допустимо, но не рекомендовано добавление керосина. Методика сложна в расчетах, непросто определить необходимые пропорции, а ошибка стоит очень дорого.
Как влияет на двигатель бензин с низким и высоким октановым числом?
Причины возникновения детонации – ошибки водителя, эксплуатация топлива со слишком низким ОЧ, обман на АЗС. Длительная работа в таком режиме категорически не рекомендована. Сначала начинают доноситься посторонние звуки, потом мощность ДВС сильно падает, растет топливный расход. Страдает и выхлопная система, по которой выходят раскаленные газы. Лучшее решение в такой ситуации – сбросить обороты и осторожно доехать до заправки за нужным горючим. Стоит вновь прочесть, что значит детонация, чтобы понять всю опасность явления.
Использовать бензин с большим октановым числом – это тоже ошибка, несмотря на то, что многие водители считают иначе. В первую очередь, придется столкнуться с увеличением расхода, если же работа длительная, то на свечах, клапанах, поршнях начнет формироваться нагар, мощность серьезно упадет, потеряется динамика. Все это объясняется тем, что топливовоздушная смесь просто не будет в достаточной мере сжиматься, это не предусмотрено конструктивными особенностями двигателя, ее горение станет медленным, неполным. Постепенно ситуация усугубится, выпускные клапаны перегреются, а в критическом случае – прогорят. Замена клапанов – одна из наиболее сложных восстановительных задач, без капитального ремонта не обойтись, а это долго и дорого.
Если даже примерно понимать, что представляет собой октановое число, это простыми словами поможет объяснить и нежелательные последствия, связанные с некорректным выбором. Чтобы работа ДВС была безаварийной, нужно грамотно подбирать топливо.
Запись на диагностику автомобиля
Читайте также
Что такое VIN-код автомобиля?
Что такое Трейд ин автомобиля?
Всё о свидетельстве о регистрации транспортного средства
Как заряжать автомобильный аккумулятор?
Почему машина бьет током: причины и эффективные способы устранения
Как сохранить гос. номер при продаже авто?
Высокооктановый бензин против низкооктанового бензина
Учитывая, что цены на топливо в последнее время остаются достаточно низкими, стоит ли тратить дополнительные деньги на бензин премиум-класса? И что вообще означают эти цифры?
Напомнить позже
Чтобы понять октановое число, нам нужно выполнить небольшой процесс:
- Что означает октановое число топлива?
- Почему это важно?
- Будут ли дорожные автомобили лучше работать на высокооктановом топливе?
- Следует ли использовать топливо с более высоким октановым числом?
1. Октановое число – объяснение
Октановое число топлива – это показатель, используемый для определения его устойчивости к детонации двигателя. Топливо с более высоким октановым числом будет более устойчивым к детонации. Другой способ подумать об этом — насколько сильно может сжиматься это топливо. Топливо с более высоким октановым числом может быть сжато (вместе с воздухом) больше без детонации в результате тепла от сжатия.
Существуют различные способы измерения октанового числа топлива, и в разных регионах используются разные методы. Часто думают, что европейское топливо имеет более высокое октановое число, чем американское, хотя на самом деле мы используем разные системы измерения. Следующее видео объясняет разницу:
Топливо, безусловно, может иметь октановое число выше 100, и гоночное топливо часто таковым является. Это делается путем изменения состава топлива (с использованием этанола, метанола, нитрометана, этилированного топлива и т. д.), чтобы повысить октановое число и использовать более высокое давление.
2. Почему это важно?
Используя топливо с высоким октановым числом, разработчики двигателей могут применять различные технологии для повышения надежности, эффективности и выходной мощности. Во-первых, это помогает предотвратить детонацию. Детонация двигателя или стук возникает, когда отдельный карман воздушно-топливной смеси воспламеняется после того, как искра воспламенила воздушно-топливную смесь в камере сгорания. Это, очевидно, нежелательно, так как может привести к серьезному повреждению двигателя, и этого можно избежать, используя топливо с соответствующим октановым числом.
Во-вторых, более высокое октановое число позволяет использовать более высокие степени сжатия. Степень сжатия напрямую связана с тепловым КПД, поэтому чем выше степень сжатия, тем эффективнее будет двигатель (конечно, действует закон убывающей отдачи).
В этом видеоролике показано, насколько можно повысить эффективность (и производительность) за счет увеличения степени сжатия:
В-третьих, высокооктановое топливо позволяет увеличить угол опережения зажигания. Это означает, что искра зажигается задолго до того, как поршень достигает верхней мертвой точки на такте сжатия. Причина, по которой это делается, заключается в том, что фронту пламени требуется время, чтобы расшириться и сжечь воздушно-топливную смесь. Если вы начнете этот процесс до того, как поршень достигнет верхней мертвой точки, вы можете увеличить максимальное давление, которое будет иметь цилиндр после полного сжатия воздушно-топливной смеси (и движения вниз), и это приведет к увеличению мощности. Очевидно, вы не хотите детонировать слишком рано, так как вы будете оказывать давление в неправильном направлении, но если вы зажжете слишком поздно, вы потеряете ценный крутящий момент.
В этом видео показано, как увеличить мощность за счет увеличения опережения зажигания. На нем также показан Volkswagen с высокооктановым бензином, подаваемым в два цилиндра, в то время как в два других используется низкооктановое топливо, чтобы увидеть перепад давления, создаваемый изменением синхронизации:
youtube.com/embed/gqvhaPLuTPI?feature=oembed» frameborder=»0″ allowfullscreen=»»>3. Будут ли дорожные автомобили работать лучше с высокооктановым топливом ?
Простой ответ: да, если они предназначены для этого. Если автомобиль рекомендует использовать топливо с обычным (или низким) октановым числом, маловероятно (читай: это не поможет), что будет какой-либо выигрыш в производительности от использования топлива с более высоким октановым числом. Если автомобиль рекомендует топливо с более высоким октановым числом, это, вероятно, не просто так, но имейте в виду дилемму инженера: если вы создаете автомобиль, который должен работать на 93 AKI, и продавать его на рынках, где доступно топливо 87 AKI, кто-то (многие кто-то) зальет 87 в бак. Вы не хотите этого, поэтому вам нужно спроектировать двигатель так, чтобы он мог работать и на 87-м топливе. Вы не можете изменить степень сжатия, и у вас, вероятно, есть желаемый поток воздуха для достижения целевых уровней мощности, поэтому вам остается изменить угол опережения зажигания.
Умный двигатель, которому для оптимальной работы требуется топливо с высоким октановым числом, сдвинет угол опережения зажигания, чтобы предотвратить детонацию при использовании топлива с более низким октановым числом, и сдвинет угол опережения зажигания, как только снова увидит более подходящее топливо. Неинтеллектуальный двигатель, которому требуется высокооктановое топливо, вероятно, не сможет соответствующим образом отрегулировать синхронизацию и, таким образом, сможет работать как на низкооктановом, так и на высокооктановом топливе в равной степени.
Так машины, которые рекомендуют высокооктановое топливо, работают лучше? В этом видео представлены результаты испытаний пяти разных автомобилей:
4. Следует ли использовать топливо с более высоким октановым числом?
Мой совет: используйте то, что рекомендовано производителем. Инженеры проектировали двигатель с расчетом на конкретный сорт топлива, и просто имеет смысл использовать тот сорт топлива, который они рекомендуют. Единственный сценарий, в котором я бы рассмотрел возможность использования топлива с более высоким октановым числом, чем рекомендуется, — это если бы у меня был автомобиль со значительными отложениями в камере сгорания. Топливо с более высоким октановым числом почти всегда имеет более высокую концентрацию очищающих присадок, поэтому использование бака с высокооктановым топливом время от времени может помочь в очистке двигателя и предотвращении образования отложений в будущем.
Что я делаю лично? Моя Acura Integra 1999 года рекомендует 87, так что все, что она когда-либо видит, это 87. Моя Subaru STI 14 года рекомендует 93, поэтому я заправляю ее 92, так как это самое доступное топливо в моем штате. О, твоя машина дизельная? Вам не нужно было все это читать… Цетановое число вам больше по душе.
Щелкните здесь для получения дополнительных статей из технических объяснений
Объяснение бензина — глубокое октановое число
Что такое октановое число?
В последние годы производители автомобилей требуют или рекомендуют бензин премиум-класса (высокооктановый сорт топлива) для использования в большем количестве моделей своих автомобилей. Также увеличилась разница в цене между премиальными и низкооктановыми сортами. В результате все больше людей интересуется, что такое октановое число и что означают цифры октанового числа на бензонасосах.
- Обычный (бензин с самым низким октановым числом – обычно 87)
- Midgrade (топливо со средним октановым числом — обычно 89–90)
- Premium (топливо с самым высоким октановым числом — обычно 91–94)
Некоторые компании называют эти марки бензина по-разному, например, неэтилированный бензин, супер- или супер-премиум, но все они относятся к октановому числу.
Бензонасос с указанием различных марок бензина и октанового числа на желтых этикетках
Источник: Стоковая фотография (защищено авторским правом)
знаете ли вы
?
Большое число на желтой табличке с октановым числом бензонасоса означает минимальное октановое число. (R+M)/2 Метод на этикетке относится к используемому методу определения октанового числа, где R — октановое число по исследовательскому методу, а M — октановое число по моторному топливу.
Из 18 изомеров нормального октана (C8h28) октан получил свое название от соединения 2,2,4-триметилпентана, обладающего высокой устойчивостью к самовозгоранию. Этому изооктану было присвоено эталонное значение 100 для целей тестирования. Крайне нестабильная молекула нормального гептана (C7h26) является эталонным топливом с октановым числом 0.
Как октановое число влияет на мой автомобиль?
Двигатели предназначены для сжигания топлива в регулируемом сгорании . Пламя начинается у свечи зажигания и горит по всему цилиндру, пока не сгорит все топливо в цилиндре. Для сравнения, самовозгорание , также называемое самовоспламенением , детонацией или детонацией , происходит, когда повышение температуры и давления от первичного сгорания вызывает воспламенение несгоревшего топлива. Это неконтролируемое вторичное сгорание вызывает резкое повышение давления в цилиндре и вызывает детонацию.
Конкуренция между преднамеренным (управляемым) и непреднамеренным (самопроизвольным) сгоранием приводит к тому, что энергия горящего топлива распределяется неравномерно, что может привести к повреждению и оказать высокое давление на поршень двигателя до того, как он войдет в рабочий такт (часть цикл, когда движение поршня генерирует мощность).
Нормальное сгорание в цилиндре бензинового двигателя
Источник: General Chemistry: Principles, Patterns, and Applications , 2011 (авторское право)
Самовозгорание в цилиндре бензинового двигателя, вызывающее детонацию двигателя , и Заявки , 2011 (защищено авторским правом)
До того, как широко использовалось электрическое компьютеризированное зажигание, этот стук возникал часто и мог привести к значительному повреждению двигателя. Большинство современных двигателей имеют датчики для обнаружения детонации. При обнаружении компьютер задерживает начальную искру, что приводит к тому, что контролируемое сгорание происходит в точке, когда сжатие не достигает максимальной точки. Хотя это устраняет детонацию, это может привести к снижению эффективности работы двигателя.
Подобное нежелательное состояние называется преждевременным зажиганием, когда топливо воспламеняется само по себе до того, как его подожжет искра. Современные компьютеры двигателя минимизируют это состояние, контролируя синхронизацию клапанов и впрыск топлива; однако этот механизм контроля также может привести к снижению эффективности использования топлива или выбросов.
Как измеряется октановое число?
Стандартным средством проверки октанового числа является двигатель для проверки октанового числа. Этот тест аналогичен тому, как можно определить массу объекта, сравнивая его с объектами (эталонами) известной массы на весах. Первичные эталонные топлива (PRF) с точно известным октановым числом образуются путем объединения изооктана, гептана и других известных стандартов, таких как толуол. Эти PRF используются для определения заданного образца топлива для определения давления, при котором наблюдаются аналогичные интенсивности детонации. Это измерение выполняется путем регулировки высоты цилиндра двигателя с октановым числом, которая изменяет степень сжатия / давление в двигателе до тех пор, пока детонация не достигнет определенного уровня интенсивности.
(R+M)/2, которые вы видите на этикетке, относится к среднему значению октанового числа по исследовательскому методу ( R ON) и по моторному октановому числу ( M ON).