Подключение сигнала через реле ваз 2107: Схема и ремонт звукового сигнала ВАЗ 2107
Схема и ремонт звукового сигнала ВАЗ 2107
Главная » Устройство
Устройство звукового сигнала
Звуковой сигнал на ВАЗ 2107 бывает в следующих вариантах исполнения:
- Два раздельных сигнала: типС-304 (низкий тон) и С-305(высокий). Крепление – на кронштейне, слева от радиатора.
- Единственный неразборный сигнал типа 20.3721-01, одного тона, со встроенным реле. Крепление – на кронштейне снаружи радиатора, сразу за декоративной решёткой.
Схема работы звукового сигнала следующая: к самому звуковому сигналу подходят два провода. Красный провод – «плюс». Эта часть цепи постоянно находится под напряжением. Серо–чёрный провод – это «масса, минус», в обычном состоянии он обесточен, и по нему начинает идти ток при замыкании. На фотографии хорошо виден цвет проводов и два раздельных сигнала с кронштейнами.
«Минусовая» часть цепи длинная. При нажатии на центральную кнопку рулевого колеса замыкаются пружинные контакты. Они расположен в корпусе переключателей под рулевым колесом.
Контактное кольцо, закреплено на обратной стороне рулевого колеса. Его задача – обеспечивать хороший контакт с помощью трения, и обеспечить подачу сигнала при любом повороте рулевого колеса. Поэтому кольцо должно во избежание выработки смазываться токопроводящей графитовой смазкой.
Затем по проводу в составе подкапотного жгута ток передаётся в монтажный блок переключателей и реле. Место реле (переключателя) звукового сигнала третье справа (если сидеть за рулём).
Функции реле звуковых сигналов:
- сокращается длина проводов и потери тока в них.
- с помощью реле кнопка с малым током может управлять цепью с большой нагрузкой.
Иногда схема не предусматривает реле, вместо него работает перемычка, замкнутая «напрямую». В случае единственного сигнала 20.3721-01 это оправдано, так как он имеет встроенное реле. В случае если стоят две «улитки», реле желательно поставить для улучшения работы.
После реле ток проходит через предохранитель F7. В новых монтажных блоках работает предохранитель флажкового типа на 20 А, жёлтого цвета. В старых блоках стоят предохранители на 16 А. Их ресурса часто не хватает, так как этот предохранитель одновременно служит в цепи вентилятора охлаждения.
Далее, после выхода из монтажного блока в составе жгута проводов моторного отсека «минусовой» провод подходит непосредственно к звуковому сигналу.
Проверка работы и ремонт при неисправностях звукового сигнала
Неисправностей три: не звучит, когда нужно; работает, когда не нужно, или звучит прерывисто, хрипло, тихо.
В отличие от высоковольтной системы зажигания, на которую мало влияет качество соединения, система звукового сигнала является низковольтной. Это значит, что плёнка окислов, ржавчины существенно затрудняют прохождение тока. А ведь сигналы – мощный потребитель тока. Сила тока в цепи не менее 4-5 А.
Качество всех контактов должно быть идеальным, иначе ремонт будет нужен постоянно. Помните, что сам кузов автомобиля является «минусовым» контактом, и по направлению движения тока, все окислы оседают на «плюсе». Особое внимание обратите на зачистку клемм красного, «плюсового» провода.
«Минусовая» часть цепи более длинная. Поэтому чаще всего именно в ней встречаются неисправности.
Поэтому сразу необходимо проверить исправность сигнала, и искать обрыв в цепи. Для этого нужно серо – чёрный, «минусовый» провод от звукового сигнала прикрепить к зачищенному месту на корпусе, т. е. «замкнуть на массу», а «плюсовой» непосредственно на аккумулятор. Затем включить зажигание. Если звук есть, значит, перерыв где-то в «минусовой» цепи. Если звука нет, а клеммы «плюса» зачищены, то неисправен сам сигнал.
Часто встречающиеся неисправности:
- сгорел предохранитель (замена)
- окислились контакты, или перегорело реле (нужна замена).
- при наличии перемычки – окислились и ослабли контакты; почистить или поменять;
- сломан лепесток на переключателе под рулём, произошла выработка контактного кольца на рулевом колесе (это происходит при значительном износе автомобиля, а также у любителей сигналить постоянно).
Здесь ремонт вряд ли возможен, требуется замена рулевого колеса, так как контактное кольцо редко можно найти в продаже.
На рисунках 5 и 6 показана замена предохранителя и реле (на примере другого предохранителя) на новом монтажном блоке для инжекторных двигателей ВАЗ 2107. Установка производится с помощью пластикового пинцета, входящего в комплект поставки.
93 417 views Другое
Похожие материалы
Почему не работает сигнал на ВАЗ 2107, как вывести на кнопку или установить пневмогудок, инструкции с фото и видео
Правила дорожного движения запрещают эксплуатацию автомобиля с неработающим звуковым сигналом. Поэтому автовладельцы должны периодически проверять работоспособность этого сигнала и оперативно устранять его неисправности.
Содержание
Звуковой сигнал ВАЗ 2107
Назначение звукового сигнала
Устройство звукового сигнала ВАЗ 2107
Электрическая схема подключения звукового сигнала ВАЗ 2107
Принцип действия звукового сигнала ВАЗ 2107
Неисправности звукового сигнала ВАЗ 2107
Слабый или неестественный звук сигнала
Регулировка и замена звукового сигнала
Неисправности реле и предохранителя
Порядок проверки реле звукового сигнала
Неисправность кнопки включения ЗС на руле
Видео: диагностика и ремонт звукового сигнала ВАЗ 2107
Установка на звуковой сигнал ВАЗ 2107 дополнительной кнопки
Установка на ВАЗ 2107 пневматического звукового сигнала
Видео: пневматический звуковой сигнал на ВАЗ 2107
Звуковой сигнал ВАЗ 2107
Производитель ВАЗ 2107 оснащал автомобиль двумя вариантами звукового сигнала (ЗС). В первом случае устанавливались два звуковых элемента (ЗЭ) низкой и высокой тональности (типы сигнала С-304 и С-305), что позволяло получать громкий и объёмный звук. Эти элементы монтировались на металлическом кронштейне в подкапотном пространстве около радиатора системы охлаждения.
Звуковой сигнал ВАЗ 2107 состоит из двух элементов разной тональности — С-304 и С-305
Второй вариант предполагал установку одного ЗЭ типа 20.3721–01, также расположенного на кронштейне перед радиатором охлаждения. Все звуковые элементы неразборные и ремонту не подлежат.
Звуковой сигнал ВАЗ 2107 состоит из одного элемента 20.3721–01
Назначение звукового сигнала
Звуковой сигнал предназначен для предупреждения участников дорожного движения об опасности и предотвращения ДТП. Подаётся сигнал путём нажатия на кнопку ЗС, которая расположена на рулевом колесе.
Правила дорожного движения ограничивают применение ЗС двумя ситуациями.
ПДД Глава 19. 10. Звуковые сигналы могут применяться только:
– для предупреждения других водителей о намерении произвести обгон вне населённых пунктов;
– в случаях, когда это необходимо для предотвращения дорожно-транспортного происшествия.
В первом случае ЗС информирует водителя опережаемого автомобиля перед началом манёвра. Ситуации, подпадающие под второй пункт ПДД, более разнообразны. Возможны следующие варианты.
- Во время гололёда по пешеходному переходу идёт человек, а скользкая дорога не позволяет вам резко затормозить. Услышав ЗС, пешеход среагирует.
- Водитель, двигающийся по соседней полосе, не увидел вас в боковое зеркало и начал перестраиваться. Подав сигнал, вы обратите его внимание на себя.
- На проезжую часть вышло животное. Звуковым сигналом можно согнать его с дороги.
- При выезде со второстепенной дороги водитель не увидел ваш автомобиль, двигающийся по главной дороге. ЗС заставит его остановить свой автомобиль.
- Велосипедист двигается не по краю, а по середине проезжей части. Звук сигнала заставит его пропустить автомобиль.
Таких случаев очень много. Своевременное и обоснованное использование ЗС позволит участникам дорожного движения избежать больших неприятностей.
Устройство звукового сигнала ВАЗ 2107
В корпусе ЗЭ расположена металлическая мембрана, которая совершает колебания за счёт перемещений металлического якоря. Эти колебания и являются источником звука. Сам якорь приводится в движение магнитным полем, создаваемым катушкой с обмоткой.
Звуковой сигнал ВАЗ 2107 устроен довольно просто: 1 — ярмо; 2 — корпус ЗЭ; 3 — обмотка; 4 — сердечник; 5 — якорь; 6 — регулировочный винт; 7 — мостик; 8 — текстолитовая пластина; 9 — держатель неподвижного контакта; 10 — пластина подвижного контакта; 11 — мембрана; 12 — диффузор; 13 — кольцо
Принцип действия ЗС ВАЗ 2107 следующий. Возникающее при подаче напряжения на катушку электромагнитное поле выталкивает якорь мембраны, который, в свою очередь, размыкает прерыватель и отключает катушку. В результате мембрана возвращается в исходное положение, и якорь снова замыкает контакты прерывателя. В результате повторения таких циклов мембрана вибрирует, издавая звук.
Электрическая схема подключения звукового сигнала ВАЗ 2107
Схема подключения звукового сигнала ВАЗ 2107 с двумя элементами разной тональности довольно проста.
Схема подключения звукового сигнала ВАЗ 2107: 1 — звуковые сигналы; 2 — блок реле и предохранителей; 3 — кнопка включения сигнала на рулевом колесе; РЗ — реле звукового сигнала; А — плюс генератора
Принцип действия звукового сигнала ВАЗ 2107
На клеммы звуковых элементов через реле, предназначенное для замыкания и размыкания электрической цепи с высокой нагрузкой, подаётся напряжение. Это реле, управляемое током небольшой силы, позволяет избежать перегрузки некоторых элементов управления. Его неисправность может привести к перегреву управляющих кнопок и тумблеров и выходу их из строя.
При замыкании контактов кнопки включения сигнала клемма 85 реле соединяется с массой (отрицательной клеммой аккумулятора). При этом с генератора постоянно подаётся плюс на клеммы 86 и 30 реле ЗС. Клеммы 85 и 86 являются минусом и плюсом катушки реле. При подаче на них напряжения замыкается контакт между клеммами 30 и 87. На последнюю клемму, которая соединена с положительным контактом, через замыкающий контакт подаётся плюс. В результате при постоянно подключённом к массе отрицательном контакте ЗЭ срабатывает звуковой сигнал.
Неисправности звукового сигнала ВАЗ 2107
Неисправности звукового сигнала ВАЗ 2107 бывают трёх видов:
- ЗС совсем перестал работать;
- звук сигнала стал слабым или хриплым;
- ЗС начал срабатывать самопроизвольно.
Слабый или неестественный звук сигнала
Со временем звук сигнала может стать тихим, хриплым или прерывистым. Причиной этого обычно является неисправность ЗЭ или плохой контакт на его клеммах. Внутрь звукового элемента может попасть грязь и вода. В результате механизм подвергается коррозии, а мембрана начинает двигаться с трудом или полностью заклинивает. Также может выйти из строя обмотка катушки сигнала, однако происходит это довольно редко.
Для диагностики ЗС подключается напрямую к аккумулятору. Для этого используют дополнительные провода или снимают ЗЭ. Если результат тот же, неисправен звуковой элемент. Так как он неразборный, почистить его невозможно. Можно попробовать расшевелить мембрану, вращая регулировочный винт.
Бывали случаи, когда восстановить работу сигнала помогала, так сказать «шоковая терапия». Заклинившую мембрану можно расшевелить, хорошенько постучав по сигналу ручкой отвёртки. А ещё лучше снять сигнал с автомобиля и постучать им о деревянную поверхность. Можно также попробовать продуть его сжатым воздухом. Мембрана может освободиться и сигнал продолжит функционировать. Делать это стоит в том случае, когда уже ничего не остаётся, кроме как купить новый сигнал.
Регулировка и замена звукового сигнала
Отрегулировать сигнал можно без его демонтажа. Делается это следующим образом:
- Звуковые элементы регулируются поочерёдно. При этом отключается питание от элемента, который в данный момент не регулируется.
Для отключения сигнала нужно снять один или оба провода с контактов звукового элемента
Вращением регулировочного винта достигается максимально громкий и чистый звук сигнала.
Вращением регулировочного винта звукового сигнала по часовой стрелке мембрана зажимается, против часовой стрелки — ослабляетсяя
Таким же образом регулируется второй ЗЭ, предварительно отключив первый.
- При замене неисправного ЗЭ от него отключаются провода питания и откручивается гайка, фиксирующая его на кронштейне.
Новый звуковой сигнал устанавливается в обратном порядке.
Неисправности реле и предохранителя
Если звуковой элемент исправен, а сигнал не работает, следует искать место обрыва электрической цепи.
В первую очередь проверяется предохранитель ЗС номиналом 16 А или 20 А, расположенный в монтажном блоке под номером F7. Через этот же предохранитель подключён электродвигатель вентилятора радиатора охлаждения. Если предохранитель часто перегорает, можно увеличить его номинал до 25 А. Это позволит компенсировать нагрузку при одновременной работе вентилятора и звукового сигнала.
Для удобства поиска и замены предохранителей и реле все элементы объединены в один блок
Если предохранитель цел, проверяется реле ЗС — вытаскивается из посадочного места с помощью пластикового экстрактора, который находится в монтажном блоке, и проверяется мультиметром.
Реле звукового сигнала ВАЗ 2107 применяется практически во всех отечественных автомоблилях
Порядок проверки реле звукового сигнала
Проверка реле звукового сигнала осуществляется в следующем порядке:
- Подключаем к клемме 86 положительный провод, к клемме 86 — отрицательный. Тем самым на катушку подаётся напряжение, замыкая контакты 30 и 87.
- Выставив на мультиметре режим «сигнал», подключаем его щупы к клеммам 30 и 87.
Работоспособность реле звукового сигнала проверяется при помощи мультиметра
- Если прозвучал сигнал, то реле работоспособно. В противном случае оно неисправно и требует замены.
Для тех у кого нет мультиметра, можно воспользоваться личным опытом автора. Вместо мультиметра, используется любая лампочка на 12 В. Соединяем 86 и 85 клеммы с «+» и «–» соответственно, далее подсоединяем «–» от лампочки на массу или «–» клеммы аккумулятора. Подсоединяем «+» от аккумулятора к клемме 30 и затем от клеммы 87 на «+» лампочки. В этом случае цепь, питающая лампочку, прерывается контактом в реле. Соответственно, если лампочка загорелась, реле сработало. При срабатывании реле отчётливо слышен щелчок, по нему можно определить работает реле или нет, но это не гарантирует правильного результата проверки, потому что контакты в реле могут быть ржавыми или окислившимися.
Неисправность кнопки включения ЗС на руле
Если при диагностике ЗЭ, предохранителя и реле ЗС неисправностей не выявлено, то необходимо проверить кнопку включения сигнала на руле. Так как сам руль постоянно вращается, а необходимость подачи звукового сигнала может возникнуть в любой момент, между рулём и рулевой колонкой имеется подвижный контакт. С помощью этого контакта можно замкнуть цепь даже при повороте руля. Кроме этого, в самой кнопке есть ещё два контакта, позволяющие водителю подать сигнал как левой, так и правой рукой. Любой из этих контактов (чаще всего подвижный) может выйти из строя. В этом случае нужно его почистить и убедиться в работоспособности кнопки. Делается это следующим образом.
- Устанавливаем колёса автомобиля прямо. Рулевое колесо тоже не должно отклоняться в сторону.
- Поддеваем отвёрткой и снимаем с кнопки руля эмблему «Лада».
С кнопки включения ЗС снимается эмблема «Лада», которая закрывает гайку рулевого колеса
- Головкой на 24 откручиваем гайку рулевого колеса, расположенную под эмблемой.
- Удерживая и слегка покачивая руль двумя руками, снимаем его с вала. При этом, если руль не снимается, можно через проставку ударить по валу.
- Крестообразной отвёрткой выкручиваем четыре болта с обратной стороны руля и снимаем кнопку сигнала.
Для снятия кнопки сигнала откручиваются четыре болта с обратной стороны руля
Снимаем кнопку с руля и отсоединяем провод от контакта на руле.
Приподняв кнопку, от руля отсоединяется провод, а сама кнопка отводится в сторону
Надфилем или наждачной бумагой зачищаем подвижный контакт, расположенный около вала на рулевой колонке. Слегка подгибаем контакт вверх (в сторону руля).
Подвижный контакт часто загрязняется или подгибается, и звуковой сигнал перестаёт работать
Очищаем от грязи и остатка смазки, зачищаем наждачной бумагой и покрываем графитовой смазкой часть подвижного контакта в форме кольца, расположенную на руле. Это избавит от скрипа и обеспечит хорошее соединение.
Кольцо подвижного контакта, которое обеспечивает соединение с рулём при его повороте, необходимо очистить и смазать
На снятой ранее кнопке сигнала чистим оба контакта.
Все контакты, к которым подходят провода, нужно разобрать и почистить
Извлекаем и зачищаем провода и контакты, извлечённые из кнопки.
Контакты кнопки ЗС разбираются и зачищаются
- После чистки контактов собираем кнопку. При этом следим, чтобы все контакты соприкасались друг с другом.
- Чтобы сигнал не срабатывал самопроизвольно, проверяем, не ослабли ли пружины кнопки сигнала. При необходимости растягиваем пружины или меняем их на новые.
- Устанавливаем рулевое колесо на вал в положение, которое было до разборки.
Видео: диагностика и ремонт звукового сигнала ВАЗ 2107
Установка на звуковой сигнал ВАЗ 2107 дополнительной кнопки
Подвижный контакт между рулём и рулевой колонкой ВАЗ 2107 со временем выходит из строя. Его лапка теряет упругость, и части контакта перестают соприкасаться.
Часто владельцы ВАЗ 2107 устанавливают для подачи звукового сигнала дополнительную кнопку
Устанавливается дополнительная кнопка следующим образом.
- На панели приборов проделываем отверстие подходящего диаметра.
- Устанавливаем в проделанное отверстие кнопку.
- Если кнопка трёхконтактная, определяем, какие контакты замыкаются при её нажатии. Сделать это можно с помощью мультиметра.
- Находим в общем жгуте проводов провод, идущий к кнопке ЗС на рулевом колесе. Обычно это серый провод с чёрной полосой.
- Подсоединяем этот или параллельный с ним провод к одному из контактов кнопки.
- Вторую клемму кнопки соединяем с массой.
Подключённая таким образом кнопка будет повторять функции кнопки на руле.
Личная практика показывает, что пользоваться кнопкой сигнала, установленной на панели приборов, неудобно. Привыкнуть к ней не получится настолько, чтобы, не посмотрев на неё, оперативно подать звуковой сигнал. В итоге теряются драгоценные доли секунды тогда, когда они могут оказаться жизненно важными. Стоит потратить деньги и уделить немного времени, чтобы починить сигнал на руле.
Установка на ВАЗ 2107 пневматического звукового сигнала
Некоторые автовладельцы устанавливают на ВАЗ 2107 мощный пневматический звуковой сигнал. Монтаж такого устройства довольно прост. Потребуется болгарка, дрель и стандартный набор слесарных инструментов.
Универсальная модель пневматического клаксона подходит для большинства автомобилей
Сначала нужно определить, где будет расположен клаксон и компрессор, а затем изготовить кронштейны для их крепления. Обычно пневмосигнал устанавливается за декоративной решёткой перед радиатором.
Пневмосигнал обычно ставится перед радиатором охлаждения
Монтаж выполняется в следующем порядке:
- Из подходящего материала (металлический уголок или планка) изготавливаем кронштейны.
- Кронштейны устанавливаем на верхнюю панель перед радиатором охлаждения в соответствии с размерами пневмоклаксона и конструкцией его креплений.
Изготовленные кронштейны прикручиваются в подходящих для крепления пневмоклаксона местах
Устанавливаем на кронштейны пневмоклаксон.
На кронштейнах штатного сигнала или на панели около радиатора монтируем компрессор.
Компрессор пневмосигнала устанавливают рядом с радиатором охлаждения
Соединяем клаксон и компрессор шлангом из комплекта пневмосигнала.
- К пневмоклаксону подсоединяем питание от штатного ЗС.
Если потребляемый компрессором ток больше 5 А, по описанной выше схеме для подстраховки нужно будет установить дополнительное реле.
Пневматический гудок — непрактичная вещь, потому что он снабжён компрессором, который включается с задержкой. Компрессор недолговечен и может быстро потребовать замены, к тому же в сильные морозы может произойти отказ в работе компрессора и сигнал не прозвучит.
На практике алгоритм монтажа пневмоклаксона определяется его размерами, видом, конструкцией креплений и т. п.
Видео: пневматический звуковой сигнал на ВАЗ 2107
Таким образом, диагностировать неисправность и отремонтировать звуковой сигнал ВАЗ 2107 довольно просто. Сделать это сможет даже неопытный автовладелец, имеющий перед глазами инструкции специалистов. Замена штатного сигнала на пневматический также не представляет большой сложности.
- Автор: Антон Сухоруков
- Распечатать
Антон. 35 лет. Женат, есть дети.
Оцените статью:
(21 голос, среднее: 4. 4 из 5)
Поделитесь с друзьями!
Где находится реле заряда аккумулятора ВАЗ 2107
Как проверить реле зарядки и обмотку возбуждения
Наверное, многим автовладельцам приходилось сталкиваться с такой ситуацией ранним морозным утром: пытаешься завести машину и замечаешь в щитке приборов, что нет заряда аккумулятора в 2107. Первое, что приходит в голову автолюбителям в таких случаях бывает, что реле зарядки сломалось, а потом начинают вспоминать, как долго генератор никто не трогал, единственное, что было сделано, так это поменяли лямки. В таких ситуациях вспоминается и свойство щеток к износу.
Прежде чем идти в автомагазин покупать реле зарядки ВАЗ 2107 необходимо снять старое и тщательно его проверить. Инжекторные «семерки» используют генераторы от вазовских «восьмерок», а те считаются более мощными и современными, к тому же запчасти на такие генераторы дешевле по сравнению с полноценным штатным генератором.
Итак, когда нужно менять плату реле? В первую очередь проблема с отсутствием зарядки может возникнуть при износе щеток. В этом случае контакт пропадает из-за того, что ламели постепенно стерли щетки, в результате чего перестает поступать питание на обмотку возбуждения и генератор не работает. Еще причиной может быть обрыв реле зарядки в цепи, что повысит напряжение на генераторе. Как видите, у генератора «семерок» может быть всего две поломки, если, конечно, не брать в расчет возможность поломки креплений и корпуса.
Итак, где находится автомобильное реле зарядки ВАЗ 2107? Посмотрите на заднюю крышку генератора, где в верхней части можно найти круглую деталь, как правило, она черного цвета и в пластиковом корпусе (там желтый провод от генератора), это как раз и есть зарядка Реле крепится к корпусу генератора двумя болтами. Вы можете снять реле зарядки, не снимая генератор.
Что делать, если не заряжается аккумулятор ВАЗ 2107? Если проблема в реле зарядки, то придется приобрести новое, только обязательно проверьте его работу. Самый простой способ провести проверку — подключить мультиметр к щеткам реле машины и подать массу на клемму «В+», плюс и минус от автомобильного аккумулятора, то есть от источника постоянного напряжения. Если реле зарядки в порядке, мультиметр покажет напряжение. Тестер можно заменить контрольной лампой мощностью не более 3 Вт с напряжением 12 вольт.
Убедившись в работоспособности нового реле зарядки, его можно устанавливать на генератор. Все действия выполняются в обратном порядке. На последнем этапе желтый провод подключается к реле и фиксируется минусовая клемма на аккумуляторе.
Схема зарядки ВАЗ 2107 зависит от типа используемого на автомобиле генератора. Для подзарядки аккумулятора на автомобилях ВАЗ-2107 (2104, 2105) с карбюраторным двигателем используют генератор типа Г-222 или аналогичный с максимальным током отдачи 55А. На автомобилях ВАЗ-2107 с инжекторным двигателем генератор типа 5142.3771 или аналогичный, так называемые высокоэнергетические генераторы, с максимальным током отдачи 80 — 90А, в зависимости от исполнения. Возможна установка более мощных генераторов с током отдачи до 100А. Все типы генераторов со встроенным выпрямительным блоком (диодным мостом) и регулятором напряжения, выполненными в одном корпусе со щетками или съемными, смонтированными на корпусе.
Отличие схем подключения генераторов.
Схема зарядки ВАЗ 2107 отличается в зависимости от года выпуска автомобиля, но несущественно. Отличие заключается в наличии или отсутствии контрольной лампы заряда на панели приборов, способе ее подключения, наличии или отсутствии вольтметра. Но это касается только карбюраторных автомобилей. На автомобилях с инжекторным двигателем схема не меняется и точно такая же, как и на первых автомобилях.
Схема зарядки до 1986 года.
Рассмотрим схему зарядки ВАЗ 2107 с контрольной лампой, работающей через реле. Применялся на автомобилях до 1986 года выпуска. Данная схема отличается наличием контрольной лампы заряда аккумуляторной батареи.
При включении зажигания плюс от замка через предохранитель №10 «Приборная панель, указатели поворота» поступает на реле контрольной лампы заряда аккумулятора на контакт и вывод катушки. Второй вывод катушки подключается к центральному выводу статера, куда подключаются все три обмотки. Контакты реле постоянно замкнуты, контрольная лампа горит. При работающем двигателе, когда генератор начинает вырабатывать ток, на обмотках появляется переменное напряжение около 7В. Через катушку начинает течь реле, и якорь притягивается, размыкая контакты.
На выходе генератора №15 одновременно через предохранитель №9 поступает ток. Через регулятор напряжения щетки обмотка возбуждения получает питание.
Схема подключения после 1996 года (карбюраторный двигатель).
Схема зарядки ВАЗ 2107 отличается от предыдущей только отсутствием реле контрольных ламп. Возбуждение в этом случае происходит так же, как и в предыдущем случае. Наличие и уровень заряда определяется по вольтметру на панели приборов.
Схема наддува для инжекторных двигателей.
Эта схема такая же, как и на других моделях ВАЗ. Отличие от предыдущих в способе возбуждения и контроля исправности генератора. Контроль осуществляется с помощью контрольной лампы и вольтметра на панели приборов. Через зарядную лампу генератор также первоначально возбуждается в момент запуска. При этом генератор работает автономно, то есть возбуждение поступает непосредственно с выхода 30 генератора.
При включении зажигания питание подается через предохранитель №10 на лампу зарядки в панели приборов. Затем через монтажный блок к выходу 61 генератора. Регулятор напряжения получает питание через три дополнительных диода, а через него — обмотку возбуждения генератора. При этом загорается контрольная лампа. Когда генератор начнет работать, на пластинах выпрямительного моста появится напряжение выше напряжения аккумуляторной батареи. При этом контрольная лампа погаснет, так как напряжение со стороны лампы на дополнительных диодах будет ниже, чем со стороны обмотки статора и диоды закроются. Если при работе генератора горит контрольная лампа в пол, то пробивается один или несколько дополнительных диодов.
«Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите это место мышкой и нажмите CTRL+ENTER»
admin 09. 02.2014
Как и на любом автомобиле, генератор на автомобиле ВАЗ 2107 инжектор работает параллельно с аккумулятором — это два источника питания машины, которые используются в разных режимах. В статье рассмотрен генератор 37.3701, принцип работы генератора с разными характеристиками, в том числе с максимальным током 80 Ампер, дана инструкция по подключению блока. Генераторная установка G222 аналогична, нужно только обратить внимание на некоторые отличия.
Особенности устройства генератора на седьмой модели ВАЗ
Генератор — это оборудование, предназначенное для выработки постоянного электрического тока силой до 80 Ампер. По своей конструкции он напоминает электродвигатель: в корпусе заключены две обмотки и боковые крышки с подшипниками. С годами конструктор добился улучшения характеристик агрегата и выдачи тока до 80 Ампер и более, то есть он стал мощнее.
Генератор ВАЗ 2107 с инжектором представляет собой трехфазную электромашину с электромагнитным возбуждением, выдающую постоянный ток силой до 80 — 90 Ампер в зависимости от конструкции.
В состав устройства входят:
- статор; ротор
- ;
- две крышки из алюминиевого сплава; встроенный выпрямитель
- ;
- два подшипника;
- трехуровневый регулятор напряжения.
Агрегат расположен справа от двигателя и крепится двумя болтами к кронштейну силового агрегата. Он приводится в действие через ременную передачу от шкива коленчатого вала. Электрическая схема на разных моделях может отличаться расположением деталей.
Принцип работы блока и заряда контрольной лампы
Принцип работы генератора 37.3701 и Г222 идентичны. Генераторное устройство преобразует механическую энергию, появляющуюся при вращении коленчатого вала, в электрическую энергию. Полученная электроэнергия нужна для питания бортовой сети и подзарядки аккумулятора. Переменный ток преобразуется в постоянный ток силой 80 Ампер за счет выпрямительного блока, состоящего из 6 диодов.
Трехуровневый регулятор поддерживает напряжение на необходимом уровне. После включения зажигания напряжение проходит через контрольную лампу, достигает трехуровневого регулятора, а затем падает на обмотку возбуждения.
Этот процесс можно представить в виде схемы:
На схеме основные части бортовой сети обозначены следующими номерами:
- Аккумулятор.
- Генераторная установка.
- Монтажный блок.
- Замок зажигания.
- Вольтметр для измерения напряжения.
- Лампа, контролирующая зарядку аккумулятора.
Питание поступает от трех диодов, расположенных в блоке выпрямителя. Если после включения зажигания контрольная лампочка не гаснет, это означает, что аккумуляторная батарея недостаточно заряжена. В этом случае нужно проверить, какое напряжение в бортовой сети. Технические: при напряжении 13 В максимальный ток 55/80 Ампер (автор видео Владимир Загривый).
Если напряжение не соответствует норме, причиной может быть:
- короткое замыкание в сети;
- поломки в трехуровневом регуляторе напряжения;
- неисправность генераторной установки ваз 2107 с форсункой.
В этом случае нужно проверить степень натяжения приводного ремня, состояние подшипников, исправность трехступенчатого регулятора. Кроме того, стоит проверить зарядку аккумулятора и срок его годности. Поскольку генераторы 37.3701 и Г222, устанавливаемые на ВАЗ 2107 с инжектором и карбюратором, не имеют больших отличий, уход за ними одинаков для обеих моделей. Достаточно следить за тем, чтобы на них не попадала влага и грязь.
Руководство по подключению генератора своими руками
Причиной замены генератора ВАЗ 2107 на инжектор или карбюратор могут быть:
- сгоревшие обмотки;
- возникающее межвитковое замыкание;
- механическое повреждение корпуса;
- неисправность трехуровневого регулятора и др.
Процедура замены генератора состоит из снятия, установки и подключения.
Установленная генераторная установка в обратном порядке. Перед установкой агрегата необходимо изучить схему подключения генератора 2107 с инжектором или карбюратором, а также электрические соединения. При этом следует обратить внимание на отличие 37.3701 от G222.
После установки необходимо отрегулировать натяжение ремня. Для регулировки натяжения ремня нужно ослабить два болта крепления узла. С помощью крепления следует натянуть ремень и зафиксировать его в этом положении гайкой на регулировочной пластине. Затем нужно поверить степени напряжения. Для этого протолкните ремень между шкивами.
Прогиб должен быть спереди от 10 до 17 мм. Процедуру следует повторять до тех пор, пока не будет достигнуто желаемое значение. После натяжения все гайки полностью затянуты. На этом подключение блока можно считать завершенным.
Современные автомобили оснащены большим количеством электроники, поэтому генератор должен быть мощным для обеспечения питания бортовой сети и работы сетевых элементов. Поэтому нужно внимательно следить за его техническим состоянием.
Видео «Снятие генератора с моделей ВАЗ 2101-2107»
В этом видео от Никиты Шурикова показано, как своими руками произвести установку от ВАЗовской классики.
Система электроснабжения автомобиля ВАЗ 2107 получает питание от аккумуляторной батареи, которая в свою очередь заряжается от генератора. В автомобилях ВАЗ 2107 разных годов выпуска и комплектаций предусмотрена установка двух типов генератора: 372.3701 или 9412.3701. Они имеют ряд конструктивных особенностей, но в целом их установка и эксплуатация не имеют отличий.
Механическая конструкция ВАЗ 2107 предельно проста и в особых комментариях не нуждается.
Внешне отличия моделей выражаются в том, что у 9412.3701 крыльчатка ротора расположена внутри корпуса, а регулятор напряжения смонтирован в задней крышке. В остальном обе модели не имеют отличий. На рисунке выше показаны основные элементы:
- Контактный регулятор напряжения с маркировкой «В».
- Регулятор напряжения.
- Контакт с маркировкой «30».
- Контакт с маркировкой «61».
- Конденсатор.
- Крышка (задняя).
- Крышка (передняя).
- Статор
- Шкив.
- Крепежный штифт к регулировочной планке.
Ротор приводится в движение коленчатым валом двигателя через ременную передачу. Установка генератора на блок двигателя производится с помощью двух болтов с гайками на 17 и 19.. Один болт крепит корпус к двигателю, второй фиксирует его на регулировочной пластине.
Схема электрического подключения различных моделей генератора имеет определенные отличия, обусловленные их конструктивными особенностями, в частности расположением и маркировкой контактов и расположением выпрямительного блока. В первую очередь посмотрим, как выглядит схема подключения модели 372.3701.
Здесь цифры от 1 до 6 обозначают основные элементы системы электроснабжения:
- Аккумуляторная батарея.
- Монтажный блок с реле и предохранителями.
- Замок зажигания.
- Измерительный прибор для контроля напряжения (вольтметр).
- Контрольная лампа зарядки аккумулятора.
Для 9412.3701 схема электрического подключения выглядит практически одинаково, за исключением разве что обозначения контактов. В механической части отличий нет вообще.
Принцип работы генератора заключается в преобразовании механической энергии в электрическую. Соответственно, для его эффективной работы необходимо обеспечить непрерывную передачу крутящего момента от двигателя ВАЗ 2107 к генератору. Это достигается правильной регулировкой натяжения приводного ремня, так как недостаточное натяжение приведет к проскальзыванию ремня и разрядке аккумуляторной батареи. Особенно это критично при езде ночью, когда потребляемая мощность всех систем ВАЗ 2107 максимальна.
Для регулировки необходимо ослабить оба болта генератора, с помощью монтировки натянуть ремень и зафиксировать его положение гайкой на пластине. После этого проверьте степень натяжения: при натяжении ремня между двумя шкивами прогиб должен быть 10-17 мм. Процедура регулировки повторяется до тех пор, пока не будет достигнуто заданное значение. После завершения регулировки затягивается гайка крепления к корпусу двигателя. На этом установка генератора на ВАЗ 2107 считается оконченной.
У вас не заряжается аккумулятор, а ночью при включении фар он может полностью разрядиться? Знакомая история! Не исключено, что все дело в неисправном регуляторе напряжения генератора. Узнать это можно только проверив.
Регулятор напряжения ВАЗ 2107 — назначение и первые признаки выхода из строя
Регулятор напряжения предназначен для автоматического поддержания тока такой величины, чтобы напряжение, вырабатываемое генератором, находилось в заданных пределах, независимо от частоты вращения вал генератора (частота вращения двигателя) и потребляемый ток электрической сети . В автомобилях ВАЗ 2107, как правило, на генераторе установлен электронный регулятор напряжения.
Крайне редко на некоторые модели попадает устройство старого образца — реле-регулятор. Их устанавливали на генераторы 37.3701, выпускавшиеся до 1996 года, и на Г-222. Сначала устройство проверяется на ходовой машине. Для этого требуется вольтметр с возможностью измерения постоянного напряжения. Прибор должен быть снабжен шкалой для значений до 15–30 В и иметь класс точности не ниже 1,0. После запуска двигателя ВАЗ 2107 ему дают поработать с включенными фарами в течение 15 минут на средних оборотах.
Затем измерьте напряжение на выходе генератора. Для этого плюсовой щуп прибора подключается к выводу «30» на генераторе, а минусовой — массы (генератора или автомобиля — все равно, это одно и то же). Вольтметр должен показывать напряжение в пределах 13,6–14,6 В. Если результат измерения оказался выше или ниже указанного, а в автомобиле систематический перезаряд или, скорее всего, неисправен регулятор и нужно изменить.
Проверить снятый регулятор напряжения
Для выяснения состояния регулятора его необходимо снять. Лучше всего прибор тестировать в сборе со щетками и щеткодержателем. Это сразу обнаружит:
- плохой контакт в клеммах подключения щеткодержателя и регулятора напряжения;
- обрывы выводящие проводники щеток.
Электронные устройства уже доступны в комплекте с щеткодержателем и щетками, цельными. Реле-регулятор нужно будет подключить к снятым щеткам.
К щеткам прибора, снятого с генератора 37.3701, подключить вольтметр или лампу на 12 В мощностью 1–3 Вт. Для регулятора от генератора Г-222 подключение производится к клеммы «В» и «W». К выводам «В», «С» (когда они есть) приборов подключают «плюс» источника питания, а массу — «минус». Сначала подается напряжение 12–14 В, а после этого – 16–22 В. Признаком того, что прибор находится в рабочем состоянии, будет загорание лампы (отклонение стрелки вольтметра) в первом случае и погасание (сброс вольтметра ) во втором случае.
Когда лампа горит в обоих случаях — это значит, что в устройстве есть поломка. Если в обоих случаях лампа не загорается, то нет контакта между выводами регулятора и щетками, либо в приборе обрыв. Еще одной причиной неправильной регулировки напряжения может быть износ или заедание щеток. Они должны выступать из корпуса электронного устройства или щеточного узла реле-регуляторов не менее чем на 5 мм.
Замена регулятора напряжения ВАЗ 2107
Если регулятор неисправен, щетки развернулись или застряли, то прибор необходимо менять. Ремонту не подлежит. Для реле-регулятора достаточно заменить только один щеточный узел. Обычно меняют на новый электронный, но можно поставить и трехуровневый, например 67.3702-02. Они обеспечивают лучшую стабилизацию напряжения, чем штатные регуляторы, с учетом температуры окружающей среды и условий эксплуатации автомобиля.
Схема подключения вентилятора охлаждения ВАЗ. Схема подключения вентилятора охлаждения ваз Как проверить реле вентилятора ваз 2114
Электровентилятор системы охлаждения двигателя автомобиля ВАЗ-2114 включается только по сигналу датчика температуры охлаждающей жидкости. Но подключение происходит не напрямую, а через реле. Эта электрическая цепь защищена двумя предохранителями. Если стрелка указателя температуры заползла в красную зону шкалы, то выключаем газ, включаем на полную мощность вентилятор отопителя салона и ищем место остановки .
Исправность одного из предохранителей, расположенных в монтажном блоке и защищающих электрическую цепь вентилятора, можно проверить простым нажатием на кнопку звукового сигнала. Если сигнал работает, то с предохранителем все в порядке, так как он защищает еще и электрическую цепь звукового сигнала. В случае его неисправности, вскрываем монтажный блок, ищем предохранитель F5 на 20 ампер, но перед его заменой нужно найти причину его выхода из строя, иначе точно так же сгорит вновь поставленный.
Для проверки второго предохранителя необходимо снять обшивку консоли со стороны пассажира. Там вы увидите три реле и рядом с каждым из них предохранитель. Вам нужно будет вытащить середину, чтобы проверить. И опять же, если он сгорел, нужно искать причину этого явления. При исправном предохранителе проверяем среднее реле, так как через него включается двигатель вентилятора. Вытащив его из гнезда, осмотрите его контакты на предмет окисления. Проверить можно омметром, если его нет или не умеешь им пользоваться, то придется попробовать заменить на исправный.
Далее открываем капот, отсоединяем колодку с проводами от моторчика вентилятора и если есть пара проводов подключаем напрямую к аккумулятору. Если вентилятор начнет работать, то причину неисправности придется искать в датчике температуры, либо реле и еще одном предохранителе, расположенном рядом с этим реле. Ну а если вентилятор при прямом подключении не работает, то неисправность придется искать в нем.
Вентилятор также может не работать из-за выхода из строя датчика температуры включения вентилятора. Он расположен на головке блока цилиндров, над термостатом. Если нет омметра, проверяем метод его замены. Только не стоит путать выключатель вентилятора с датчиком, работающим на указатель температуры охлаждающей жидкости.
Вентилятор используется для создания воздушных потоков, направляемых на радиатор двигателя. Это необходимо для того, чтобы охлаждать жидкость, которая по нему циркулирует.
Если автомобиль движется с большой скоростью, вентилятор особо не требуется, так как все необходимое охлаждение мотор получает от встречных потоков воздуха. Но когда автомобиль переходит в режим замедления или холостого хода при работающем двигателе, роль винта становится незаменимой.
Искомое устройство
Включение происходит после подачи соответствующего сигнала с электронного блока управления. ЭБУ, в свою очередь, узнает о необходимости включения вентилятора от датчика температуры. Порог включения 103-105 градусов Цельсия.
В случае с ВАЗ 2114 вентилятор (винтовой) расположен в моторном отсеке с обратной стороны радиатора.
Почему не работает
Есть несколько причин, по которым пропеллер может не включаться, когда этого требует температурная ситуация:
- Вышел из строя электродвигатель вентилятора, то есть привод;
- Перегорел предохранитель;
- Реле не работает;
- Обрыв проводки;
- Разъемы датчиков потеряли контакты;
- Датчик неисправен.
Поиск неисправности
Зона поиска проблем | Пояснение |
Проверка гребного винта | Отсоединяет разъем на гребном винте и подключается непосредственно к аккумулятору. Если вентилятор работает, привод в порядке. Если пропеллер по-прежнему не крутится, проблема в электродвигателе. |
Проводка и контакты | Если не работает пропеллер, обязательно проверить состояние проводки и убедиться в исправности контактов датчика |
Предохранитель | Эти два элемента находятся в моторном отсеке слева, ближе к водителю, внутри монтажного блока. Вентилятор имеет предохранитель с маркировкой F4 с номинальным током 20А. Проверку можно выполнить, нажав кнопку звукового сигнала. Почему? Потому что он тоже подключен к этому предохранителю. Или проверить тестером |
Находится там же, где и предохранитель. Для эффективной проверки лучше всего взять реле, в работоспособности которого вы уверены на 100%, установить его на место старого и проверить | |
Для проверки датчика отключите питание от датчика. Если он сработает, пропеллер начнет работать в аварийном режиме, то есть будет непрерывно дуть. Отсоедините разъем и включите зажигание. Если пропеллер крутится, то датчик сломан. Нужна замена |
Когда менять
Если причиной всех проблем является сам вентилятор, менять его не обязательно, так как в некоторых случаях его можно отремонтировать. Поломки часто связаны с подшипником или щетками.
Если причиной поломки стал выход из строя электродвигателя из-за обрыва проводки или короткого замыкания, не стоит рисковать его ремонтом. Проще и лучше заменить весь привод.
Тест обрыва цепи
Если вы едете на автомобиле, у которого нет охлаждающего винта, это приведет к перегреву охлаждающей жидкости и разрушению патрубков, резиновых элементов, прокладки главного блока и клапанной крышки. Недалеко от разрушения компонентов поршневой группы.
Предохранитель
Категорически запрещается эксплуатировать автомобиль с неисправным вентилятором.
Цена вопроса
Прежде чем заняться проблемой с неработающим крыльчаткой радиатора, многим важно знать о стоимости комплектующих и работ.
Новый элемент будет стоить сегодня около 1,5-2,5 тысяч рублей в зависимости от модели и региона. Стоимость замены на СТО составит от 400 рублей и выше. Хотя на это не обязательно тратиться, так как самостоятельная замена займет у вас не более получаса. Да и особо сложного тут ничего нет.
Датчик температуры
Замена
Для того, чтобы заменить пропеллер охлаждения вентилятора своими руками, потребуется достаточно небольшой набор инструментов, в который входят:
- Крестовая отвертка;
- Торцевой ключ на 8 мм;
- Торцевой ключ на 10 мм.
Если вы готовы, то приступим.
- Припаркуйте автомобиль на ровной поверхности, включите ручной тормоз. На всякий случай можно под колеса своего ВАЗ 2114 поставить дополнительные опоры. Меры предосторожности никогда не пропустят.
- Поднимите капот, отсоедините минусовую клемму от аккумулятора.
- Ключом на 10 мм демонтируются крепления корпуса воздушного фильтра.
- С помощью отвертки ослабьте хомут воздуховода, расположенного на датчике массового расхода воздуха. Так вы сможете убрать гофру. Сделай это.
- Крышка корпуса воздушного фильтра имеет саморезы, которые удерживают ее на месте. Они откручиваются отверткой, после чего фильтрующая составляющая снимается со своего посадочного места.
- Теперь возьмите ключ на 8 мм и с его помощью демонтируйте крепления воздухозаборника, а затем снимите сам воздухозаборник.
- Теперь ключом на 10 и 8 миллиметров снимаются гайки крепления на корпусе вентилятора по всему периметру. Там вы найдете в общей сложности 6 орехов.
- Отсоедините разъем от провода от разъема вашего сломанного вентилятора.
- Снимите кожух вентилятора, удерживая при этом привод, то есть электродвигатель.
- Вооружившись ключом на 10 мм, нужно демонтировать три болта крепления, которые удерживают электродвигатель на кожухе.
- Установите новый вентилятор вместо старого устройства.
- Возвращаем все крепления на место, подключаем коннекторы, и проводим сборку в обратном порядке.
После установки нового оборудования обязательно включите двигатель и дайте ему поработать некоторое время. Пока не включится вентилятор и не начнет крутиться пропеллер. Это займет не более 5 минут. Вскоре вентилятор должен отключиться сам по себе. Если не останавливается, выключите двигатель. Повторите эксперимент.
Редко оказывается, что после замены вентилятор все равно не работает. Даже если это и произошло, то это связано с двумя возможными событиями – были повреждены другие элементы системы охлаждения, либо вы приобрели нерабочий вентилятор. Увы, учитывая количество подделок на рынке, второй вариант исключать нельзя.
Приведены все основные схемы подключения и модификации подключения вентилятора охлаждения (ВО) жидкости в автомобилях ВАЗ различных моделей. В чем суть работы ВО? Электродвигатель с крыльчаткой на валу установлен внутри прямоугольной металлической рамы, с помощью которой он крепится к задней части радиатора. При подаче напряжения (12 В) на контакты привода он начинает работать, вращая лопасти и создавая направленный поток воздуха, который, собственно, и охлаждает антифриз или антифриз.
Если не работает вентилятор охлаждения, не спешите обращаться в автосервис. Вы также можете самостоятельно определить причину неисправности. Причем для этого вовсе не обязательно иметь специальные навыки – достаточно изучить справочный материал с сайта и следовать инструкциям по его проверке/замене.
Включение радиатора ВАЗ 2104, 2105 и 2107
- Вентилятор радиатора
- датчик температуры (расположен снизу радиатора)
- монтажный блок
- реле зажигания
- замок зажигания
А — к контакту «30» генератора.
Электровентилятор охлаждения ВАЗ 2106
- Датчик включения электродвигателя;
- двигатель вентилятора;
- реле включения электродвигателя;
- главный блок предохранителей;
- замок зажигания;
- дополнительный блок предохранителей; генератор
- ; Аккумуляторная батарея
- .
Подключение вентилятора 2108, 2109, 21099
До 1998 года на автомобилях со старым блоком предохранителей 17.3722 (пальцевые предохранители) в цепь вентилятора включалось реле 113.3747. После 1998 года такого реле нет.
Также до 1998 года применялся датчик включения ТМ-108 (температура замыкания его контактов 99±3°С, температура размыкания 94±3°С ), после 1998 г. ТМ-108-10 с аналогичным диапазоном температур или его аналоги от разных производителей. Датчик ТМ-108 работает только в паре с реле, усиленный на большие токи ТМ-108-10 может работать как с реле, так и без него.
Схема включения вентилятора охлаждения двигателя на ВАЗ 2109 с монтажным блоком 17. 3722
- Двигатель вентилятора
- Датчик включения двигателя
- Монтажный блок
- Замок зажигания
К9 — Реле включения двигателя вентилятора. А — К клемме «30» генератора
Схема включения вентилятора охлаждения двигателя на ВАЗ 2109 с монтажным блоком 2114-3722010-60
- Двигатель вентилятора
- Датчик 66.3710 включения электродвигателя
- Монтажный блок
А — К выводу «30» генератора
Схема подключения ВО ВАЗ 2110
Схема включения вентилятора охлаждения ВАЗ 2110 на карбюраторных и инжекторных автомобилях различна. На автомобилях с карбюраторным двигателем для этого используется термобиметаллический датчик ТМ-108, а на автомобилях с инжекторным двигателем контроль осуществляется контроллером.
Схема на ваз 2113, 2114, 2115 инжектор и карбюратор
Где реле вентилятора
4 — реле электровентилятора;
5 — реле электробензонасоса;
6 — главное реле (реле зажигания).
Внимание: порядок реле и предохранителей может быть произвольным, ориентируемся по цвету проводов. Поэтому находим реле, от которого от основного реле (пин 85*) отходит тонкий розовый провод с черной полосой (не путать с тонким красным проводом с черной полосой от контроллера) и толстый белый провод питания с черной полосой (пин 87) (белый и розовый провода нам нужны), это реле вентилятора.
Если вентилятор охлаждения не работает
Для привода вентилятора устанавливается электродвигатель постоянного тока с возбуждением от постоянных магнитов МЭ-272 или аналогичный. Технические данные электровентилятора и датчика включения вентилятора:
- Номинальная частота вращения вала электродвигателя с крыльчаткой, 2500 — 2800 об/мин.
- Потребляемая мощность электродвигателя, 14 А
- Температура замыкания контактов датчика, 82 ± 2 градуса.
- Температура размыкания контактов датчика, 87 ± 2 град.
Вентилятор охлаждения может не включаться из-за:
- неисправности электропривода;
- перегорел предохранитель;
- неисправен термостат;
- вышел из строя термодатчик включения кулера;
- неисправно реле ВО;
- обрыв электропроводки;
- неисправна пробка расширительного бачка.
Для проверки самого мотора вентилятора ВАЗ подаем напряжение 12 В от аккумулятора на его клеммы — исправный мотор начнет работать. Если проблема с вентилятором, можно попробовать его починить. Проблема обычно кроется в щетках или подшипниках. Но бывает, что электродвигатель выходит из строя из-за короткого замыкания или обрыва в обмотках. В таких случаях лучше всего заменить весь привод.
Предохранитель ВО находится в монтажном блоке моторного отсека автомобиля и имеет обозначение F7 (20 А). Проверку проводят с помощью автомобильного тестера, включенного в пробный режим.
- В автомобиле с карбюраторным двигателем необходимо проверить датчик — включить зажигание и закоротить два провода, идущие к датчику. Вентилятор должен включиться. Если нет, то проблема точно не в датчике.
- Для автомобилей с впрыском топлива необходимо прогреть двигатель до рабочей температуры, и отсоединить разъем датчика, отключив его от бортовой сети машины. В этом случае контроллер должен запустить вентилятор в аварийном режиме. Электронный блок воспринимает это как сбой в системе охлаждения, и заставляет привод вентилятора работать постоянно. Если привод запускается, датчик неисправен.
Замена электровентилятора в автомобиле
- Ставим автомобиль на ровную поверхность, обездвиживаем стояночным тормозом.
- Открываем капот, отключаем минусовую клемму.
- Ключом на 10 откручиваем крепления корпуса воздушного фильтра.
- С помощью отвертки ослабьте хомут воздуховода на датчике расхода воздуха и снимите гофру.
- Откручиваем саморезы крепления крышки корпуса воздушного фильтра, снимаем фильтрующий элемент.
- Ключом на 8 откручиваем крепление воздухозаборника и демонтируем его.
- Ключом на 10, затем на 8 откручиваем гайки крепления кожуха вентилятора по периметру (всего 6 штук).
- Отсоедините колодку проводов от разъема вентилятора.
- Осторожно снимите кожух вентилятора вместе с приводом.
- Ключом на 10 откручиваем 3 болта крепления электродвигателя на кожухе.
- Ставим на его место новый.
- Ставим конструкцию на место, закрепляем, подключаем коннектор.
- Дальнейшая установка осуществляется в обратном порядке.
Модернизация схемы управления
Вентилятор охлаждения включается на десятке при температуре 100-105°С, при нормальной работе
температура двигателя 85-90°С, вентилятор включается при перегреве двигателя, что естественно оказывает негативное влияние.
Эту проблему можно решить двумя способами: отрегулировать температуру переключения в «мозгах» или сделать кнопку. Мы сосредоточимся на втором. Включать вентилятор с кнопки очень удобно: попал в пробку — включил, уехал — выключил, и никто не перегревается.
В салоне установлена кнопка выбора режима работы вентилятора (постоянно отключен, постоянно включен, автоматически включается с помощью датчика) — этот «тюнинг» не является обязательным, но будет очень полезным дополнением .
Будет большой ток на контактах реле 87, 30, на проводе от аккумулятора к предохранителю и массе вентилятора, и поэтому надо использовать провода сечением не менее 2 мм, иначе более тонкий провод не выдержит и перегорит.
Видео — подключение и проверка ВО
Все автомобили с инжекторным двигателем оснащены электрическим, а не механическим вентилятором. С механикой все было проще… Электродвигатель вентилятора подключен к сети через реле, и блок ЭБУ подает сигнал на это реле … Дополнительно в цепи двигателя есть предохранитель, и подключен напрямую к ЭБУ. Если не работает вентилятор охлаждения, на ВАЗ-2114 можно сделать одну хитрость: отключить датчик ДТОЖ и запустить двигатель. А если вентилятор начал крутиться, проблему надо искать в датчике.
Чтобы не исследовать проводку «от и до», достаточно посмотреть одно видео. Здесь уже все сделано.
Диагностика вентилятора охлаждения — поиск неисправности
Там будет два датчика температуры: один, который включен, подключен к ЭБУ. Его надо выключить — второй оставить как есть.
ДТОЖ на двигатель 11183
Разъединяем разъем, но сам датчик не разбираем. Затем переводим ключ в положение 1, ну и т.д.
Что касается электричества, то тут все выглядит сложно: реле вентилятора в одном блоке, а предохранитель в другом. Нам нужен предохранитель F5 (20А). Кстати, к нему подключены и вентилятор, и рупор.
Блок монтажный 2114-3722010-60 и 2114-3722010-10
Основной блок монтажный устанавливается под капотом, а дополнительный у левой ноги переднего пассажира.
Дополнительный монтажный блок (вариант 1)
В дополнительном блоке мы видим три реле. «Главное реле» внизу. Возможны и другие варианты:
- Реле вентилятора установлено посередине;
- Также это реле можно установить сверху.
Второй вариант показан ниже.
Дополнительный монтажный блок (вариант 2)
Кстати, возле нужного нам реле всегда находится предохранитель. Это часть цепи вентилятора.
Выходы блока ЭБУ
Для ЭБУ BOSCH M7.9.7 выход реле вентилятора – клемма 68. Команда «вкл» соответствует уровню «0 Вольт». На блоках МП7.0 все выглядит ничуть не проще — клемма 46 подключается к реле, а также снимается с нее потенциальный «ноль».
Если главное реле выключено, реле вентилятора не сможет работать.
Не работает вентилятор — меняем сами
Попробуйте сделать так: нужно скинуть «минусовую» клемму с аккумулятора (ключ «10»), а затем отсоединить разъем двигателя.
Разъем питания вентилятора
Если сейчас снова подключить аккумулятор, то можно будет позвонить «+12» на один из двух контактов. Теперь можно идти ва-банк: минусовой кабель от вентилятора соединяется с землей с помощью Т-образного разъема. Часто на ВАЗ-2114 хэтчбек не работает вентилятор из-за того, что неисправна не проводка, а мотор. И тогда замена выполняется.
Разборка, все шаги
Еще раз убеждаемся, что аккумулятор выключен. Отсоедините разъем, как описано выше. Затем торцевым ключом откручиваем две гайки, удерживающие «пробку» (см. фото).
Крепежная скоба над кожухом
По углам пластиковой рамы имеются четыре гайки. Их необходимо открутить ключом на 10.
Одна из четырех гаек
Крепежная рамка вместе с вентилятором вынимается в направлении «вверх». Как видите, все просто.
Сборка осуществляется в обратном порядке. Можно будет заменить как мотор, так и раму-кожух.
Артикул
- 2108-1309010 — кожух;
- 2109-1308008 (-01, -02) — двигатель в сборе с крыльчаткой;
- 2103-1308010-10 — рабочее колесо;
- 12605571 — шайба стопорная;
- 16102311 — гайка М8.
Выводы: что именно нужно делать, если не работает вентилятор (алгоритм действий)
Сначала проверьте, подключен ли «плюс» к одной из клемм в разъеме. Затем подключите разъем от «массы» для проверки исправности электродвигателя. В некоторых случаях можно наблюдать следующее:
- Исправны как предохранитель F5, так и дополнительный предохранитель;
- Реле вентилятора работает должным образом;
- Датчик ДТОЖ исправен;
- Включение двигателя возможно только при подаче потенциала «0 Вольт».
Здесь будет только один вывод: отошел «земляной» контакт, которым заканчивается вся силовая линия. Это означает, что вам необходимо обратиться к автоэлектрику. Все остальные недостатки мы можем устранить сами.
Элемент F5 может перегореть в результате замыкания рупора. Но тогда на разъеме не прозванивается «+12», что сразу должно насторожить.
Пример на видео: упрощение стандартной схемы работы вентилятора (тюнинг)
К счастью, недоумение, почему не работает вентилятор охлаждения ВАЗ 2114, возникает у пользователей гораздо реже, чем у владельцев других автомобилей — собратьев по модельному ряду. Однако, к сожалению, нельзя сказать, что такая ситуация совсем невообразима. Такое бывает, и от этого никуда не деться.
С другой стороны, любая машина представляет собой сложный узел. Всегда есть что сломать или капризничать. Итак, заметив, что стрелка, показывающая температуру вашего двигателя, уверенно ползет в красную зону и не собирается останавливаться, сбрасывайте газ, включайте вентилятор на полную мощность в салоне и ищите ближайшую яму, где можно припарковать свой Железный конь.
С перегревом шутить не стоит: заевшие поршни — это полноценный капитальный ремонт, который ударит по вашему бюджету и нервам.
Статьи по теме: Почему не работает вентилятор охлаждения ВАЗ 2114 — причин может быть несколько. Проверять их стоит, чтобы снизить степень вероятности: чем чаще происходит данная поломка, тем ближе к началу списка находится проверяемый объект.
Чеки «Салон» Начнем с того, что можно осмотреть, не выходя из машины.
2 предохранителя отвечают за нормальную работу вентилятора. Один из них также управляет работой гудка, так что проверить его работоспособность элементарно: бибикай и слушай. Есть звук — забываем про этот предохранитель. Нет — лезем в монтажный блок и ищем тот, что указан F5 (на 20 ампер). Прежде чем ставить на место сгоревшего свежий, нелишним будет поинтересоваться, почему сгорел предыдущий. В противном случае новый ждет судьба своего предшественника в очень скором будущем.
Со вторым предохранителем разобраться не просто. Для проверки придется демонтировать обшивку торпеды со стороны пассажира. Под ним прячутся 3 реле в сопровождении собственного телохранителя-предохранителя. Нам нужен средний. Его вытаскивают и проверяют на целостность. Если он сгорел, перед установкой нового снова нужно будет найти причину поломки. Кстати, в этом случае будет хорошо, если у вас есть запасной (как для проверки, так и для замены сгоревшей детали).
Если этот предохранитель исправен, проверяем соседнее реле. Определить жив он или нет без омметра невозможно; мы можем только предложить заменить его на новый (тогда его нужно возить с собой про запас) и проверить, будет ли работать вентилятор. В любом случае стоит проверить состояние контактов на реле и при необходимости почистить их.
Если внутри автомобиля поломок не обнаружено, придется выйти из него и искать причины, открыв капот.
Чеки капотаВыйдя из машины и подняв крышку, приступаем к более серьезным действиям.
- Отсоединяется колодка, на которой крепятся провода, идущие к электродвигателю на вентиляторе охлаждения двигателя;
- При паре свободных проводов мотор замыкается на аккумулятор. Это даст нам четкую картину: если вентилятор начал крутиться, то у нас проблема с датчиком температуры, если он остается неподвижным, сгорел моторчик.
В последнем случае все понятно — двигатель вентилятора придется менять (или ремонтировать, если есть возможность и есть соответствующие навыки и умения). Когда полетел датчик температуры, нужно не повторять ошибку многих и не путать его с датчиком, фиксирующим температуру охлаждающей жидкости.