Срок давности по административным правонарушениям гибдд 2021: Давность привлечения к административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения — Адвокат в Самаре и Москве — представительство в суде и юридические услуги

Срок давности привлечения к административной ответственности поправят

Свежий номер

РГ-Неделя

Родина

Тематические приложения

Союз

Свежий номер

Власть

11.12.2022 17:17

Поделиться

Владимир Баршев

Срок давности привлечения к административной ответственности уточнят. Считать его будут в сутках, а исчислять с момента совершения нарушения. Соответствующие поправки в Кодекс об административных правонарушениях правительство внесло в Госдуму.

Привлечь водителя к ответственности сотрудник ГИБДД может в течение 60 дней с момента нарушения. / Сергей Михеев

Сейчас этот срок давности исчисляется месяцами. Если решение по делу выносит ГИБДД, то срок составляет два месяца. Если дело рассматривает суд — три месяца. При этом сейчас срок давности начинает течь не с момента выявления нарушения, а со следующего дня. Согласно же правительственным поправкам, в случае их принятия срок давности будут считать именно со дня совершения нарушения, причем в сутках. 60 суток будет даваться для вынесения решения по делу автоинспекцией и 90 суток — судом.

Такие уточнения появились не просто так. Дело в том, что ранее Конституционный суд признал не соответствующим Основному Закону ныне существующий порядок исчисления этих сроков. Во исполнение этого постановления высокого суда правительство и разработало поправки КоАП.

Напомним, что рассматривал КС. Некую гражданку Мельникову обвинили в том, что она скрылась с места происшествия. Сам факт такого обвинения вызывает массу вопросов.

Якобы она подрезала автобус, которому пришлось резко затормозить. А в автобусе упал человек и сломал руку. Откуда водитель могла знать, что в автобусе кто-то упал? Но не этот момент обжаловала в судах Мельникова.

Правовые аспекты дорожного движения эксперты «РГ» разбирают в рубрике «Юрконсультация»

По мнению ее адвокатов, суд первой инстанции принял решение о лишении ее прав через 3 месяца и один день после происшествия. То есть не уложился в установленный законом срок. Все суды, включая Верховный, сочли решение суда первой инстанции правомерным. Поскольку срок начинает течь не с момента происшествия, а со следующего дня.

Но Конституционный суд посчитал это положение КоАП неконституционным, поскольку «неоднозначность, неясность, недосказанность и противоречивость правового регулирования неизбежно препятствует адекватному уяснению установленных законом правил». КС постановил федеральному законодателю принять меры для устранения неопределенности.

А до тех пор, пока эти меры не приняты, считать срок привлечения к ответственности с момента совершения правонарушения. Все остальные сроки, исчисляемые периодами, начинают течь со следующего дня после события. Например, постановление о штрафе, полученное водителем 12 декабря, вступит в силу только 23 декабря. И до этой даты его можно обжаловать.

Для более точного исчисления сроков правительство внесло и другие коррективы. Уточняется, что если окончание срока выпадает на выходной день, то последним днем срока считается первый следующий за ним рабочий день. Однако делается оговорка, что это не касается сроков привлечения к ответственности, а также сроков административного наказания.

Переход расчета сроков с месяцев на сутки несколько усложнит жизнь правоприменителям. Дело в том, что при расчете в месяцах последним днем этого срока было бы то же число через два или три месяца. Например, срок начал течь 12 декабря, значит, последний его день для ГИБДД — 12 февраля. А для суда — 12 марта. Теперь последний день придется высчитывать с карандашом по календарю. Ведь в каждом месяце разное количество дней. Либо потребуется обучить программное обеспечение, чтобы оно считало эти сроки.

Считать срок привлечения к ответственности с момента совершения правонарушения, говорилось в постановлении Конституционного суда

Напомним, что автовладельцы уже не первый раз меняют сроки, установленные КоАП. Не столь давно были приняты поправки в Кодекс, которые изменили отсчет срока,с которого водитель считается подвергнутым наказанию. Поводом послужило также решение Конституционного суда по жалобе автомобилистки из Костромы. Ее привлекли к ответственности за повторное нарушение, поскольку с момента вступления в силу постановления за первое нарушение год не истек. Она же считала, что сроки прошли, поскольку с момента уплаты ее штрафа прошло больше года.

Да, такой казус был. Человек старается побыстрее заплатить штраф. Но, как бы быстро он его ни оплатил, постановление вступает в законную силу все равно только через 10 дней после его получения. И Конституционный суд потребовал учесть этот нюанс.

Теперь у нас человек считается подвергнутым наказанию в течение года либо с момента уплаты штрафа, либо с момента вступления в силу постановления о привлечении к административной ответственности, в зависимости от того, что наступит раньше.

Российская газета — Федеральный выпуск: №280(8928)

Поделиться

КС просят установить единые правила исчисления сроков давности

Евгений Разумный / Ведомости

Конституционный суд (КС) разберется с исчислением сроков давности по административным правонарушениям. Поводом стала принятая к рассмотрению жалоба жительницы Москвы Ольги Мельниковой, с которой ознакомились «Ведомости». Она оспаривает ч. 1 ст. 4.5 КоАП (определяет давность привлечения к административной ответственности). 22 декабря 2020 г. Мельникова за рулем Nissan, как следует из жалобы, создала помеху в движении автобусу, из-за чего один из пассажиров получил травму средней степени тяжести. Но ее привлекли к ответственности по ч. 2 ст. 12.27 КоАП, посчитав, что она покинула место ДТП, и мировой судья района Ясенево 22 марта 2021 г. лишил ее права управлять транспортом на год.

Мельникова в своей жалобе ссылается на ст. 4.5 КоАП, согласно которой срок давности по ее статье составляет три месяца. Мельникова считает, что 22 марта срок давности для привлечения ее к ответственности истек, а потому суд проходить уже не мог. Но в деле Мельниковой Черемушкинский райсуд Москвы применил постановление пленума Верховного суда (ВС) от 2005 г. о вопросах применения КоАП, в котором ВС указал, что срок давности исчисляется со дня, следующего за днем правонарушения.

Таким образом, заявительница отмечает противоречие в ст. 4.5 КоАП и постановлении пленума ВС в вопросе определения сроков давности.

Адвокат юридической фирмы Orchards Петр Мацкевич говорит, что решение КС по этому делу может установить единообразие в подходах судов в определении момента, с которого исчисляется срок исковой давности по административным правонарушениям и преступлениям. Он объясняет, что аналогичная ч. 1 ст. 4.5 КоАП норма есть и в Уголовном кодексе (УК). Согласно ч. 2 ст. 78 УК, сроки давности исчисляются со дня совершения преступления. «То есть формулировка в этой части совпадает с КоАП», – замечает Мацкевич. При этом в постановлении пленума ВС 2013 г. под днем совершения преступления, с которого начинается течение и исчисление сроков давности, понимается сам день совершения общественно опасного действия.

«Аналогичные нормы КоАП РФ и УК РФ, которые содержат, по сути, одинаковые формулировки, но по-разному толкуются ВС, что не совсем согласуется с принципом правовой определенности», – указывает Мацкевич. Он полагает, что если КС решит скорректировать подход, то это затронет абсолютно все категории дел и всех правоприменителей.

«Если КС удовлетворит данную жалобу, то это повлечет изменение практики исчисления сроков, – говорит член Ассоциации юристов России Юлия Рамзенкова. – При этом нельзя будет обжаловать уже исполненные наказания, ведь в КоАП не предусмотрено обжалование по новым и вновь открывшимся обстоятельствам». Случаи, когда постановление об административном правонарушении выносится судом именно в последний день, связаны «с их загруженностью», уверена она.

«Затягивание сроков рассмотрения дела – одна из заметных лазеек по делам о лишении прав, – говорит президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин. – Юристы пытаются всячески затянуть сроки, ведь в таком случае появляется коррупционная перспектива – например, если из ГИБДД долго не передают материалы в суд». По его словам, ожидаемо, что суды в своих решениях опираются в большей степени на пленум ВС – он содержит трактовку и «понятную для них опору».

Разночтения при исчислении сроков давности в административных и уголовных делах нужно убирать, считает первый зампред комитета Госдумы по госстроительству Юрий Синельщиков. «Это не самая острая проблема, но это вопрос, который надо решить», – отметил он.

Новости СМИ2

Хотите скрыть рекламу?  Оформите подписку  и читайте, не отвлекаясь

Законодательное собрание Аризоны

Сессия: 2023 г. — Пятьдесят шестая сессия Законодательного собрания — Первая очередная сессия 2022 г. — Пятьдесят пятая сессия Законодательного собрания — Вторая очередная сессия 2021 г. — Пятьдесят пятая сессия Законодательного собрания — Первая специальная сессия позже — Вторая очередная сессия2019 г. — Пятьдесят четвертая законодательная власть — первая очередная сессия2018 г. — Пятьдесят третья законодательная власть — первая специальная сессия2018 г. — Пятьдесят третья законодательная власть — вторая очередная сессия 2017 г. — пятьдесят третья законодательная власть — первая очередная сессия 2016 г. — пятьдесят вторая законодательная власть — вторая очередная сессия 2015 г. — пятьдесят вторая сессия -Вторая Законодательная власть — Первая специальная сессия2015 г. — Пятьдесят вторая Законодательная власть — Первая очередная сессия 2014 г. — Пятьдесят первая Законодательная власть — Вторая специальная сессия 2014 г. — Пятьдесят первая Законодательная власть — Вторая очередная сессия 2013 г. — Пятьдесят первая Законодательная власть — Первая специальная сессия 2013 г. — Пятьдесят первая Законодательная власть — Первая Очередная сессия 2012 г. — Законодательный орган пятидесятого созыва — Вторая очередная сессия 2011 г. — Законодательный орган пятидесятого созыва — Четвертая специальная сессия 2011 г. — Законодательный орган пятидесятого созыва — Третья специальная сессия 2011 г. — Законодательный орган пятидесятого созыва — Вторая специальная сессия 2011 г. — Законодательный орган пятидесятого созыва — Первая специальная сессия 2011 г. — Законодательный орган пятидесятого созыва — Первая очередная сессия 2010 г. — Сорок девятый совещательный орган — Девятая специальная сессия 2010 г. — Сорок девятая законодательная сессия — Восьмая специальная сессия 2010 г. — Сорок девятая законодательная сессия — Седьмая специальная сессия 2010 г. — Сорок девятая законодательная сессия — Шестая специальная сессия 2010 г. — Сорок девятая законодательная сессия — Вторая очередная сессия 2009 г.- Законодательный орган сорок девятого созыва — Пятая специальная сессия 2009 г. — Законодательный орган сорок девятого созыва — Четвертая специальная сессия 2009 г. — Законодательный орган сорок девятого созыва — Третья специальная сессия 2009 г. — Законодательный орган сорок девятого созыва — Вторая специальная сессия 2009 г. — Законодательный орган сорок девятого созыва — Первая специальная сессия 2009 г. — Первая очередная сессия 2008 г. — Сорок восьмая законодательная сессия — Вторая очередная сессия 2007 г. — Сорок восьмая законодательная сессия — Первая очередная сессия 2006 г. — Сорок седьмая законодательная сессия — Первая специальная сессия 2006 г. — Сорок седьмая законодательная сессия — Вторая очередная сессия 2005 г. Законодательный орган 46-го созыва — Вторая очередная сессия 2003 г. — Законодательный орган 46-го созыва — Вторая специальная сессия 2003 г. — Законодательный орган 46-го созыва — Первая специальная сессия 2003 г. — Законодательный орган 46-го созыва — Первая очередная сессия 2002 г. — Законодательный орган 45-го созыва — Специальная шестая сессия 2002 г. — Сорок пятый законодательный орган — Пятая специальная сессия 2002 г. — Сорок пятая законодательная сессия — Четвертая специальная сессия 2002 г. — Сорок пятая законодательная сессия — Третья специальная сессия 2002 г. — Сорок пятая законодательная сессия — Вторая очередная сессия 2001 г. — Сорок пятая законодательная сессия — Вторая специальная сессия 2001 г. — Сорок пятая законодательная сессия — Первая специальная сессия 2001 г. — Сорок — Законодательный орган пятого созыва – Первая очередная сессия 2000 г. Обычная сессия1999 — Законодательный орган сорок четвертого созыва — Третья специальная сессия 1999 г. — Законодательный орган сорок четвертого созыва — Вторая специальная сессия 1999 г. — Законодательный орган сорок четвертого созыва — Первая специальная сессия 1999 г. — Законодательный орган сорок четвертого созыва — Первая очередная сессия 1998 г. Законодательный орган — Пятая специальная сессия 1998 г. — Сорок третья законодательная власть — Четвертая специальная сессия 1998 г. — Сорок третья законодательная власть — Третья специальная сессия 1998 г. — Сорок третья законодательная власть — Вторая очередная сессия 1997 г. — Сорок третья законодательная власть — Вторая специальная сессия1997 — Сорок третья сессия Законодательного собрания — Первая специальная сессия 1997 года — Сорок третья сессия Законодательного собрания — Первая очередная сессия 1996 года — Сорок вторая сессия Законодательного собрания — Седьмая специальная сессия 1996 года — Сорок вторая сессия Законодательного собрания — Шестая специальная сессия 1996 года — Сорок вторая сессия Законодательного собрания — Пятая специальная сессия 1996 года — Сорок вторая Законодательный орган — Вторая очередная сессия 1995 г. — Сорок вторая сессия Законодательного органа — Четвертая специальная сессия 1995 г. — Сорок вторая сессия Законодательного органа — Третья специальная сессия 1995 г. — Сорок вторая сессия Законодательного органа — Вторая специальная сессия 1995 г. — Сорок вторая сессия Законодательного органа — Первая специальная сессия1995 — Сорок вторая сессия Законодательного собрания — Первая очередная сессия 1994 года — Сорок первая сессия Законодательного собрания — Девятая специальная сессия 1994 года — Сорок первая сессия Законодательного собрания — Восьмая специальная сессия 1994 года — Сорок первая сессия Законодательного собрания — Вторая очередная сессия 1993 года — Сорок первая сессия Законодательного собрания — Седьмая специальная сессия 1993 года — Сорок первая сессия Законодательный орган — Шестая специальная сессия 1993 г. — Сорок первая Законодательная власть — Пятая специальная сессия 1993 г. — Сорок первая Законодательная власть — Четвертая специальная сессия 1993 г. — Сорок первая Законодательная власть — Третья специальная сессия 1993 г. — Сорок первая Законодательная власть — Вторая специальная сессия1993 — Законодательный орган сорок первой сессии — Первая специальная сессия 1993 г. — Законодательный орган сорок первой сессии — Первая очередная сессия 1992 г. — Законодательный орган сороковой сессии — Девятая специальная сессия 1992 г. — Законодательный орган сороковой сессии — Восьмая специальная сессия 1992 г. — Законодательный орган сороковой сессии — Седьмая специальная сессия 1992 г. — Шестая специальная сессия 1992 г. — Сороковая законодательная сессия — Вторая очередная сессия 1991 г. — Сороковая законодательная сессия — Четвертая специальная сессия 1991 г. — Сороковая законодательная сессия — Третья специальная сессия1991 — Законодательный орган сороковой сессии — Вторая специальная сессия 1991 г. — Законодательный орган сороковой сессии — Первая специальная сессия 1991 г. — Законодательный орган сороковой сессии — Первая очередная сессия 1990 г. — Законодательный орган тридцать девятой сессии — Пятая специальная сессия 1990 г. Тридцать девятая законодательная сессия — вторая очередная сессия 1989 г. — тридцать девятая законодательная сессия — вторая специальная сессия 1989 г. — тридцать девятая законодательная сессия — первая специальная сессия 1989 г. — тридцать девятая законодательная сессия — первая очередная сессия

Роль административных нарушений правил дорожного движения в системе уголовного правосудия Северной Каролины — Уголовное право Северной КаролиныУголовное право Северной Каролины

В этом посте рассматривается большая роль, которую административные нарушения правил дорожного движения играют в системе уголовного правосудия штата. Информационная панель измерения справедливости лаборатории показывает, что обвинения в ненасильственных правонарушениях составляют основную часть государственной системы (рис. 1).

Рисунок 1. Состав сборов в государственной системе, 2021 г.

Рисунок Примечание. Вождение в нетрезвом виде относится к правонарушениям, связанным с вождением в нетрезвом состоянии.

Приборная панель также показывает, что нарушения правил дорожного движения без нарушения правил дорожного движения составляют наибольшую долю этих ненасильственных правонарушений и что семь из десяти наиболее часто предъявляемых обвинений во всей системе являются административными нарушениями правил дорожного движения.

Это проблема не только Северной Каролины. Как отмечалось в недавнем информационном бюллетене Lab, чаще всего общественность контактирует с полицией на остановках. В этой газете отмечается, что каждый день в США полиция останавливает более 50 000 водителей. Некоторые остановки предназначены для обеспечения безопасности дорожного движения, но многие — для мелких нарушений. Как видно из национальных новостей, остановки за незначительные нарушения могут стать смертельными, и исследования выявили расовые различия в остановках движения. На этом фоне нам захотелось больше узнать о роли мелких административных нарушений правил дорожного движения в государственной системе.

Вот что мы нашли.

В 2021 году на административные правонарушения дорожного движения приходилось почти сорок процентов (39,7%) всех уголовных обвинений в штате. В том же году Северная Каролина выпустила более 1,3 миллиона зарядов; более 524 000 — за мелкие административные нарушения правил дорожного движения. Это большая доля от общих сборов. Мы дополнительно изучили проблему, посмотрев, как обстоят дела на уровне инцидента. В частности, мы хотели узнать: в каком проценте из происшествий были административными правонарушениями дорожного движения самое высокое обвинение в правонарушении? Ответ на уровне происшествий был аналогичен тому, что мы нашли на уровне обвинений: более чем в одной трети всех инцидентов 2021 года (36,4%) административный штраф за нарушение правил дорожного движения был самым тяжким правонарушением. В частности, в 2021 году эти 1,3 миллиона зарядов произошли в более чем 800 000 инцидентов; почти в 300 000 из этих происшествий административное обвинение в нарушении правил дорожного движения было самым серьезным преступлением.

На Рисунке 2 представлен список из десяти наиболее распространенных административных правонарушений, связанных с нарушением правил дорожного движения, в Северной Каролине.

Рисунок 2. Десять наиболее часто наказуемых административных правонарушений в сфере дорожного движения с подсчетом обвинений, 2021 г. 136 726 ВОЖДЕНИЕ ПРИ ОТЗЫВАНИИ ПРАВ, НЕПОВРЕЖДЕННЫЙ ОТЗЫВ 120 487 НЕТ ЛИЦЕНЗИИ ОПЕРАТОРА 93 837 ЭКСПЛУАТАЦИЯ АВТОМОБИЛЯ БЕЗ СТРАХОВАНИЯ 36 609 ФИКЦИОННОЕ/ИЗМЕНЕННОЕ НАЗВАНИЕ/РЕГИСТРАЦИОННАЯ КАРТА/БИРОК 30 276 ПРИВОД/РАЗРЕШЕНИЕ АВТОМОБИЛЯ БЕЗ РЕГИСТРАЦИИ

22 254 СЕРТИФИКАТ ОТМЕНЕН/ОТМЕНЕН/ОТМЕНЕН/ОТМЕНЕН 16 752 ВОЖДЕНИЕ ЛИЦЕНЗИИ ОТЗЫВАЕТСЯ, ПОВРЕЖДЕНИЕ 13 261 ОТСУТСТВИЕ СТРАХОВАНИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ 12 355 НАРУШЕНИЕ ТОНИРОВАНИЯ ОКНА 11 141

Как показано на Рисунке 2, львиная доля обвинений приходится на три административных правонарушения, связанных с нарушением правил дорожного движения: просроченная регистрационная карточка или номерной знак; Вождение с аннулированными правами, неповрежденный аннулирование; и Отсутствие лицензии оператора. После этой первой десятки количество зарядов резко падает. Например, в одиннадцатом месте за рулем автомобиля, который не зарегистрирован или не имеет текущего номерного знака, начислено 5 551 обвинение.

Используя другие точки данных уголовного правосудия, мы обнаружили, что номера штатов скрывают различия на уровне округов. Это верно и здесь. На уровне округов процент инцидентов, связанных с административным нарушением правил дорожного движения в качестве самого высокого обвинения, колеблется от 18,2% в округе Гейтс до 60,1% в округе Митчелл.

Что это означает для политики уголовного правосудия? Мы не занимаемся защитой интересов, поэтому мы не навязываем варианты политики. Тем не менее, мы помогаем лидерам понять диапазон доступных юридических и основанных на фактических данных вариантов политики. Лидеры по всему штату говорят нам, что их основной задачей общественной безопасности является раскрытие и предотвращение насильственных и серьезных преступлений. Они также сообщали нам, что правоохранительные органы испытывают серьезные кадровые проблемы.

В результате они просят помочь понять ряд вариантов полицейской деятельности и реагирования, которые способствуют общественной безопасности и справедливой и эффективной системе. Эти опасения побудили нас работать в сфере альтернативных ответчиков. Эта работа потенциально может исключить или сократить участие правоохранительных органов в реагировании на людей в кризисной ситуации, освободив их, чтобы они могли сосредоточиться на серьезных угрозах безопасности, используя альтернативные меры реагирования, которые могут лучше связать людей с необходимыми общественными услугами. Аналогичным образом, эти данные, свидетельствующие об интенсивном использовании ресурсов правоохранительных органов и судов в связи с мелкими административными нарушениями правил дорожного движения, могут указывать на другие решения. Один вариант уже изучается в Северной Каролине и по всей стране: политика по ограничению участия правоохранительных органов в вопросах безопасности дорожного движения. Опять же, мы не выступаем за это решение.
Скорее, мы просто представляем это как вариант политики. Если вам интересно узнать больше о юрисдикциях, которые внесли эти изменения, ознакомьтесь с новым информационным документом лаборатории здесь. Среди прочего, в нем перечислены юрисдикции, которые приняли муниципальные запреты на определенные остановки движения, и изменения в политике, реализованные шерифами и начальниками полиции, чтобы сделать то же самое.

Я закончу несколькими уточняющими моментами нашего исследования:

Что вы подразумеваете под «происшествием» и почему сворачиваете обвинения до уровня инцидента? Мы считаем инцидентом все обвинения против человека в один и тот же день и в одном и том же округе. Некоторые округа обвиняют все правонарушения, совершенные одновременно, в одном и том же деле. Другие взимают плату за два или более случая. Сократившись до уровня инцидента, мы можем сравнить данные на уровне округа. Кроме того, сведение зарядов до уровня инцидента позволяет нам сосредоточиться на самом серьезном заряде, связанном с столкновением.

Какова ваша иерархия для определения максимальной суммы? В нашей иерархии тяжкие преступления находятся наверху, а административные ПДД – внизу. Вот полная иерархия: Любое уголовное преступление > Любое административное правонарушение (например, мелкое воровство или хранение марихуаны) > Любое неадминистративное нарушение правил дорожного движения (например, превышение скорости или вождение в нетрезвом виде) > Любое административное нарушение правил дорожного движения.

Что такое административное правонарушение? Мы классифицировали каждое отдельное нарушение правил дорожного движения в таблице Кодекса правонарушений Административного управления судов штата как административное или неадминистративное. К административным правонарушениям относятся, например, правонарушения, связанные с лицензиями, разрешениями, титулами, номерными знаками, весовыми станциями, проверками и страхованием. К другим видам административных правонарушений относятся нарушение правил парковки и вождение автомобиля с аннулированными правами.

Comments |0|

Legend *) Required fields are marked
**) You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>
Category: Разное