Суммарного люфта в рулевом управлении: Измерение суммарного люфта в рулевом управлении | Взвешивание грузовых и легковых автомобилей в СПб и области

Измерение суммарного люфта в рулевом управлении | Взвешивание грузовых и легковых автомобилей в СПб и области

Согласно перечню неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 21 февраля 2002 г. N 127) запрещается эксплуатация ТС если суммарный люфт в рулевом управлении превышает следующие значения:

 Суммарный люфт                                               не более (градусов)
Легковые автомобили и созданные на их

базе грузовые автомобили и автобусы

10
Автобусы20
Грузовые автомобили25

 

О важности рулевой системы автомобиля не стоит упоминать лишний раз, поскольку всем и так ясно, что она играет ключевую роль в безопасности вождения.

Вот почему не следует пренебрегать регулярным техосмотром и ремонтом всех деталей этой системы, ведь частая эксплуатация ведет к снашиванию даже наиболее надёжных узлов и агрегатов. Самый распространённый симптом неисправности заключается в таком явлении, как люфт рулевого колеса. Любой мало-мальски грамотный и ориентирующийся в пдд автомобилист должен быть знаком с этим термином, чтобы уметь, при желании вовремя диагностировать и устранить проблему.

Что такое люфт

Для того, чтобы понять как работает суммарный люфт в рулевом управлении, нужно немного разобраться в конструкции рулевой системы.  С технической точки зрения это можно описать примерно так: в передаче рулевых тяг есть шток, который зафиксирован неплотно, с зазором в 1-2 миллиметра. Если бы не это расстояние, то все входящие в зацепление детали снашивались бы намного быстрее, в результате сильного трения. Зазор же позволяет удерживать зацеп, при этом не соприкасаясь со стенками зубцов передачи – отсюда и возникает люфт.

С позиции водителя люфт определяется как свободный ход руля, необходимый для получения отклика элемента системы, которым вы управляете (в нашем случае это передние колеса). Проще говоря — это расстояние, которое преодолевает рулевое колесо, прежде чем машина сделает определенный маневр. Это явление нельзя  назвать негативным, поскольку минимальный люфт присутствует в управлении любого автомобиля и увеличивается пропорционально размеру транспортного средства.

Однако спустя продолжительное время эксплуатации люфт возрастает до опасного уровня, когда автомобиль перестаёт слушаться и с опозданием реагирует на «команды» водителя.

Если вовремя не среагировать и не устроить проверку, в лучшем случае вас ждет дорогой ремонт, в худшем — согласно ПДД ваш автомобиль становится потенциальным источником опасности на дороге.

Причины люфта

Искать причину появления люфта нужно, конечно же, в конструкции системы рулевого управления:

  • Для начала устраивается проверка состояния рулевых тяг, а также наконечников. Последние довольно часто выходят из строя, и это может стать причиной слишком большого свободного хода рулевого колеса.
  • Кроме того, источником проблемы может стать разваленный, или почти разваленный ступичный подшипник.
  • Если ходовая часть вашего автомобиля недавно ремонтировалась, то появившийся люфт может быть следствием этого. К примеру, очень часто механики забывают как следует затянуть центральную гайку подшипника ступицы, что не лучшим образом влияет на работу рулевой системы.
  • Также причиной может стать выход из строя верхней или нижней шаровой опоры, или же перетянутая рулевая рейка.
  • Иногда люфт появляется, если требуется замена гидравлического масла – эта простая процедура может устранить лишний свободный ход.

В целом же, практически всегда люфт провоцирует какая-либо неисправность в цепочке руль-рейка-тяги-колеса. Для того чтобы выявить причину, нужно пройтись по каждому звену, тщательно проверить детали и выявить, где и что было не докручено — поскольку как раз этот элемент и стопорит работу управления.

Но для того, чтобы не перепутать люфт с какими-либо другими неисправностями, нужно изучить его практические симптомы.

Признаки

Если ходовая часть автомобиля становится все менее чувствительной к вашим воздействиям, значит, пора проанализировать появившиеся проблемы в управлении. Предельное допустимое значение свободного хода руля ровняется 30 миллиметрам, или же 10  градусам, согласно ПДД. Любые отклонения от нормы считаются неисправностями.

Для того чтобы определить укладывается ли люфт в этот параметр, нужно устроить небольшую проверку:

  • Для начала ставим двигатель на холостой ход и определяем передние колеса в такое положение, чтобы они были параллельны продольной оси автомобиля. Одновременно должен работать и гидравлический усилитель.
  • Затем нужно слегка повертеть рулевое колесо в разных направлениях и зафиксировать тот момент, когда передние шины начинают движение. Всё расстояние, которое руль происходит «до» — это и есть свободный ход, то есть люфт.
  • Для точной проверки можно разжиться люфтомером – это специальное устройство, с помощью которого контролируется суммарный люфт в рулевом управлении автомобиля. К примеру, механическая модель люфтомера К 524 М может использоваться как в условиях домашнего гаража, так и в профессиональных автомастерских. Люфтомер 524 поможет определить свободный ход всего за три минуты – включая установку и снятие устройства. Такая проверка является самым простым и удобным вариантом.

Хотя на самом деле неважно, что именно помогло вам диагностировать неполадку – люфтомер или простые измерительные инструменты. Если проблема определена, нужно заняться её устранением.

что это такое, каким инструментом проверяется люфт рулевого колеса или колонки, допустимая норма свободного хода

Автомобиль — это не только средство передвижения, но и механизм, который может подвергать опасности человеческую жизнь. Частое использование изнашивает детали авто и вызывает их неисправность. Из этой статьи вы узнаете о люфте руля и как его убрать, причинах возникновения и о том, как его замерить. Также станет понятно, какое значение люфта может допускаться.

  • Что такое люфт рулевого управления
  • Допустимый люфт рулевого колеса
  • Каким инструментом проверяется
    • Как проверить
  • Возможные причины люфта и их диагностика
    • При выключенном двигателе
    • При движении
    • При торможении
  • Как устранить люфт
    • В рулевой колонке
      • Видео: Устранение люфта руля
    • Рулевого колеса

Что такое люфт рулевого управления

Люфт в переводе с немецкого означает «воздух». Это выражение используется для обозначения свободного хода. На практике в деталях и элементах образуется щель между сопряжёнными частями рулевой системы, которая со временем может увеличиваться. Определить люфт можно градусом поворота в определённых элементах управления. В идеально исправном состоянии степень действия не должна сопровождаться изменениями.

Допустимый люфт рулевого колеса

Опытный водитель знает, что уровень воздействия на механизм рулевого управления напрямую зависит от амплитуды люфта. Чем выше его градус, тем больше усилий необходимо приложить.

В сумме люфт не должен переходить отметку в 10° у легковых машин, у автобусов — 20°, у грузовых автомобилей — 25°.

Каким инструментом проверяется

Люфтомер — инструмент, который определяет величину люфта. Существует электронный и механический. Выбирать, каким лучше пользоваться, только вам, ведь всё зависит от удобства в использовании, хотя предназначение у них одно. Работа прибора заключается в измерении максимального суммарного люфта датчиком угла с отсечкой начала и конца отсчёта по его сигналам о начале поворота рулевого колеса.

Как проверить

Когда управление автомобилем даёт явные признаки неполадок, то причину стоит искать в свободном движении руля, оно может превышать допустимые нормы. Машина перестаёт работать с вами в тандеме, либо реагирует, но поздно. Важно отметить, что если регулируя рулевой механизм, устранить увеличившийся ход не удаётся, то авто нельзя использовать.

Возможно, истёк срок эксплуатации крепления механизма руля, маятникового рычага или же рулевых тяг. Предельной нормой люфта для руля, наружный диаметр которого равен 400 мм, будет 17 мм — превышение этого значения считается отклонением.

Возможные причины люфта и их диагностика

Выделяют следующие причины появления люфта:

  1. Из-за ослабевания гайки крепление руля стало более свободным.
  2. Ослабились регулировочные тяги, которые предназначены для регулировки схождения колёс автомобиля.
  3. Механизм, который соединяет рулевую систему и присоединяется к кузову, ослабляется, либо происходит просадка прокладок между конструкцией и кузовом.
  4. Наружные наконечники тяг сильно износились, увеличивая амортизацию средства передвижения.

Практически каждый автолюбитель может самостоятельно выяснить причины возникновения люфта, придерживаясь определённого алгоритма. Для этого достаточно обладать некоторыми знаниями или обратиться в специализированный автосервис

При выключенном двигателе

С целью определения неисправности при выключенном двигателе, необходимо провести диагностику:

  1. Автомобиль следует разместить на ровной местности, чтобы колёса были направлены прямо.
  2. Поворачивая рулевое колесо постепенно в разные стороны, следует проверять все узлы данной системы. Для этого рекомендуется пригласить помощника. Вы почувствуете вибрацию в неисправных узлах во время движений рулём.

Важно! Если колёса установлены прямо, а спицы руля расположены не горизонтально, это является признаком нарушения регулировки колёс. Также это может говорить о наличии дефектов в рулевом управлении или подвеске.

При движении

Во время движения необходимо прислушаться к работе деталей рулевого управления и оценить наличие посторонних вибраций. Наличие характерного звука свидетельствует о том, что узел неисправен. При этом стук усиливается во время езды по неровной дороге или во время преодоления препятствий, например, переезде через рельсы ж/д.

При торможении

Во время торможения авто не должно происходить никаких лишних движений. Если будет слышен посторонний звук, возможны неисправности с тормозными колодками. Также машина может не своевременно среагировать на нажатую педаль тормоза или тормозить рывками — всё дело в тормозных дисках.

Как устранить люфт

Отрегулировать управление не сложно, для этого не требуется большая разновидность инструментов. Потребуется лишь простой набор принадлежностей, которые помогут выполнить настройку элементов крепления.

В рулевой колонке

Когда люфтомер показывает в колонке нежелательный результат, рекомендуется попробовать отрегулировать винты на карданных шарнирах. Всё это расположено на рулевом валу. Найдите винт регулировки и установите предельное значение. После выполните повторную проверку, и если свободный ход всё ещё высокий, то проблема не в этом.

Высокие параметры люфтомера свидетельствуют о том, что необходимо отрегулировать шарниры тяг. Эта процедура не из лёгких, так как потребуется домкрат, смотровая яма или эстакада. Если окажется, что шарниры расхлёстаны, следует подтянуть их крепления. Также проверьте натяжение рулевых тяг.

Видео: Устранение люфта руля

Рулевого колеса

Ниже рассмотрен алгоритм действий, предназначенных для повышения безопасности вождения.

Важно! Запрещается сильно затягивать регулировочный болт. При повышенном трении самостабилизация передних колёс во время движения практически отсутствует и автомобиль постоянно отклоняется от траектории движения.

Инструкция, как устранять неисправность:

  1. Колёса необходимо установить в положении прямо и проверить уровень масла в редукторе.
  2. Снять винт регулировки рулевого колеса от защитного колпачка.
  3. Ослабить гайку, пока не получится поднять стопорную шайбу.
  4. Быстро повернуть руль влево и вправо под углом около 10°, одновременно регулируя винт шлицевой отвёрткой, пока люфт не примет допустимые параметры. При этом важно сильно не перетянуть его.
  5. После этого следует затянуть гайку, придерживая винт от прокручивания.

Теперь вы знаете об основных причинах, которые могут привести к возникновению люфта. Достаточно важно приложить усилие и оперативно исправить неполадку, т. к. она напрямую влияет на безопасность во время движения. Чтобы разрешить эту проблему, следует провести диагностику и обратиться за помощью в специализированное СТО.

Часто задаваемые вопросы о рулевом управлении: Чрезмерный люфт в рулевом колесе

Чрезмерный люфт в системе рулевого управления можно определить как:

когда рулевое колесо может быть повернуто более чем на один-полтора дюйма без колес вращающийся . Когда руль разболтался, «имеет люфт», водителям сложно правильно определить положение передних колес. Системы рулевого управления обычно своевременно предупреждают о проблемах, а чрезмерный люфт, как правило, вызывается изношенными рулевыми рейками и наконечниками рулевых тяг. Однако, поскольку детали рулевого управления считаются «критическими с точки зрения безопасности деталями», лучше устранять любые проблемы как можно скорее.

Для выявления потенциальных проблем рекомендуется визуальный осмотр системы рулевого управления. Лучший способ сделать это, когда автомобиль находится на земле, опираясь всем своим весом на систему рулевого управления и подвески, поскольку подъем автомобиля приводит к блокировке или заклиниванию компонентов друг относительно друга, устраняя любой свободный ход. Попросите помощника повернуть руль из стороны в сторону, но только до тех пор, пока не почувствуете сопротивление. Поворачивая руль таким образом, вы увидите:

  • Свободный ход рулевых тяг:

Наконечники поперечной рулевой тяги, как следует из названия, находятся на концах рулевой рейки и «привязывают» рейку к поворотному кулаку или держателю ступицы. Любой свободный ход в них влияет на трекинг и обычно проявляется в виде неравномерного износа внешнего края шин. Плохое отслеживание также приведет к тому, что автомобиль будет блуждать/уклоняться в сторону во время движения или торможения.

  • Свободный ход рулевой рейки:

В большинстве легковых автомобилей используется реечное рулевое управление. Рулевая рейка представляет собой прямой стержень со шлицами на концах. Эти шлицы входят в зацепление с аналогичными шлицами на шестерне и позволяют рулевому управлению функционировать при повороте колеса. Рулевые рейки довольно прочные, и, как правило, с ними мало что выходит из строя. Во всяком случае, втулки по обеим сторонам рейки имеют тенденцию выходить из строя, и именно они допускают люфт в рулевом управлении.

  • Свободный ход в шаровых шарнирах:

Чтобы реагировать на действия водителя и поворачивать колеса, шаровые шарниры позволяют подвеске двигаться вверх и вниз, позволяя поворотному кулаку поворачиваться. Изношенные шаровые шарниры влияют на развал колес и приводят к плохой реакции на действия водителя, а также к склонности автомобиля к уводу в сторону.

Для обслуживания компонентов подвески часто требуются специальные инструменты и оборудование. Развал-схождение необходимо выполнять после замены любого компонента подвески. Перед началом любых работ с автомобилем всегда обращайтесь к рекомендациям по ремонту изготовителя автомобиля.


В приведенной ниже таблице перечислены общие признаки и способы устранения люфта в системе рулевого управления.

Вероятная причина Средство
Неравномерный износ шин. Замените неисправные детали рулевого управления. Выполните сход-развал колес.
Незакрепленное крепление рулевого механизма (рейки или коробки). Затянуть болты крепления рулевого механизма/заменить втулки крепления.
Ослабленные подшипники колес. Отрегулируйте или замените подшипники.
Износ промежуточного рычага или сошки (если они установлены). Замените промежуточный рычаг или сошник.
Изношенные наконечники рулевых тяг. Заменить наконечники рулевых тяг.
Изношенные концы стойки. Замените концы стойки.
Износ рулевой муфты. Заменить рулевую муфту.

FAI предлагает широкий ассортимент деталей рулевого управления и подвески для всех марок легковых и легких коммерческих автомобилей. Более подробную информацию можно найти здесь .

 

 

Потеря рулевого управления: причины и симптомы

Делиться

Я принимаю Отправить Отправить

Стабильность на ходу

От преодоления поворотов до поддержания стабильного курса вы полагаетесь на систему рулевого управления вашего автомобиля каждый раз, когда садитесь на водительское сиденье. Эта важная система позволяет вам направлять ваш автомобиль по дороге к месту назначения. Если вы чувствуете, что рулевое управление разболталось, пришло время разобраться в сути проблемы. Читайте дальше, чтобы узнать о симптомах и причинах ослабления рулевого управления.

Взгляд на проблему

Серьезным врагом любой системы рулевого управления является свободный ход рулевого управления, обычно называемый «свободным ходом». Когда рулевое колесо испытывает чрезмерный свободный ход, вы можете обнаружить, что не можете управлять автомобилем. Рулевое управление может ощущаться ослабленным, и может потребоваться постоянная коррекция, чтобы удерживать автомобиль на прямой линии.

Также может быть стук при наезде на неровности из-за люфта в компоненте рулевого управления. Иногда при езде на высоких скоростях заметен стук в руле. Кроме того, ваш автомобиль может раскачиваться из стороны в сторону во время движения. Любой один из этих симптомов или их комбинация – это просто повод для немедленного изучения проблемы. Игнорирование предупреждающих знаков может привести к чрезмерному износу шин, затруднениям в управлении и, в тяжелых случаях пренебрежения, к отделению деталей, что может привести к аварии.

Причины ослабления рулевого управления

Наиболее распространенными причинами свободного хода рулевого управления являются ослабление самого рулевого механизма или ослабление одного или нескольких гнезд рулевой тяги.

Существует множество различных конструкций систем подвески и рулевого управления, однако все они состоят из трех основных групп компонентов:

Рулевой механизм или рейка и шестерня, соединенная с рулевым колесом рулевой колонкой.

Тяги, которые соединяют блок рулевого управления с передними колесами.

Детали передней подвески, которые позволяют колесам поворачиваться в шарнирах и удерживать шины в нужном положении на дороге.

Передняя часть соединяется с рулевым механизмом или реечной передачей с помощью ряда рычажных механизмов. Рычаги соединяют рулевой механизм с колесами в сборе на передних колесах, позволяя им двигаться вперед и назад при повороте рулевого колеса. Если эти рычаги изнашиваются, они становятся слабыми и допускают люфт в системе рулевого управления и делают рулевое управление неаккуратным.

Контакт зубьев внутри рулевого редуктора или реечной шестерни может измениться по мере старения автомобиля или может быть неправильно отрегулирован. В любом случае это может привести к ослаблению рулевого управления. Иногда проблему может решить регулировка, но в случае большого пробега может потребоваться замена всей коробки передач или рейки.

Изношенные компоненты шасси, такие как рейка и шестерня, наконечники рулевых тяг, втулки рычагов управления, шаровые шарниры, рулевые механизмы или любые другие детали, имеющие признаки износа или повреждения, могут вызвать проблемы, которые можно обнаружить при визуальном осмотре.

Диагностика ослабления рулевого управления

Если вы подозреваете, что с рулевым управлением могут возникнуть проблемы, пора записаться на прием к механику. Ваш механик, скорее всего, проведет испытание автомобиля в сухом состоянии. Сидя на шинах, ассистент слегка покачивает руль из стороны в сторону, пока механик смотрит на каждое гнездо рулевой тяги. Они также поднимут автомобиль на подъемнике для лучшего осмотра, чтобы помочь им диагностировать и устранить проблему.

Узнайте больше о качественных деталях рулевого управления и подвески, найдите запчасть для своего автомобиля или узнайте, где купить автомобильную запчасть уже сегодня.

Содержимое, содержащееся в этой статье, предназначено только для развлекательных и информационных целей и не должно использоваться вместо обращения за профессиональной консультацией к сертифицированному технику или механику. Мы рекомендуем вам проконсультироваться с сертифицированным техническим специалистом или механиком, если у вас есть конкретные вопросы или проблемы, связанные с любой из тем, затронутых в этом документе. Ни при каких обстоятельствах мы не несем ответственности за любые убытки или ущерб, вызванные тем, что вы полагаетесь на какой-либо контент.

Comments |0|

Legend *) Required fields are marked
**) You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>
Category: Разное