Змз 406 как снять шкив коленвала: Как открутить и снять шкив коленвала. Возможные проблемы.

Как открутить и снять шкив коленвала. Возможные проблемы.

Своими руками

Когда-нибудь каждый автолюбитель, привыкший делать всё своими руками, сталкивается с необходимостью демонтажа шкива коленчатого вала. Чаще всего это связано с заменой уплотнительных сальников, которые со временем стареют, трескаются и начинают пропускать масло. Для опытного моториста снять шкив коленвала не представляет особой сложности, однако, как показывают форумы в Интернете, рядовые автомобилисты, решившие сэкономить деньги, часто встречаются здесь с большими трудностями.

Так выглядит шкив коленвала

Что мешает снимать шкив коленвала?

В инструкции по эксплуатации автомобиля и руководству по ремонту процедура демонтажа коленчатого вала, включая снятие шкива, описывается красиво и немногословно, и кажется, что это легко выполнить. Но на деле всё оказывается не так просто. Причин тому несколько:

  1. Неудобное для проведения работ расположение шкива в моторном отсеке. Он скрыт за генератором и подход к нему ограничен элементами конструкции кузова.
    Шкивы бывают обычные и демпферные, которые имеют дополнительное внешнее кольцо с резиновым уплотнителем для поглощения вибрации. Чтобы добраться до элементов крепления шкива, нужно ослабить натяжные болты и снять ремни генератора и гидроусилителя. И даже после этого при выполнении демонтажных работ следует соблюдать особую осторожность в приложении сил, чтобы случайно не повредить окружающие близкорасположенные детали и лакокрасочное кузовное покрытие.
  2. При установке на заводе шкив коленвала зажимается болтом или гайкой с высокой силой сжатия, чтобы обеспечить надёжное крепление. В процессе работы двигателя правая резьба крепления способствует дальнейшему усилению зажима. Высокая температура и действие окружающей среды с течением времени усугубляют этот процесс посредством коксования масла и коррозии металла. В результате крепёжная гайка или болт прочно прилипает к корпусу шкива, и сорвать это сцепление металлов без знания специальных способов не просто.
  3. При выключении сцепления коленчатый вал свободно проворачивается с посредством любого гаечного ключа. Поэтому, прежде чем как открутить шкив коленвала, следует решить вопрос надёжной фиксации его положения, чтобы исключить проворачивание при откручивании гайки. В мастерских для этого используют специальные приспособления, которые прикручиваются болтами к шкиву в технологические отверстия и создают надёжный упор против проворачивания. При отсутствии таких приспособлений данную проблему можно решить установкой надёжных упоров под колёса и постановкой 4-й скорости механической коробки передач. Можно также зафиксировать маховик коленвала, упирая в его зубья или отверстия монтировку.

Как открутить шкив коленвала?

Снятие шкива. Откручиваем гайку

Шкив может закрепляться на конце коленвала посредством силового болта или гайки. Гайка встречается у большинства заднеприводных машин. У неё могут быть специальные выступы для зацепления с ручкой «кривого стартера», так называемый «храповик». Для срыва гайки мастера на СТО применяют торцовый ключ на 36 или 38 с приваренной длинной ручкой и фиксирующее приспособление, надеваемое на шкив.

А как открутить шкив коленвала, закрепленный гайкой, в домашних условиях? Для этого можно поступить следующим образом:

  • поставить машину на «яму» или эстакаду;
  • включить 4-ю передачу, чтобы исключить проворачивание коленчатого вала при откручивании гайки;
  • поднять ручку стояночного тормоза вверх до упора, чтобы исключить проворачивание колёс и продвижение автомобиля;
  • обстучать деревянным молотком грани крепёжной гайки;
  • используя торцовый ключ по размеру гайки и удлинитель ручки в виде металлической трубы, попытаться резким движением против часовой стрелки сдвинуть гайку с прикипевшего положения.
Видео: Как открутить гайку на шкиве колевала и заменить сальник

В случае успеха можно, изменяя положение головки ключа, постепенно выкрутить гайку до конца. Если эта попытка оказалась безуспешной, то можно применить следующий метод:

  • поставить ручку коробки передач в нейтральное положение;
  • снять колпачки со свеч зажигания, чтобы исключить искрообразование и запуск двигателя;
  • накинуть головку ключа на гайку и упереть конец рычага в землю или лонжерон так, чтобы шкив не мог провернуться вправо;
  • кратковременным включением зажигания придать коленвалу импульс вращения. Обычно одна или две попытки запуска помогают гайке сойти с места, и далее она легко откручивается ключом.

У большинства переднеприводных машин шкив закрепляется болтом. Перед тем как снять шкив коленвала

, затянутый болтом, следует выполнить следующие операции:

  • приподнять правую часть машины спереди и установить её на козелок или пенёк, демонтировать колесо;
  • убрать блок воздушного фильтра, защитный кожух, ослабить и удалить приводной ремень электрогенератора, устранить все детали, которые препятствуют свободному доступу к шкиву;
  • чтобы застопорить коленчатый вал, нужно снять заглушку в картере сцепления и вставить в отверстие монтировку, уперев его в зубья маховика;
  • накинув на болт головку ключа, с помощью удлинителя рычага приложить несколько резких усилий в направлении левого вращения, чтобы сорвать болт с начального положения. В основном попытки завершаются успешно. При неудаче можно попробовать метод, приведенный выше для откручивания гайки, с кратковременным запуском стартера.

Следует иметь в виду и опыт простого народа, который позволяет снизить сцепление гайки и болта со шкивом. Если заранее смазать болт или гайку уксусной эссенцией, тормозной жидкостью или смазкой типа WD, то они откручиваются легче. Здесь находится информация о том где находится и как проверить датчик коленвала.

Как снять шкив коленвала

После откручивания крепления нужно снять шкив. Он плотно сидит на ступице и фиксируется шпонкой, поэтому просто стянуть его с вала рукой не удастся. Лучше всего использовать для этого специальный съёмник, который имеет две лапки, захватывающие края шкива и центральный закручивающийся винтовой упор, упираемый в ось вала. При отсутствии съёмника можно использовать для этого монтировки, которыми нужно равномерно поддевать шкив с противоположных сторон, прилагая усилия в направлении от вала.

Точку приложения силы нужно стараться выбирать максимально приближённую к валу. Перед тем как снять шкив коленвала, можно аккуратно обстучать его деревянным молотком, чтобы устранить возможный перекос. Следует соблюдать особую осторожность, чтобы не деформировать фиксирующую шпонку и паз. Обратную установку шкива на вал следует производить после обработки установочных мест солидолом, чтобы не прилагать больших усилий приводящих к перекосу.

Замена сальников коленвала ЗМЗ-406

Признаком необходимости замены переднего сальника коленчатого вала является течь масла через его кромку

Масло разбрызгивается вращающимся шкивом коленчатого вала, вследствие чего замасленными оказывается вся передняя часть двигателя и моторного отсека.

Моторное и трансмиссионное масла различаются по запаху, поэтому при определенном навыке по нему можно определить, какой из сальников дефектный.

Есть еще один способ определения типа масла. Капните масло в воду, налитую в сосуд тонким слоем (можно в лужу).

Трансмиссионное масло растечется по всей поверхности воды в виде радужной пленки, а моторное масло останется в виде капли, похожей на зерно чечевицы.

Прежде чем заменять передний сальник коленчатого вала при появлении течи, проверьте чистоту системы вентиляции картера двигателя, так как в случае ее засорения повышенное давление газов в картере вызывает течь даже при исправном сальнике.

Снятие

Снимаем радиатор системы охлаждения

Головкой «на 36» отворачиваем болт крепления шкива коленчатого вала. От проворачивания удерживаем его отверткой, вставленной между зубьями.

Двумя монтажными лопатками равномерно отжимаем шкив коленчатого вала от передней крышки блока цилиндров

Снимаем шкив.

Иногда шкив запрессован очень туго, поэтому снять его монтажными лопатками не удается.

В этом случае придется воспользоваться универсальным съемником

Поддев отверткой, извлекаем манжету.

Заполнив на две трети полость между рабочей кромкой и пыльником новой манжеты смазкой Литол- 24, запрессовываем ее на место, используя старую манжету как оправку

Замена задней манжеты коленчатого вала

Признаком необходимости замены заднего сальника коленчатого вала является течь масла через его кромку.

Масло разбрызгивается вращающимся маховиком внутри картера сцепления и затем вытекает наружу через щели между картером и его усилителем.

При сильной течи возможно замасливание накладок ведомого диска сцепления и, как следствие, пробуксовка сцепления.

Причинами замасливания дисков сцепления и утечки масла из картера сцепления, может быть, течь сальника первичного вала коробки передач.

Снимаем КПП

Снимаем картер сцепления

Ключом «на 12» отворачиваем шесть болтов крепления нажимного диска сцепления, удерживая маховик от проворачивания отверткой, вставленной между его зубьями.

Снимаем ведомый и нажимной диски.

Головкой «на 17» отворачиваем шесть болтов крепления маховика, удерживая его от проворачивания отверткой, вставленной между зубьями.

Снимаем шайбу.

Снимаем маховик

Поддев отверткой или пробив ее бородком, извлекаем манжету

Заполнив на две трети полость между рабочей кромкой и пыльником новой манжеты смазкой Литол-24, запрессовываем ее на место, используя старую манжету как оправку.

Снятые узлы устанавливаем в обратном порядке.

Как заменить сальники коленвала ЗМЗ-406

Признаком необходимости замены переднего сальника коленвала является течь масла через его кромку

Масло разбрызгивается вращающимся шкивом коленвала, оставляя всю переднюю часть двигателя и моторный отсек смазан маслом.

Моторные и трансмиссионные масла различаются по запаху, поэтому при определенной сноровке по нему можно определить, какой из сальников неисправен.

Есть еще один способ определить тип масла. Масло капнуть в налитую в сосуд воду тонким слоем (возможно в лужу).

Трансмиссионное масло растечется по всей поверхности воды в виде радужной пленки, а моторное останется в виде капли похожей на чечевичное зерно.

Перед заменой переднего сальника коленчатого вала в случае течи проверьте чистоту системы вентиляции картера, так как она забита, повышенное давление газов в картере вызывает течь даже при исправном сальнике.

Снятие

Снять радиатор системы охлаждения (см. Как заменить радиатор автомобиля Газель).

Головкой «на 36» откручиваем болт крепления шкива коленвала.

Держим от проворачивания отверткой, вставленной между зубьями.

Двумя монтажными лопатками равномерно отжимаем шкив коленвала от передней крышки блока цилиндров лезвия.

В этом случае придется использовать универсальный съемник

Поддев отверткой, снимите манжету.

Заполнив на две трети полость между рабочей кромкой и пыльником новой манжеты смазкой Литол-24, запрессовываем ее на место, используя старую манжету как оправку

Замена заднего сальника коленвала

Признаком необходимости замены заднего сальника коленчатого вала является течь масла через его кромку.

Масло распыляется вращающимся маховиком внутри картера сцепления и затем вытекает через щели между картером и усилителем сцепления.

При сильной течи накладки диска сцепления могут замаслиться и, как следствие, сцепление будет буксовать.

Причинами замасливания дисков сцепления и течи масла из картера сцепления могут быть течи сальника первичного вала коробки передач.

Снимаем коробку передач (статья — Как снять и установить коробку передач автомобиля Газель).

Снять картер сцепления (Как снять картер сцепления двигателя ЗМЗ-406 автомобиля Газель).

Ключом «на 12» откручиваем шесть болтов нажимного диска сцепления, удерживающего маховик от проворачивания вставленной между его зубьями отверткой.

Снимите ведомый и нажимной диски.

Головкой «на 17» откручиваем шесть болтов крепления маховика, удерживая его от проворачивания отверткой, вставленной между зубьями

Снимаем шайбу.

Снимите маховик

Поддев отверткой или пробивая бородкой, снимаем манжету

Заполнив на две трети полость между рабочей кромкой и пыльником новой манжеты смазкой Литол-24, продавливаем ее на место, используя старую манжету в качестве оправки.

Устанавливаем снятые узлы в обратном порядке.

Вал приводной ЗМЗ-406

Цепь привода распределительного вала, двухступенчатая

Включает: звездочку коленчатого вала (23 зубца), ведомую и ведомую звездочки промежуточного вала (38 и 19зубьев), звездочки распределительных валов (23 зуба), две усиленные втулочные цепи (72 звена — нижняя и 92 звена — верхняя), гидронатяжители, рычаги натяжителя и демпферы цепи.

Натяжение цепи каждой ступени осуществляется гидронатяжителями, расположенными: нижняя цепь — в крышке цепи, верхняя цепь — в головке блока цилиндров.

Снимите крышку маслозаливной горловины 1.

Снимите 2 крышки свечей зажигания с 3 уплотнениями высоковольтных проводов и проводами.

Отсоединить шланг 5 и трубку 7 вентиляции картера от штуцеров на крышке 6 головки блока.

Отвернуть восемь болтов 4 и снять крышку головки 6 с прокладкой крышки.

Отверните четыре болта 1 и снимите переднюю крышку 2 головки блока, стараясь не повредить прокладку.

Выверните болты 3 и снимите пластиковую направляющую 4 цепи.

Установите поршень 1-го цилиндра в верхнюю мертвую точку (ВМТ) такта сжатия.

Для этого повернуть коленвал за храповик 1 так, чтобы метка 2 на шкиве коленвала совпала с выступом 3 на крышке.

При этом метки 1 на звездочках распределительных валов должны быть расположены горизонтально на уровне верхней плоскости головки блока и направлены в противоположные стороны.

После установки поршня 1-го цилиндра в верхнюю мертвую точку не проворачивать распредвалы, коленвал и промежуточный вал.

Снимите водяной насос.

Снимите генератор.

Отвинтить храповик 1, удерживая коленчатый вал от проворачивания, вставив отвертку между зубьями маховика и уперев ее в штифт для установки картера сцепления.

С помощью съемника спрессовать шкив 2 с коленчатого вала.

Выверните болты 3 и снимите крышку 4 гидронатяжителя нижней цепи с прокладкой.

Осторожно снимите крышку, так как на нее действует усилие пружины гидравлического натяжителя.

Затем снимите гидравлический натяжитель.

Отвернуть болты и гайки крепления картера, снять картер и прокладку картера.

Отверните семь болтов и снимите крышку цепи.

Снимайте крышку осторожно, чтобы не повредить установленный в ней передний сальник коленчатого вала, прокладки крышки и прокладку головки блока цилиндров.

Отвернуть болты 1 и снять крышку 2 гидронатяжителя верхней цепи.

Крышку следует снимать осторожно, так как на нее действует усилие пружины гидравлического натяжителя.

Затем снимите гидравлический натяжитель.

Выверните болты 4 и потяните направляющую цепи 3 вверх.

Отогните концы стопорной пластины 8 и отверните болты 7, удерживая промежуточный вал от проворачивания, вставив отвертку в отверстие зубчатого колеса 5.

Снимите шестерню 6, вставив отвертку между шестернями 5 и 6 и прижав ее как рычаг к колесу 6.

Снимите шестерню 6 с верхней цепи, затем снимите цепь, потянув ее вверх.

Снимите шестерню 5 с промежуточного вала и снимите ее с нижней цепи.

Снимите нижнюю цепь со звездочки коленчатого вала.

При необходимости снятия шестерен распредвалов необходимо открутить болты крепления их к фланцам распредвалов.

При необходимости снятия шестерни 1 с коленчатого вала необходимо предварительно снять втулку 2 и резиновое уплотнительное кольцо между втулкой 2 и колесом 1.

Затем выпрессовать шестерню 1 съемником.

Осмотр

После снятия промыть цепи и шестерни в бензине, протереть и высушить.

Осмотрите цепи. При наличии трещин, сколов или значительных признаков износа на втулках цепей замените цепи.

Зубча Колеса со сколотыми, сколотыми или сломанными зубьями подлежат замене.

Замените поврежденные направляющие цепи.

Башмаки натяжителя должны свободно вращаться на осях. При наличии на них трещин, сколов или значительного износа рабочей поверхности их необходимо заменить.

Установка

Если шестерня коленчатого вала снималась, напрессуйте ее на коленчатый вал, установите уплотнительное кольцо и втулку.

Установите шпонку 1 в канавку на коленчатом валу.

Поверните коленчатый вал так, чтобы метка 3 на шестерне коленчатого вала совпала с меткой 2 на блоке цилиндров.

При этом поршень 1-го цилиндра займет положение верхней мертвой точки

Установить демпфер цепи 4, но не затягивать болты 5 крепления демпфера.

Наденьте цепь 6 на шестерню коленчатого вала, предварительно смазав ее моторным маслом.

Наденьте цепь на ведомую шестерню 1 и установите ее на промежуточный вал 2 так, чтобы установочный штифт колеса вошел в отверстие промежуточного вала.

При этом метка 4 на шестерне должна совпадать с меткой 5 на блоке цилиндров, а ветвь цепи, проходящая через демпфер 3, должна быть натянута.

Установите ведущую шестерню промежуточного вала так, чтобы ее установочный штифт попал в отверстие на ведомой шестерне.

Затяните два болта крепления шестерен промежуточного вала, подложив под них стопорную пластину.

Затяните болты моментом 22–25 Н·м (2,2–2,5 кгс·м) и зафиксируйте их, загнув края стопорной пластины на края головок болтов.

После установки цепи не проворачивать промежуточный и коленчатый валы.

Нажав на башмак натяжителя, натяните цепь и проверьте совпадение меток на шестернях и блоке цилиндров.

Затяните болты направляющей цепи.

Смажьте верхнюю цепь моторным маслом и затем наденьте ее на ведущую шестерню промежуточного вала, продев ее через отверстие в головке блока.

Если шестерня 2 установлена ​​на распределительном валу, отверните болт 1 и снимите шестерню 2 с распределительного вала.

Наденьте цепь на шестерню 2 и, слегка повернув распредвал выпускных клапанов по часовой стрелке, установите на нее шестерню 2 с цепью.

При этом штифт 8 распределительного вала должен войти в отверстие шестерни.

Затянуть болт 1.

Распредвал нужно провернуть ключом за квадрат на распредвале.

Затем, немного повернув распределительный вал против часовой стрелки, натяните цепь.

При этом промежуточный и коленчатый валы не должны проворачиваться.

Метка « A » должна совпадать с верхней плоскостью головки блока.

Выверните болт 6 и снимите шестерню 4 с впускного распределительного вала.

Наденьте цепь на колесо 4 и установите колесо 4 с цепью на распределительный вал, при этом слегка поворачивая распределительный вал по часовой стрелке.

Штифт 5 распределительного вала должен войти в отверстие шестерни.

Слегка поверните распределительный вал против часовой стрелки, чтобы натянуть цепь.

Метка « А » на шестерне 4 должна совпадать с верхней плоскостью головки блока.

Остальные валы не должны вращаться.

Затянуть болт 6. Затянуть болты 1 и 6 моментом 46–74 Н·м (4,6–7,4 кгс·м), удерживая распределительные валы от проворачивания ключом на угольниках.

Установите демпфер 3, вставив его в отверстие в головке блока. Установить демпфер 7.

Установите крышку цепи и водяной насос. Одновременно нанесите тонкий слой герметика Гермесил или аналогичный на поверхности крышки, прилегающие к блоку цилиндров и головке блока.

При установке крышки цепи следите за тем, чтобы не повредить сальник коленчатого вала.

Установите верхний и нижний натяжители цепи.

Установите шкив коленчатого вала.

Включить храповик и затянуть моментом 104–128 Н·м (10,4–12,8 кгс·м), удерживая коленчатый вал от проворачивания, вставив отвертку в зубья венца маховика и уперев его в установочный штифт картера сцепления.

При затягивании храповика шкив маховика прижимается к коленчатому валу.

Проверните коленчатый вал на два оборота за храповик и установите его в положение ВМТ. поршень 1-го цилиндра.

Проверить соответствие этикеток.

Установить переднюю крышку головки блока, нанеся на поверхность крышки, прилегающую к головке блока, слой герметика Hermesil.

Comments |0|

Legend *) Required fields are marked
**) You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>
Category: Разное