Знак придомовая территория: что означает и где устанавливается
порядок движения, правила и знаки
Повышенная опасность, которую представляет собой автомобиль, как правило, связана с высокой скоростью на проезжей части, с оживлённым движением и плотным транспортным потоком. Однако нередко возникают ситуации, когда отсутствие должного внимания со стороны водителя приводит к несчастью в таком месте, где ездить быстро, казалось бы, невозможно, — например, во дворе жилого дома. В данном обзоре рассмотрены требования существующего порядка управления моторным транспортом в пределах территории, где живут люди.
- Какие бывают знаки и что они означают
- Дворовая территория
- Жилая зона
- Зелёная зона
- Правила дорожного движения в жилой зоне
- Видео: Правила дорожного движения в жилых зонах и дворовых территорий
- Дети в жилой зоне
Какие бывают знаки и что они означают
Как известно, одним из основных источников информации, которыми руководствуется водитель транспортного средства на дороге, являются дорожные знаки. Они могут устанавливать ограничение скоростного режима, разрешать или запрещать проезд, предоставлять преимущество тому или иному участнику движения, означать начало или конец зоны с особым статусом и т. п. Поэтому начать разговор об особенностях езды в пределах дворового или придомового участка дороги логично именно с повторения дорожных знаков, которыми может обозначаться такая территория, а также с определения принципиальных различий между ними.
Дворовая территория
Отдельного дорожного знака «Дворовая территория» в действующих ПДД нет, равно как и расшифровки этого понятия. Вместе с тем основной нормативный документ, регламентирующий транспортный трафик, использует термин «дворовая территория» дважды — в пункте 10.2, касающемся скоростных ограничений в жилых зонах, и, кроме того, в пункте 17.4, непосредственно регулирующем движение в таких местах, причём в последнем случае законодатель однозначно фиксирует внимание на том, что действие данного пункта должно распространяться и на дворовые территории.
Иными словами, за отсутствием чёткого определения и специального дорожного знака, а также с учётом того, что в обоих случаях использования термина «дворовая территория» в ПДД он употребляется в одном перечне с жилыми зонами, у водителя есть все основания считать, что дворовая территория с точки зрения правового регулирования должна рассматриваться как один из видов жилой зоны.
Что касается точки зрения бытовой, то дворовая территория — это участок, более чем с одной стороны окружённый капитальными строениями непроизводственного назначения (например, жилые дома, школы, поликлиники и т. п.), на которой могут располагаться или непосредственно к ней прилегать такие объекты, как площадка для детских игр, газон, клумба, парковка для частных автомобилей, а также локальный проезд к расположенным вокруг зданиям и сооружениям (сквозной или тупиковый).
Жилая зона
Согласно унифицированным международным правилам, действующим в том числе и в России, обозначать жилую зону положено специальным знаком. Он имеет номер 5.21. Свидетельством выезда из жилой зоны и, соответственно, прекращения действия связанных с ней ограничений, должен являться такой же знак, перечёркнутый по диагонали красной линией (в ПДД его номер 5.22).
На практике указанные знаки в населённых пунктах РФ встречаются довольно редко, не установлены они зачастую даже в тех местах, которые абсолютно очевидно следовало бы отнести к жилым зонам. В последние годы ситуация начала понемногу меняться, но всё же многим водителям приведённые выше изображения до сих пор известны лишь по экзаменационным вопросам, задаваемым при получении водительского удостоверения.
Важно! Как и в отношении дворовой территории, действующие правила не дают чёткого определения жилой зоны, а просто указывают, что под ней понимается участок, обозначенный соответствующим дорожным знаком.
Тем не менее, с учётом применённой в Правилах формулировки для обозначения жилой зоны, при возникновении неоднозначной ситуации водитель вполне вправе исходить из того, что действовать с учётом ограничений, установленных для такой зоны, он обязан не в любых местах, окружённых жилыми строениями, а лишь на той территории, въезд на которую обозначен соответствующим знаком.
Зелёная зона
Термин «зелёная зона» является исключительно бытовым. Если быть более точным, он применяется в градостроительстве для обозначения территории, где находятся леса, парки или другие густо посаженные многолетние растения, призванные очищать атмосферу и служить местом для отдыха людей на природе. При этом в строительных стандартах чётко оговорено, что такие участки расположены за пределами населённых пунктов, то есть жилая и зелёная зоны не могут совпадать в принципе.
Однако для целей этой статьи достаточно лишь упомянуть, что ни в правилах дорожного движения, ни в нормативных актах, предусматривающих ответственность за их нарушение, понятие «зелёная зона» не используется
Итак, согласно действующим на сегодняшний день ПДД, существует всего два дорожных знака, касающихся обозначения жилой зоны, причём один из них оповещает о её начале, а второй — о конце. Все прочие определения (дворовая, внутридворовая, зелёная зоны и т. п.) юридически значимыми не являются.
Важно! Одной из форм защиты зелёных насаждений в пределах городской черты является установленное государством требование о запрете парковки (стоянки) на газоне под страхом штрафа. Однако, поскольку чёткое определение понятия газона в контексте данного запрета отсутствует, вопрос о том, является ли нарушением оставление автомобиля на конкретном не покрытом асфальтом внутридворовом или ином участке, почти всегда является дискуссионным.
Правила дорожного движения в жилой зоне
Движению транспорта в жилой зоне посвящён специальный раздел ПДД под номером 17. Он состоит всего из четырёх пунктов, суть которых сводится к тому, что на территории, обозначенной соответствующими дорожными знаками:
- Пешеход может двигаться как по тротуару, так и по проезжей части, причём в последнем случае он всё равно имеет преимущество перед любым транспортным средством.
- Упомянутое выше преимущество не даёт пешеходу право без веских оснований совершать действия, препятствующие движению автомобилей и другого транспорта.
- Водитель, выезжающий из жилой зоны, обязан предоставить преимущество как пешеходам, так и другим водителям.
Максимальный показатель скорости в пределах жилой зоны не должен превышать 20 км/ч
Существует ещё несколько запретов, касающихся жилых зон. В частности, из соображений безопасности, удобства живущих в близлежащем районе людей, а также обеспечения их права на экологическую защиту законодатель счёл целесообразным не разрешать на такой территории:
- учебную езду;
- стоянку моторного транспортного средства с запущенным двигателем;
- стоянку крупногабаритного (грузового) транспорта массой свыше 3,5 тонн.
Последний запрет, впрочем, не является абсолютным: в правилах предусмотрена возможность специального выделения места для парковки таких автомобилей в жилой зоне, но это место должно быть согласовано с уполномоченными государственными службами и обозначено дорожной разметкой или знаком.
Наконец, жилую зону нельзя использовать в качестве способа объехать дорожные пробки или просто сократить себе путь. Въезд на такую территорию должен быть оправдан конкретной целью, находящейся непосредственно в пределах этого участка. Именно так следует понимать указание в п. 17.2. ПДД на запрет сквозного движения в жилой зоне.
При этом, пересекая без остановки двор жилого дома, водитель формально может считаться нарушителем правил независимо от того, установлен ли на въезде в этот двор соответствующий дорожный знак, поскольку пунктом 17.4. ПДД чётко оговорено, что требования раздела 17 документа действуют в том числе на дворовых территориях, а они, как было сказано, знаками могут не обозначаться.
Видео: Правила дорожного движения в жилых зонах и дворовых территорий
Дети в жилой зоне
Одной из главных причин, по которым движение в пределах жилых зон ограничено существенными запретами, является тот факт, что эти территории являются постоянным местом нахождения детей. При этом во дворе собственного дома малыши довольно часто гуляют без присмотра родителей, что является абсолютно нормальной практикой.
Не будучи в состоянии, в силу возрастных особенностей психики, оценивать риски и последствия собственных действий, ребёнок, увлечённый активной игрой, вполне может выбежать на проезжую часть настолько неожиданно, что водитель, даже двигаясь с допустимой скоростью не более 20 км/ч, просто не успеет отреагировать на изменение дорожной обстановки. Именно поэтому уровень внимания и осторожности при проезде жилой зоны должен быть максимальным, и в качестве главного критерия в данном случае водителю стоит выбирать не столько формальное соблюдение правил, сколько благоразумие и здравый смысл.
К сказанному стоит добавить, что во дворах жилых домов нередко пробуют свои силы малолетние велосипедисты, причём для езды на своём «транспорте» они используют не только тротуары, но и проезжую часть
Далеко не все родители чётко знают возрастные ограничения для эксплуатации велосипедов и обеспечивают их соблюдение своими детьми, что в результате может приводить к несчастным случаям в пределах жилой зоны.
Возраст | Допустимые места для езды на велосипеде |
До 7 лет | Пешеходная зона, тротуар, пешеходная дорожка, а также велопешеходная дорожка, но исключительно по стороне движения пешеходов |
С 7 до 14 лет | Пешеходная зона, тротуар, пешеходная дорожка, велопешеходная дорожка |
Старше 14 лет | Велопешеходная или велосипедная дорожка, полоса для велосипедистов, проезжая часть (правый край) в установленных случаях |
Важно понимать, что с позиции действующих на дороге правил велосипедист (если только он не катит велосипед, двигаясь пешком) не рассматривается как пешеход. Таким образом, ребёнок на велосипеде, двигающийся по двору, формально не имеет перед водителем автомобиля того преимущества, которое предоставлено пешеходу. В то же время, если возраст велосипедиста составляет менее 14 лет, сам факт его передвижения по проезжей части, даже если она находится в пределах двора жилого дома, уже является правонарушением.
Сам ребёнок, конечно, не может быть привлечён к ответственности за такое нарушение, но в отношении его родителей вполне может быть составлен административный протокол и, что ещё более неприятно, они не смогут требовать возмещения причинённого малышу вреда с совершившего на него наезд водителя, если последний докажет, что двигался с допустимой скоростью и не мог предотвратить столкновение.
И всё же дорожно-транспортное происшествие с участием ребёнка — это трагедия, которую лучше постараться предотвратить, чем впоследствии доказывать свою правоту, поэтому в местах, где играют дети, водитель всегда должен быть готов к любой неожиданности.
Движение автомобилей в пределах жилой зоны связано с определёнными ограничениями. В целом их не так много, а потому запомнить существующие правила довольно легко. Однако всегда следует помнить, что на участке проезжей части, пролегающей вблизи от жилых домов, вероятность неожиданного изменения дорожной ситуации намного выше, чем на скоростной трассе, поэтому от водителя в данном случае требуется не только чёткое соблюдение установленных норм, но и предельная концентрация внимания.
Как установить дорожные знаки на придомовой территории
Когда около дома все заставлено машинами, некоторые собственники или управляющие организации задумываются над установкой дорожных знаков во дворе: это нужно для безопасности дорожного движения, чистоты воздуха и проезда спецтранспорта. В материале рассказывается, как всё это можно организовать.
Органы власти про установку дорожных знаков около многоквартирного дома
Недавно Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления опубликовал свою позицию об установке дорожных знаков на придомовой территории. Он указал, что если автомобильная дорога (дворовой проезд) расположена в кадастровых границах земельного участка МКД, то обязанность по организации дорожной деятельности (установка дорожных знаков, ремонт дороги и т. п.) возложена на собственников такого МКД.
Установка дорожных знаков на автомобильной дороге (дворовом проезде), расположенной на придомовой территории МКД, осуществляется силами и за счет собственников помещений МКД.
Судебная практика по установке дорожных знаков во дворе
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции недавно отказал собственнику из Омска в иске к управляющей организации (определение № 88 – 12792/2021). Истец требовал демонтировать дорожные знаки «Остановка запрещена» с придомовой территории многоквартирного дома.
Знаки мешали собственнику, так как из-за них стало невозможно без нарушения правил дорожного движения доставить, погрузить, выгрузить крупногабаритные грузы. По мнению заявителя, дорожные знаки во дворе «затрудняют использование земельного участка, в том числе ограничивают право истца на остановку на нем».
Все три инстанции отказали собственнику.
В суде выяснилась история вопроса:
- Жильцы дома пожаловались на организацию парковки под окнами, что «вызывает затруднения дыхания и приводит к ухудшению состояния здоровья».
- Управляющая организация получила от УМВД России по г. Омску представление, в котором указывалось на то, что требуется внесение изменений в проект организации дорожного движения и увеличение разрыва от фасада дома до места хранения транспорта.
- Компания заказала дорожные знаки, подготовила изменения в проект организации дорожного движения. Там предусматривались:
— обустройство парковки и обозначение ее знаками;
— обозначение въезда в жилую зону и подземную парковку;
— демонтаж некорректно установленных знаков;
— установка запрещающих знаков 3.27 «Остановка запрещена» и 8.2.3 (зона действия знака, установленного с ней, распространяется на участок дороги, который расположен до места установки знака) на самостоятельной стойке в количестве 3 штук;
— отражены места установки дорожных знаков, способ установки, ширина проездов, размеры парковочных мест. - УК согласовала установку знаков и изменения в проект организации дорожного движения с отделом надзора УГИБДД УМВД России по Омской области.
- Компания согласовала внесение изменений в проект организации дорожного движения с Департаментом городского хозяйства Администрации г. Омска и директором Департамента транспорта Администрации г. Омска.
Потом знаки установили, и стоянка машин под окнами прекратилась.
Суды пришли к выводу, что дорожные знаки стоят на законном основании, нужны для защиты прав собственников в части обеспечения безопасности дорожного движения и права на безопасную окружающую среду, защиту жизни и здоровья.
По мнению судебных инстанций, действия управляющей компании согласуются с положениями ч. 1.1 ст. 161 ЖК РФ и закону не противоречат.
Права истца не нарушены:
— по схеме организации дорожного движения предусмотрены зоны парковки в непосредственной близости от многоквартирного дома, но с учетом минимальных расстояний, установленных решением местных властей;
— право собственников владеть, пользоваться и распоряжаться общедомовым имуществом не может быть истолковано как позволяющее одному собственнику нарушать те же самые права других собственников, а интерес одного собственника противопоставлять интересам остальных.
Опыт читателей по установке дорожных знаков во дворе
Подписчики нашего телеграм-канала тоже организуют в своих дворах свободные от машин пространства. Обычно это делается через общие собрания собственников, и тоже согласовывается с ГИБДД (требуется не везде) и местной администрацией (особенно, если участок по каким-то причинам не относится к общедомовому имуществу).
Читатель из Саратова поделился своим алгоритмом действий:
1. Сначала приняли решение о запрете парковки и стоянки внутри дворовой территории.
2. Затем разработали проект земельного участка, на котором были обозначены знаки.
3. Отправили проект в дорожный Комитет города. Они долго думали, так как это частная собственность, а они там не уполномочены что-либо делать. В итоге пришел ответ, что это частная территория, но для единообразия мы вам согласовываем.
4. Далее проект земельного участка с письмом дорожного комитета отправили в ГИБДД Саратова.
5. Получили от них ответ, что у них претензий нет.
Вся процедура согласований проходила электронно, через ГИС ЖКХ и приемную ГИБДД с приложением файлов ЭЦП.
Сейчас если кто-то нарушает, ГИБДД штрафует по фотографиям, никаких проблем не возникает.
* * *
Если у читателей есть свой положительный опыт по улучшению жизни в многоквартирном доме, то можно прислать его, написав главному редактору в телеграм или на электронную почту СМИ – [email protected].
House Signs — Etsy.de
Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных. Пожалуйста, обновите до последней версии.
Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.
Найдите что-нибудь памятное, присоединяйтесь к сообществу, делающему добро.
( 1000+ релевантных результатов, с рекламой Продавцы, желающие расширить свой бизнес и привлечь больше заинтересованных покупателей, могут использовать рекламную платформу Etsy для продвижения своих товаров. Вы увидите результаты объявлений, основанные на таких факторах, как релевантность и сумма, которую продавцы платят за клик. Учить больше. )