Утечка тока в автомобиле как проверить: Как найти утечку тока в автомобиле мультиметром: инструкции

Содержание

Как найти утечку тока в автомобиле мультиметром: инструкции

Проверка утечки тока мультиметром в автомобиле — это процедура, которую важно выполнять не только для машин с большим сроком эксплуатации. Водитель каждого авто может столкнуться с ситуацией, когда АКБ вроде бы заряжена, но однажды движок не может заработать из-за того, что она всё-таки села. Одна из причин — как раз утечка тока. Конечно, чаще всего она наблюдается у подержанных машин, потому что наши дорожные условия далеки от идеала, в результате чего слой изоляции проводков перетирается, гнёзда подключения окисляются. С помощью мультиметра вы сможете определить цепь потребления и тот элемент, который даже в нерабочем состоянии садит автомобильный аккумулятор. Сделать это не трудно, тем более что мы расскажем вам всё о том, как найти утечку тока в автомобиле мультиметром.

Contents

  • 1 Всякая ли утечка — плохо?
  • 2 Как найти утечку тока в автомобиле мультиметром: проверяем аккумулятор
    • 2.1 Измеряем общий ток
      • 2. 1.1 Как померить ток утечки мультиметром в автомобиле
    • 2.2 Поэтапно отключаем потребители
  • 3 А что дальше?
    • 3.1 Вопрос — ответ

Всякая ли утечка — плохо?

Утечкой тока называется незапланированный ток, протекающий в электроцепи. Идеальные значения утечки – нулевые, но это не значит, что любая цифра выше 0 — плохо.

Современные автомобили «напичканы» самыми разными приборами: сигнализация, часы, память ЭБУ (электронного блока управления) и многое другое подключено к сети и потребляет электрическую энергию, причем не время от времени, а постоянно. Например, когда авто не работает, начинают функционировать охранные системы. Значит, какая-то утрата электроэнергии, то есть утечка тока, приемлема, главное, чтобы значения не были выше нормы.

Такую норму можно представить как постоянную величину, то есть её можно высчитать, просуммировав потребление каждого элемента в бортовой сети. Представим, что охранная система берет максимум 20 мА, часы 1мА и т. д. Суммарная цифра может доходить до 80 мА (0,08А), но всё зависит от определённого авто.

Например, в легковых машинах к нормальной можно отнести утечку тока максимум в 40мА, если функционирует лишь штатная электроника. При установке дополнительных устройств допустимое значение увеличивается до 80. Сюда как раз относятся колонки, нештатная сигнализация и т.п.

После прочтения этой статьи вы сможете самостоятельно понять, как обстоят дела с вашим автомобилем.

Как найти утечку тока в автомобиле мультиметром: проверяем аккумулятор

Всё, что нужно иметь под рукой: исправный измерительный прибор и гаечный ключ. Тестер должен проверять токи, величина которых минимум 3-5А. Большая часть современных цифровых мультиметров измеряет постоянные токи до 10А, аналоговые до 3А.

Пользоваться мультиметром легко, но советуем прочитать инструкцию по применению к вашей модели, потому что обозначения и другие моменты могут отличаться.

Измеряем общий ток

Зажигание должно быть отключено. Перед поиском утечки сделайте всё так, как если бы ставили машину на стоянку:

  1. Выключите потребители: кондиционер, лампочки и т.п.
  2. Отключите зажигание.
  3. Активируйте систему охраны при её наличии.
  4. Хорошо закройте все двери, но оставьте открытым АКБ. Советуем оставить опущенным одно стекло, если вдруг из-за тестирования батареи случайно сработают замки на дверях.
Как померить ток утечки мультиметром в автомобиле
  1. Настроить мультиметр: выбрать функцию проверки постоянного тока и наибольший предел измерений. Например, если на вашем тестере есть 10А, скорее всего, это будет максимум, его и выбирайте.
  2. Отсоединить от аккумуляторной батареи клемму со знаком “-”.
  3. Подключить плюсовой щуп тестера к снятой клемме.
  4. Минусовой щуп (черный) присоединить к минусовой клемме аккумулятора. Получится, как на фото:

Если вы увидели цифру со знаком минус, значит, у вас неправильная полярность, но само значение реальное. Можете просто поменять провода местами.

После подключения смотрим на экран и наблюдаем за цифрами.

Не подключайте тестеры к “-” и “+” на аккумуляторе, иначе получится короткое замыкание. Для машины ничего страшного, а вот мультиметр перестанет работать из-за сгоревшего предохранителя.

Чтобы не держать наконечники тестера своими руками, используйте фиксаторы “крокодил”.

Помните, что, после подключения измерительного прибора включать бортовое оборудование не стоит: ток, который потребляется им, может быть выше максимального диапазона измерения мультиметра, из-за такой нагрузки он сгорит.

Можно проверять и снимать плюсовую клемму автомобильного аккумулятора. Для измерений разницы нет. Но, если осуществлять проверку через положительную клемму и в ходе измерений она соскочит и коснётся корпуса, будет очень нехорошо!

Предположим, на дисплее мультиметра мы увидели цифру 0,44А. Переводим в миллиамперы и получаем 440 мА. Это значение сильно превышает норму, что плохо для АКБ, которая быстро разрядится в случае простоя машины.

Но замер тока утечки мультиметром ещё не завершён. Ничего не снимая, не переключая, нужно подождать минут 5-10. Это связано с тем, что не все узлы автомобильного интеллектуального оборудования снижают потребление энергии сразу после отключения зажигания. Если прошло около десяти минут, но утечка тока осталась прежней, проблема точно есть, необходимо искать причину.

Полезное видео о том, как измерить мультиметром ток утечки в автомобиле:

Поэтапно отключаем потребители

Теперь настало время узнать, как замерить утечку тока в автомобиле мультиметром, чтобы найти опасный потребитель или убедиться, что точно всё в порядке?

Процесс по сути тот же. Режим и диапазон измерений на мультиметре прежние, ничего менять не нужно! Подключение осуществляется таким же способом, но теперь источник потребления нужно исключить из цепи бортовой сети. То есть нештатное оборудование по очереди отключается, при этом нужно смотреть на показание тестера: вынимаете с блока питания все плавкие вставки, если при снятии какого-то предохранителя цифра на дисплее мультиметра опустилась до нормы, значит, вы обнаружили утечку. Теперь остаётся устранить её, для этого внимательно проверьте каждый участок цепи: проводки, клеммы и т.п.

Если вы сняли все предохранители, а значения тестера не поменялось, придётся проверять всю систему проводки: изоляцию, контакты и т.п. Протестируйте генератор и дополнительные потребители: охранные, музыкальные системы и т.п. Часто именно они вызывают утечку.

Главное, не забывайте, что мерить нужно при заглушенном движке!

Важное видео о том, как проверить ток в автомобиле мультиметром и не только:

Рекомендуем начать искать утечку с нештатных приборов. Объясняется это тем, что для него часто нет штатных мест в машине, в результате чего самоделкины прикручивают приборы в подходящие по их мнению места. И это имеет право на существование, ведь хозяин-барин. Но порой некоторые действия вызывают проблемы, в частности, утечку тока.

А что дальше?

Если с нештатным оборудованием всё в порядке, и оно не вызывает утечки, нужно отключать приборы, которые установил производитель. Делать это важно аккуратно. Впрочем, всегда можно отдать своё авто на диагностику специалистам. Упрощает процесс предохранительная колодка, которая по обыкновению имеется в каждом автомобиле. Несмотря на разницу колодок в разных моделях машин их суть работы одинакова: каждый предохранитель отвечает за определённые приборы. Подробности есть в электросхеме вашего автомобиля.

Надеемся, наша статья о том, как мультиметром проверить на утечку тока аккумулятор, была вам полезна. В блоге есть много полезных статей о том, как проверять тестером напряжение и другие параметры в разных приборах.

Желаем безопасных и точных измерений!

Вопрос — ответ

Вопрос: Как найти утечку тока в автомобиле цифровым мультиметром?

Имя: Даниил

Ответ: Для этого можно сначала измерить общий ток, а затем, при выявлении утечки, выполнить поэтапное отключение потребителя для выявления проблемного источника. На мультиметре выбирается функция амперметра и максимальный предел измерения, обычно это 10А.

 

Вопрос: Как проверить утечку аккумулятора обычным мультиметром прямо на автомобиле?

Имя: Артём

Ответ: После подготовки, в которую включается отключение зажигания, нужно настроить мультиметр: выбрать функцию проверки постоянного тока и наибольший предел измерений. После этого важно правильно подключить провода тестера к АКБ.

 

Вопрос: Как поэтапно замерить утечку тока в автомобиле мультиметром?

Имя: Камиль

Ответ: Подключение осуществляется таким же способом, как при измерении общего тока, но теперь источник потребления нужно исключить из цепи бортовой сети. То есть нештатное оборудование по очереди отключается, при этом нужно смотреть на показания тестера.

 

Вопрос: Как быстро измерить ток утечки в автомобиле мультиметром?

Имя: Егор

Ответ: Для точных результатов вам понадобится около 10 минут. После подключения мультиметра к АКБ нужно выждать 5-10 минут. Это связано с тем, что не все узлы автомобильного интеллектуального оборудования снижают потребление энергии сразу после отключения зажигания.

 

Вопрос: Как правильно померить ток утечки мультиметром?

Имя: Матвей

Ответ: Вот что нужно сделать перед использованием мультиметра: выключить потребители (кондиционер, лампочки и т.п.), отключить зажигание, активировать систему охраны при её наличии, хорошо закрыть двери. Советуем оставить опущенным одно стекло, если вдруг из-за тестирования батареи случайно сработают замки на дверях.

 

Как проверить утечку тока в авто

    org/BreadcrumbList»>
  • Главная
  • /
  • Рубрики журнала Кузов
  • /
  • Пост диагностики
  • /
  • Поиск утечки тока в автомобиле мультиметром

21 ноября 2022

“Куда девается искра у этого недостойного выродка в славной семье двигателей внутреннего сгорания?” — вопрос из старой доброй комедии. Конечно, отсутствие пресловутой искры может быть связано с несколькими проблемами, и аккумулятор, разряженный из-за утечек тока — далеко не последняя из них. По сути, утечка — это незапланированный ток в сети. Следует помнить, что электронный блок управления, часы, сигнализация и многие другие гаджеты, потребляют электроэнергию и при выключенном зажигании. Этот процесс можно назвать штатной утратой тока, а утечка — это потеря в силу неисправностей сети (окисления контактов, нарушения изоляции проводов и т.

п.). На современных автомобилях на потребление штатных приборов отводится умозрительный лимит в 40 мА (0,04А), на дополнительные гаджеты (колонки, регистраторы и т.д.) отводится ещё столько же. Таким образом, не рекомендуется превышать суммарное потребление в 80 мА. Перед тем, как проверить утечки, автовладельцу имеет смысл банально просуммировать потребление всех установленных устройств, работающих при любых режимах эксплуатации автомобиля.

Как проверить утечку тока?

Для поиска утечек нужно сначала отключить зажигание, оставить капот открытым, выключить все потребители, активировать охранную систему, оставив открытое окно, чтобы открыть машину при срабатывании замков. Далее:

  • Настроить мультиметр, выбрав функцию проверки постоянного тока и выставив наибольший предел измерений (скорее всего это будет 10А).
  • Откинуть минусовую клемму с аккумулятора.
  • Подключить плюсовой щуп тестера к снятой клемме, а минусовой щуп (черный) присоединить к минусовой клемме аккумулятора.

Допустим, на дисплее мы видим цифру 0.47 А (440ма). При таких значениях, аккумулятор должен быстро разряжаться. Что делать? Подождать 10 минут, ничего не трогая и не включая. Дело в том, что некоторые элементы электронной начинки автомобиля могут сохранять какой-то объём потребления тока после отключения. Если после паузы показания мультиметра не снизились, начинаем искать виновника утечки.

  • Ещё до начала исследования следует найти коробку блока предохранителей на автомобиле и её схему.
  • Наблюдая за показаниями мультиметра (всё остаётся в то же режиме), мы последовательно вынимаем предохранители. Если при разрыве цепи извлечением предохранителя показания снизились до нормальных, тут и “собака порылась”.
  • Начинать поиск утечки тока в электрической цепи автомобиля рекомендуется с полного отключения нештатных приборов (дополнительные датчики, камеры фиксации и т.п.). Зачастую, именно некорректное подключение или конструктивные особенности “допа” способствуют излишним энергозатратам.
  • Если с дополнительным оборудованием всё в порядке, по тому же алгоритму, извлекаем предохранители предустановленных производителем систем.

Выявив цепь, в которой происходит утечка, нужно проверить каждый её участок (провода, клеммы и т.п.) с целью нахождения конкретной локации неисправности. Бывает так, что при снятии всех предохранителей с колодки, значения силы тока остаются высокими. В таком случае нужно проверить генератор, изоляцию и идти по всей системе проводки автомобиля.

Меры предосторожности при проверке утечек тока в автомобиле мультиметром

  • Бывает, что при подключении прибора, на дисплее появляется цифра со знаком “-”. На корректность измерений это никак не влияет, но если этот минус вас смущает — надо поменять полярность подключения.
  • Можно ли проводить подобное исследование на плюсовой клемме? Можно, но не нужно, ибо случайное касание корпуса этой самой клеммой приведёт к печальным последствиям.
  • Соединение полюсов“+” и “-” на аккумуляторе посредством мультиметра не сулит беды автомобилю, но “спалит” предохранитель самого измерительного прибора.
  • Не включайте никакое бортовое оборудование (печку, кондиционер и т.п.). Если ток, потребляемый включённым прибором, окажется выше верхнего прибора тестера, то он сгорит.
  • Держать щупы тестера руками во время всего поиска как-то неудобно, поэтому целесообразно зафиксировать контакты посредством “крокодилов”.

Ну и напоследок, для тех, кто в “танке”. Все работы проводятся на неработающем двигателе. Напомним на всякий случай.

Здоровья вам и вашему автомобилю. Удачи на дорогах.

Комментарии

Рекомендованные статьи

Как проверить утечку тока в машине? Проверка утечки тока. Советы и рекомендации.

Если Ваш автомобиль имеет большой срок эксплуатации, может возникнуть следующая проблема – пропадание тока в проводе. Наши условия, как дорожные, так и климатические, вызывают изнашивание, растрескивание и обтирание слоя изоляции проводов, а также окисление соединительных гнезд и контактов клеммных колодок.

Окисленные контакты проводки автомобиля

Такие протечки в системах электроприборов могут стать причиной потери зерна двигателя, а в некоторых случаях – короткого замыкания и возгорания. В современных автомобилях этот риск выше из-за разнообразия электроприборов. Эта утечка обычно происходит в зимний период, так как в период низких температур двигатель не в состоянии поддерживать свой номинальный объем в течение длительного времени. Но более конкретными причинами могут быть неправильно установленные устройства (магнитолы, телевизоры, усилители и сигнализация), которых нет в базовой комплектации автомобиля. При ежедневном использовании автомобиля утечка тока компенсируется зарядкой двигателя от генератора, но при длительном неиспользовании автомобиля утечка тока может не дать запуститься двигателю.

Многие специалисты рекомендуют время от времени проверять все электроприборы, чтобы обнаружить возможную утечку тока в автомобиле. Итак, как мы можем проверить возможную утечку тока?

Для проверки и поиска утечки тока не требуется специального оборудования, только мультиметр и амперметр, которые могут измерять постоянный ток до 10 А. Перед проверкой обязательно отключить все электроприборы. Затем отсоедините от аккумулятора одну клемму аккумулятора и, перемещая конец между клеммой и проводом, проверьте скорость протекания тока по всей цепи.

Идеальные измерения должны быть равны нулю, а минимальный и максимальный номиналы – 15 мА и 70 мА соответственно. Но если ваши параметры, например, 0,02-0,04, то все в порядке (приемлемая скорость утечки), т.к. показатели могут варьироваться в зависимости от особенностей электронных схем вашего автомобиля.

Если вы обнаружили, что показатели значительно превышают норму, значит, в автомобиле есть течь. Затем необходимо выяснить место протечки.

Следя за показаниями амперметра, вытащите все плавкие вставки из блока предохранителей одну за другой. Когда показатели на амперметре уменьшаются до нормальных после извлечения одной плавкой вставки, это свидетельствует о том, что вы обнаружили утечку тока. Для того, чтобы это исправить, следует тщательно проверить все части цепи: клеммы, провода, розетки, потребители и т. д.

Если после извлечения всех предохранителей ток останется на том же уровне, то проверьте остальную проводку: контакты, изоляцию проводов, дорожки в блоке предохранителей. Проверьте генератор, стартер и дополнительное оборудование: сигнализацию, магнитолу, т.к. именно эти устройства часто являются причиной утечки тока.

Даже если вы считаете, что утечка тока несколько выше нормы, и на это не стоит обращать особого внимания, двигатель начинает терять объем моторного зерна быстрее, чем прибавлять от генератора, и это станет заметно при коротких поездках в городских условиях. А в зимнее время такая ситуация может стать критической для аккумуляторной батареи двигателя.

Если Вы не в состоянии самостоятельно выполнить процедуру проверки на утечку тока, то Вам лучше обратиться к специалисту СТО.

Адам Анри

Автослесарь с 10-летним опытом ремонта и обслуживания автомобилей разных марок. Основное направление: диагностика и механика.

⚡ Утечка тока в автомобиле

Ток утечки в автомобиле нормальный и повышенный. Во втором варианте возникают неприятные проблемы с аккумулятором и запуском двигателя после простоя. Очередная запредельная утечка иногда становится причиной возгорания автомобиля. А это опасно и дорого. Потери тока, если они слишком велики, надо уметь определять по косвенным признакам, правильно измерять их мультиметром. Также полезно знать, как найти причину повышенного расхода и по возможности устранить ее без мастерской. Об этом пойдет речь в статье.

Что такое утечка тока в автомобиле


Чтобы суть утечки тока в автомобиле была понятна всем без исключения, начнем с основных понятий. Для этого возьмем простейшую электрическую схему, состоящую из аккумулятора, выключателя и какого-нибудь потребителя. Подключаем потребитель к аккумулятору, чтобы его можно было включать и выключать по желанию.

Теперь, если мы замкнем нашу электрическую цепь выключателем, через нее потечет ток. Потребитель будет работать, а аккумулятор разрядится. Когда мы разомкнем цепь (переключателем), по ней не будет течь ток. По крайней мере, не должно. Потребитель не будет работать, а аккумулятор потеряет запасенную энергию.

В автомобилях в качестве выключателя могут выступать:

  • замок зажигания;
  • кнопка отключения массы;
  • электроника.

То есть переводом замка зажигания в крайнее положение перед стоянкой автомобиля мы разрываем электрическую цепь. Если в машине есть электроника, которая переходит в ждущий или спящий режим, то она тоже работает. Однако, несмотря на эти меры, ток в цепи все же течет. Почему?

Первые

, устройства, которые переходят в ждущий или спящий режим, продолжают потреблять энергию. Во-вторых , замок зажигания не является «главным» переключателем, то есть не выключает все подряд. И только при отключении кнопки массы или снятии клеммы с аккумулятора машина полностью обесточивается.

Теперь пришло время разделить ток утечки на нормальный и повышенный. Не будем пока о цифрах. Мы доберемся до них. Так. Если энергия аккумулятора при стоянке автомобиля тратится на работу необходимых устройств, то это нормальная утечка тока. К таким потребителям относятся охранная сигнализация, «спящая» магнитола, записывающий видеомагнитофон и так далее.

Повышенная утечка тока обычно указывает на то, что заряд батареи расходуется впустую. Сюда входят, например, случайно включенные габаритные огни. Еще повышенный ток утечки возникает из-за неправильно подключенных внешних устройств, не уходящих в спящий режим при необходимости. В общем, все это пустая трата энергии.

Подведем промежуточные итоги.

Разрядка транспортного средства – это любое потребление энергии аккумуляторной батареи во время стоянки транспортного средства. Поскольку это по сути электрический ток, то его потери измеряются в амперах. Размер утечки зависит от количества устройств, работающих во время парковки, и от мощности каждого из них.

Есть два вида тока утечки — полезный и вредный. Первый тип относится к потреблению энергии для выполнения желаемой работы. Например, для охраны автомобиля или записи происходящего вокруг. Вредная утечка – пустая трата энергии.

По большому счету, если энергия аккумулятора тратится на выполнение полезной работы, то называть это утечкой не совсем корректно. Но в случае с автомобилем все равно любое потребление тока при длительной остановке принято считать утечкой. Чтобы во всем этом разобраться, необходимо разобрать понятие скорости утечки тока.

Нормальный ток утечки в автомобиле


Нормальный ток утечки в автомобиле

Теперь немного разберемся, что такое ток утечки, и каково его значение в конкретных числах. Сложность этого пункта в том, что разные автомобили имеют разные показатели, и зависят от многих факторов. Однако все же есть на чем сосредоточиться. Но сначала кратко перечислим факторы, от которых зависит скорость утечки тока в автомате.

К ним относятся:

  1. Обилие штатной электроники.
  2. Наличие внешнего оборудования.
  3. правильное подключение.
  4. Модель охранной сигнализации.
  5. Алгоритм работы штатной электроники.

Пройдёмся по пунктам. Чем больше штатной электроники в автомобиле, тем выше уровень утечки тока. Соответственно, если машина относительно старая и простая, потерь по этому пункту быть вообще не может. Если есть электроника, то многое зависит от того, как она переходит в дежурный режим и работает в нем. Некоторые автомобили после длительной стоянки «засыпают» далеко не сразу, продолжая некоторое время потреблять много энергии от аккумулятора.

Внешние устройства являются наиболее распространенной причиной ненормальной утечки тока. Чем их больше, тем выше может быть ставка. Также многое зависит от того, насколько грамотно они подключены к бортовой сети. Самый простой пример — магнитола. Часто по лени или недостаточной квалификации этот потребитель подключается к аккумулятору напрямую (причем обязательно через замок зажигания), в результате чего увеличивается потребляемый ток.

Сигнализация. В среднем все современные модели потребляют примерно одинаково в режиме ожидания. Однако нередко встречаются варианты, из-за которых ток утечки заметно выходит за рамки каких-либо норм. Это без учета поломок, брака и кривого подключения горе-мастерами.

Относительно скорости утечки тока мнения часто расходятся. Кто-то говорит, что он должен быть не более 70 мА. Другие говорят, что для современного автомобиля 120 мА все же в пределах нормы. Хотя это почти в два раза больше, чем в первой версии. Если подойти к этому вопросу максимально гибко (с учетом многих факторов), то диапазон от 0 до 120 мА можно считать нормальным.

Даже для «уставшей» батареи нет большой разницы, какой ток утечки пользователь будет считать нормой – 70 мА или 120 мА. Оба варианта следует рассматривать как хороший показатель. Мы вернемся к этому вопросу в самом конце статьи. Теперь это не главное.

На разных автомобилях, как уже было сказано, скорость утечки тока может быть разной. Превышением нормы следует считать показатели, значительно превышающие 120 мА. Например, 300 мА — это уже серьезная проблема. Не говоря уже о случаях, когда из-за критических неисправностей в бортовой сети ток утечки достигает 1 А и более. Такие показатели уже не просто нарушение нормы. Они говорят об опасности. В том числе, не исключено возгорание упомянутого в самом начале автомобиля.

Итого: ток утечки в автомобиле находится в диапазоне от 0 до 120 мА.

Чем грозит большой ток утечки на машине


Чем грозит большой ток утечки на машине

Самая распространенная (хотя и не самая страшная) проблема из-за запредельной утечки тока в автомобиле — это быстро и часто разряжающийся аккумулятор. Обычно это замечают, когда батарея прослужила несколько лет, и уже не способна накапливать много энергии. Чрезмерный ток утечки мог появиться на автомате гораздо раньше. Впрочем, пока батарея «молодая и бодрая», ее запасов хватает на многодневное потребление в несколько миллиампер. В старой батарее меньше ампер-часов, чем в новой, поэтому она быстро садится.

Для новой батареи большие токи утечки тоже далеко не полезны. Постоянная нагрузка будет, много или мало — не важно, разряжена ли батарея. А стартерные аккумуляторы тем дольше сохраняют свой ресурс, чем больше времени они находятся в полностью (или почти) заряженном состоянии. Если же каждый божий день аккумулятор будет садиться сначала понемногу, а потом до половины и так далее, то утром можно будет запустить двигатель, но срок службы аккумулятора быстро уменьшится. Начнется сульфатация пластин, емкость постепенно уменьшится, и прощай новый аккумулятор через пару лет после покупки.

Более серьезные проблемы могут возникнуть, когда утечка тока в автомобиле вызвана коротким замыканием, повреждением изоляции и попаданием воды. В таких случаях возможен нагрев проводников или частей электрооборудования. А это уже грозит самовозгоранием. И, что хуже всего, из-за этого машина часто загорается ночью, когда рядом никого нет. Соответственно никто не принимает своевременных мер, в результате чего машина выгорает до голого кузова.

Это, конечно, происходит не постоянно. А вот менее страшные проблемы, например, когда садится новый аккумулятор, неприятны и указывают на неисправность. А это значит, что нужно знать о возможных причинах утечки тока.

Возможные причины повышенной утечки тока в автомобиле


Короткое замыкание

Их очень много. А вот те, что встречаются чаще других, в этом списке:

  1. Неправильно подключенные потребители. Чаще всего это магнитофон. Для того, чтобы он перешел в режим минимального энергопотребления, его питание необходимо подключить через замок зажигания. Для этого предусмотрен третий провод (кроме массы и основного плюса). Но, как правило, этот провод просто присоединяется к плюсу, а к аккумулятору все это дело подключается напрямую (в лучшем случае через предохранитель).
  2. Поломки в системах, работающих в режиме ожидания. Электроника не вечна. Рано или поздно он ломается, и перестает выключаться полностью, когда пользователь выключает его. Это происходит не только с внештатными устройствами, но и со стандартными, установленными на заводе.
  3. Короткие замыкания. Далеко не всегда вызывают обильное искрение и мгновенное выгорание всего подряд. Все зависит от того, насколько хороший контакт образуется между плюсом и минусом. Бывает, что где-то просто немного укорачивается. Как правило, из-за окисления проводников или попадания воды.
  4. Повреждение изоляции. Также иногда приводит к коротким замыканиям, при которых мгновенно ничего не сгорает, а энергия от аккумулятора расходуется медленно.
  5. Влажная электропроводка. Вода, если она содержит соли, способна проводить электричество. При этом совсем не обязательно, чтобы он изначально был соленым. Даже дистиллированная вода при попадании на окисленные контактные площадки превращается из диэлектрика в проводник тока. Проводка обычно намокает после дождя, езды по лужам или небрежной мойки автомобиля.
  6. Неисправности генератора. Одна из самых сложных для диагностики причин утечки тока в автомобиле. Сложный, потому что не обнаруживается стандартным методом выдергивания предохранителей по одному.
  7. Брошенные потребители. Чаще всего забывают выключить музыку, габаритные огни, внештатный навигатор или видеорегистратор.

Довольно редко, но бывает, что лампочки подсветки потихоньку берут энергию от аккумулятора. Например, в багажнике или в дверях. Кнопка автоматического отключения такой лампочки заедает, или после дождя или стирки попадает вода, и лампочка светится круглосуточно. Потребляет она, в общем-то, немного. Но это только когда батарея бодрая. Если он устал, то достаточно даже небольшой лампочки, чтобы всего за одну ночь усадить аккумулятор в ноль.

Измерение тока утечки в автомобиле мультиметром


Мультиметр — прибор для измерения тока утечки

Теперь рассмотрим самое главное — как измерить ток утечки в автомобиле. Все, что вам нужно, это абсолютно любой мультиметр. При измерении крайне важно придерживаться правил безопасности. Иначе можно и мультиметр сжечь, и себя поранить, и электронику автомобиля повредить.

Алгоритм проверки следующий:

  1. Открыть капот и заблокировать кнопку, сигнализирующую системе безопасности открыть его.
  2. Перевести машину в режим парковки — выключить все, кроме того, что обычно остается в режиме ожидания. Например, будильник, запись DVR и так далее.
  3. Снимите отрицательную клемму с аккумулятора. Вопреки расхожему мнению, можно снимать плюс. Однако отключение «массы» более правильно и на 100% безопасно.
  4. Переключить мультиметр в режим измерения тока в диапазоне до 10 А. Соответственно переставить плюсовой щуп на приборе. Никогда не пытайтесь измерить ток утечки на автомобиле с помощью мультиметра с малым диапазоном (до 200 мА). В момент подключения клеммы будет бросок тока, который может не выдержать предохранитель в измерительном приборе.
  5. Присоедините один щуп мультиметра к снятой минусовой клемме, а второй к клемме аккумулятора, с которой эта клемма была снята. Такое соединение называется — в разрыв цепи. Когда вы сняли клемму, вы разорвали цепь, и теперь вы подключили к разрыву мультиметр.
  6. Если охранная сигнализация сбрасывается в результате отключения аккумулятора от бортовой сети, включите ее снова.
  7. Подождите немного. В некоторых случаях ждать не нужно — ток утечки можно обнаружить сразу. В машинах, напичканных электроникой, необходимо дать время для перехода всех систем в дежурный режим. В редких случаях приходится ждать до 5 минут. Если не обращать на это внимания, то можно беспричинно паниковать.
  8. Когда показания мультиметра выровняются, запишите их. Это ток утечки в вашем автомобиле.
  9. Во время измерений ничего не включать! Даже легкая нагрузка включается со скачком тока, что может привести к перегоранию предохранителя в мультиметре.
  10. Более того, не пытайтесь запустить двигатель, когда мультиметр в разомкнутой цепи!!! Он рассчитан всего на 10 ампер, а при работе пускателя по цепи будет протекать ток 100 – 200 А.

Далее остается только сравнить полученные показатели с описанными выше нормами. В общем, если мультиметр измерил менее 0,12 А (120 мА), то волноваться не о чем. Если ток утечки больше этой цифры, то следует приступить к поиску причины.

Метод поиска причины повышенной утечки тока


Автоматические выключатели

В большинстве случаев поиск утечки тока в автомобиле производится путем снятия предохранителей. Для этого нужно знать, где они находятся, и за что каждый из них отвечает. Как правило, соответствующая информация наносится непосредственно на крышке блока предохранителей. Также можно попробовать ориентироваться в схеме электропроводки. Это более сложный метод, но он имеет преимущество. Дело в том, что не всегда все предохранители в машине находятся в одном месте, и «виновных» под капотом не найти.

Метод очень прост. После измерения тока утечки мультиметр оставляют в разомкнутой цепи. Далее нужно поочередно вытаскивать из блока один предохранитель, и смотреть на устройство. Если показания не изменились, то снятый предохранитель возвращается на место, после чего вытаскивается следующий. Если ток утечки уменьшился, то нужно выяснить, за что отвечает снятый предохранитель.

Что делать, если ток утечки выше нормы, а метод вытаскивания предохранителей не помог найти причину? В таких случаях стоит начать с проверки внештатных устройств. Например, можно попробовать снять переднюю панель с магнитолы, либо отключить совсем. Затем стоит проверить, как изменяется ток утечки при постановке автомобиля на охрану. Возможно, сигнализация потребляет слишком много.

Если это не поможет выявить причину повышенного тока утечки, значит в салоне еще не найдены генератор, стартер и возможные предохранители.

Сколько времени требуется току утечки для разрядки батареи?


Таймер

В заключение кратко рассмотрим вопрос, насколько серьезна повышенная утечка тока для конкретного аккумулятора. К счастью, это можно рассчитать. Единственная проблема здесь в том, что не всегда есть возможность узнать текущую реальную емкость вашего аккумулятора. Ведь она постоянно уменьшается с момента покупки. А при неправильном использовании через год-два может быть не более 15 — 25 ампер-часов.

Поэтому для начала представим ситуацию, когда батарея новая. То есть его емкость составляет, скажем, 60 ампер-часов. Еще одно условие – аккумулятор должен быть полностью заряжен. Теперь возьмем большой ток утечки. Например, 5-кратный максимально допустимый показатель — 600 мА (или 0,6 А). Чтобы разрядить полностью заряженную 60-ю батарею в ноль таким током, теоретически потребуется 100 часов. Или около четырех дней.

А теперь представьте, что будет с той же батареей, но не полностью заряженной. Такое часто случается на автомобилях с проблемным генератором, реле-регулятором или когда мало ездят, а стартер часто дергают. Например, если аккумулятор оставили на стоянке только наполовину заряженным, то ток утечки 0,6 А «съедает» его всего за два дня.

Comments |0|

Legend *) Required fields are marked
**) You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>
Category: Авто