Чем протокол отличается от постановления об административном правонарушении: Разница между протоколом и постановлением ГИБДД

ВС разобрался, когда исправления в протоколе не спасут от наказания

Иллюстрация: Право.ru/Петр Козлов

Протокол об административном правонарушении исправили. Дело дошло до Верховного суда, который пояснил: судья в случае необходимости может самостоятельно установить дату внесения изменений, в том числе допросив составителя протокола. И уточнить, когда именно был составлен документ. А эксперты рассказали, какие процессуальные ошибки помогут отменить наказание.

Вопросы по порядку и основаниям возвращения административного материала часто доходят до Верховного суда. Разъяснения касаются совсем точечных тем, которые, на первый взгляд, не очень значимы, но для такого пристального внимания есть все основания, считают юристы. С одной стороны, вопрос действительно важный: решение о возврате документов имеет определяющее значение для движения дела и существенно влияет на срок давности привлечения к ответственности, отмечает Юлия Курмамбаева, партнер INTELLECT (ИНТЕЛЛЕКТ) INTELLECT (ИНТЕЛЛЕКТ) Федеральный рейтинг.

группа Цифровая экономика группа Интеллектуальная собственность (Защита прав и судебные споры) группа Интеллектуальная собственность (Регистрация) группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) 15место По количеству юристов 24место По выручке на юриста (более 30 юристов) 40место По выручке Профайл компании . С другой стороны, скудное регулирование процессуальных вопросов в КоАП просто вынуждает ВС постоянно устранять законодательные пробелы в ручном режиме. 

В очередной раз вопрос оказался в поле внимания суда в деле Игоря Свечникова*. Его привлекли к административной ответственности за побои. В протоколе говорилось, что он из личной неприязни избил Светлану Колобаеву*. Районный суд вынес постановление о привлечении Свечникова к ответственности, но во второй инстанции (Кировский областной суд) постановление отменили и прекратили производство по делу, заключив, что обстоятельства правонарушения не были доказаны. Проблема оказалась в протоколе: в облсуде обратили внимание на то, что райсуд возвращал протокол от 1 ноября 2018 года составителю для устранения недостатков. А когда исправленный протокол вернули, его дата не поменялась, то есть на новом документе значился день первоначального составления. 

В этом сюжете
  • 16 января, 17:11

В облсуде указали, что устранение недостатков в протоколе об административном правонарушении было возможно только путем составления нового протокола с иной датой. Но Верховный суд не согласился с таким подходом. В определении судьи Сергея Никифорова отмечено, что изменения в протокол вносились в присутствии Свечникова, как и требует закон, а также свидетелей – их подписи указаны в документе. Свечников получил копию документа. ВС указал на п. 4 Постановления Пленума ВС № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП», согласно которому «несущественными являются такие недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу», а также нарушение сроков составления протокола об административном правонарушении и направления протокола для рассмотрения судье – «эти сроки не являются пресекательными».

«Судья областного суда в случае необходимости не лишен был возможности самостоятельно установить дату внесения в протокол об административном правонарушении изменений, в том числе посредством допроса должностного лица, его составившего, и уточнить дату составления документа», – говорится в определении ВС.

Также в определении указано, что дело может быть рассмотрено повторно, если есть новые обстоятельства или в ходе предыдущего разбирательства было допущено «имеющее фундаментальный и принципиальный характер существенное нарушение, повлиявшее на исход дела».  

«Требования правовой определенности и стабильности не являются абсолютными и не препятствуют возобновлению производства по делу в связи с появлением новых или вновь открывшихся обстоятельств или при обнаружении существенных нарушений, которые были допущены на предыдущих стадиях процесса, повлиявших на исход дела», – из определения ВС.

Именно таким было нарушение, допущенное облсудом. Срок давности привлечения Свечникова к административной ответственности не истек, сделал вывод ВС и вернул дело на новое рассмотрение в облсуд (№ 10-АД19-4).

Вернуть административный материал: основания

Условно все основания для возврата административного материала можно разделить на две категории. Первая – неполнота представленных материалов и доказательств. Здесь вариантов масса, поскольку каждая статья КоАП имеет свой предмет регулирования и квалифицирующие признаки, а материалы административного производства должны исчерпывающим образом доказывать все элементы правонарушения, говорит Курмамбаева.

Так, основанием для возврата является отсутствие доказательств существенности ущерба для заказчика при привлечении к ответственности по ч. 7 ст. 7.32 КоАП (неисполнение обязательств, предусмотренных госконтрактом), где этот признак является квалифицирующим. Другой пример: согласно ч. 2 ст. 3.8 КоАП, физическое лицо может быть лишено только того права, которым оно обладало на момент совершения административного правонарушения. Соответственно, протокол по статьям гл. 12 КоАП, предусматривающим лишение водительских прав, должен содержать сведения о наличии соответствующих прав у привлекаемого лица. В противном случае материал возвратят. Частным основанием для возврата протокола по причине неполноты также является отсутствие лица, привлекаемого к ответственности, когда его присутствие обязательно должен обеспечить инициатор производства в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 25.1 КоАП (административный арест, административное задержание). Или отсутствие доказательств, что конкретное лицо владеет орудием совершения правонарушения, когда административный орган требует конфисковать этот предмет.

Автоштрафы

Вторая категория причин возврата – некорректное составление протокола об административном правонарушении и процессуальные нарушения. Как уточняет Алексей Шадрин, юрист ФБК Право ФБК Право Федеральный рейтинг. группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование группа Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование) группа Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры) группа Антимонопольное право (включая споры) группа ГЧП/Инфраструктурные проекты группа Интеллектуальная собственность (Консалтинг) группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (high market) группа Семейное и наследственное право группа Трудовое и миграционное право (включая споры) группа Фармацевтика и здравоохранение группа Земельное право/Коммерческая недвижимость/Строительство группа Природные ресурсы/Энергетика группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) группа Частный капитал группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые споры — mid market) группа Банкротство (включая споры) (mid market) Профайл компании , к ошибкам при составлении протокола, которые нельзя исправить, сложившаяся судебная практика относит такие ситуации: 

  • должностные лица, составившие протокол, произвольно вносят туда изменения без штампов и печатей и указания «исправленному верить», а также в отсутствие лица, в отношении которого такой протокол составлен**;
  • в протоколе нет информации, указанной в ч. 2 ст. 28.2 КоАП, если из-за ее отсутствия или искажения суд не может установить фактические обстоятельства дела, или такая информация дана искаженно. Например, если протокол противоречит иным составленным процессуальным документам. Сюда же можно отнести противоречия в самом протоколе;
  • нет  данных, идентифицирующих привлекаемое к ответственности лицо;
  • нет данных о том, владеет ли фигурант дела языком, на котором ведется производство, а также данных о предоставлении переводчика при составлении протокола. Такой недостаток актуален для протоколов, составленных в отношении незаконных трудовых мигрантов;
  • протокол составлен неуполномоченным органом (пример привела Юлия Курмамбаева).

Несущественные нарушения: что это

Несущественными признаются такие недостатки протокола, как нарушение сроков его составления и направления для рассмотрения судье, поскольку эти сроки не являются пресекательными. Дата составления нового протокола при его доработке после возвращения материала также не имеет решающего значения для рассмотрения дела, как указал ВС.

Это обстоятельство вполне можно выяснить при рассмотрении дела по существу.

Также необходимо помнить, что возвращение административного материала возможно только при подготовке дела к судебному рассмотрению и не допускается при рассмотрении дела об административном правонарушении по существу. «Если же суд, который рассматривал дело, пропустил неточности в протоколе и принял его как допустимое доказательство по делу, то оплошность судьи является основанием обжаловать судебный акт и прекратить производство по делу, соответственно, исключить привлечение к административной ответственности», – уточняет Шадрин. По его словам, в этом случае важно, чтобы ошибку, допущенную в протоколе относительно фактических обстоятельств дела, нельзя было признать технической. Например, как явную описку в фамилиях, в датах; ошибку, которая касалась нарушения процедуры составления протокола.

* – имена и фамилии участников процесса изменены редакцией.

** – Постановление Верховного суда № 18-АД19-64 от 8 ноября 2019 года.

  • Верховный суд РФ

КоАП РФ Статья 28.6. Назначение административного наказания без составления протокола \ КонсультантПлюс

  • Главная
  • Документы
  • Статья 28.6. Назначение административного наказания без составления протокола

Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

«Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 24.09.2022)

КоАП РФ Статья 28.6. Назначение административного наказания без составления протокола

1. В случае, если непосредственно на месте совершения физическим лицом административного правонарушения уполномоченным на то должностным лицом назначается административное наказание в виде предупреждения или административного штрафа, протокол об административном правонарушении не составляется, а выносится постановление по делу об административном правонарушении в порядке, предусмотренном статьей 29. 10 настоящего Кодекса. Копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку лицу, в отношении которого оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе. В случае отказа от получения копии постановления она высылается лицу, в отношении которого вынесено постановление, по почте заказным почтовым отправлением в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.

(в ред. Федеральных законов от 24.07.2007 N 210-ФЗ, от 09.11.2009 N 249-ФЗ, от 14.10.2014 N 307-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1.1. Утратил силу. — Федеральный закон от 18.07.2011 N 225-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

2. В случае, если лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, оспаривает наличие события административного правонарушения и (или) назначенное ему административное наказание, составляется протокол об административном правонарушении, который приобщается к вынесенному в соответствии с частью 1 настоящей статьи постановлению.

(в ред. Федеральных законов от 09.11.2009 N 249-ФЗ, от 14.10.2014 N 307-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

КонсультантПлюс: примечание.

С 11.01.2023 в ч. 3 ст. 28.6 вносятся изменения (ФЗ от 14.07.2022 N 287-ФЗ). См. будущую редакцию.

КонсультантПлюс: примечание.

О выявлении конституционно-правового смысла ч. 3 ст. 28.6 см. Постановление КС РФ от 13.05.2020 N 24-П.

3. В случае выявления административного правонарушения, предусмотренного главой 12 настоящего Кодекса, или административного правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренного законом субъекта Российской Федерации, совершенных с использованием транспортного средства либо собственником или иным владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, зафиксированных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, либо в случае подтверждения в соответствии с частью 2 статьи 2. 6.1 настоящего Кодекса содержащихся в сообщении или заявлении собственника (владельца) транспортного средства данных о том, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица, протокол об административном правонарушении не составляется, а постановление по делу об административном правонарушении выносится без участия лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, и оформляется в порядке, предусмотренном статьей 29.10 настоящего Кодекса. Экземпляры постановления по делу об административном правонарушении и материалов, полученных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, направляются лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, по почте заказным почтовым отправлением в форме копии постановления на бумажном носителе, предусмотренной частью 7 статьи 29. 10 настоящего Кодекса, или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица, с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления. Указанные экземпляр постановления в форме электронного документа либо информация, содержащаяся в постановлении, также могут быть направлены лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, при условии регистрации такого лица в единой системе идентификации и аутентификации и наличия согласия такого лица на получение указанных в настоящей части постановления либо информации с использованием иных средств информационных технологий, включая региональные порталы государственных и муниципальных услуг, и (или) с использованием подвижной радиотелефонной связи.

(в ред. Федеральных законов от 14.10.2014 N 307-ФЗ, от 29. 12.2020 N 471-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. При проведении автоматизированной информационной системой налоговых органов проверки поступивших сообщений и заявлений физических и юридических лиц о данных, указывающих на совершение лицом действий (бездействия), содержащих признаки состава административного правонарушения, административная ответственность за которое предусмотрена частями 2, 4 и 6 статьи 14.5 настоящего Кодекса, если указанное лицо признало наличие события вменяемого административного правонарушения и добровольно исполнило до вынесения постановления по делу об административном правонарушении обязанность, за неисполнение либо ненадлежащее исполнение которой лицо привлекается к административной ответственности, протокол об административном правонарушении не составляется, а постановление по делу об административном правонарушении выносится без участия указанного лица и оформляется в порядке, предусмотренном статьей 29.10 настоящего Кодекса. Экземпляр постановления по делу об административном правонарушении направляется указанному лицу по почте заказным почтовым отправлением в форме копии постановления на бумажном носителе, предусмотренной частью 7 статьи 29. 10 настоящего Кодекса, или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица, через кабинет контрольно-кассовой техники в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.

(часть 4 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

5. В случае, если лицо, указанное в части 4 настоящей статьи, не признало наличие события вменяемого административного правонарушения, составляется протокол об административном правонарушении и дело об административном правонарушении рассматривается в порядке, предусмотренном статьей 29.7 настоящего Кодекса.

(часть 5 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

КоАП РФ, Статья 28.5. Сроки составления протокола об административном правонарушении КоАП РФ, Статья 28.7. Административное расследование

Ст. 28.6 КоАП РФ. Назначение административного наказания без составления протокола

Что делать, если на вас составлен протокол об административном правонарушении

Прежде всего отмечу, что при малозначительном административном правонарушении полиция может освободить вас от административной ответственности, ограничившись устным замечанием (ст. 22 КоАП ) — всегда можно спросить у сотрудника полиции, признавая противоправность своих действий и обещая добросовестность в будущем. Протокол в этом случае не составляется, но сотрудник полиции может провести разъяснительную беседу, чтобы вы осознали неправомерность своего поведения. Такая процедура возможна только в том случае, если дело находится в компетенции полиции, а не другого органа (например, суда).

В то же время распространен случай, когда постановление по делу об административном правонарушении выносится немедленно, то есть без составления протокола с указанием вида и размера взыскания или вынесения письменного предупреждения (ст. 26 283 КУоАП) – так называемая правящая на коленке. Например, такая процедура применяется по популярным статьям 175-1 КУоАП (курение в неустановленном месте) и 178 КУоАП (распитие спиртных напитков в запрещенном месте).

Если же без устных замечаний не обойтись, то полицейский, по общему правилу, должен составить протокол об административном правонарушении (ст. 254 КУоАП).

Протокол об административном правонарушении в случае его совершения составляется в двух экземплярах, один из которых вручается лицу, привлекаемому к административной ответственности (ст. 254 КУоАП).

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, вправе давать пояснения и замечания по содержанию протокола, которые к нему прилагаются. А также – право не подписывать протокол, указав в поле для замечаний причины своего отказа от его подписания (ст. 256 КУоАП).

Если в ваших пояснениях остались пустые поля, в которых впоследствии можно будет написать что-то противоправное (это, в свою очередь, может быть использовано против вас), советуем смело зачеркнуть букву «З». В пояснениях можно изложить свое видение событий, указать возможность подтверждения этих данных третьими лицами. Также в случае, когда вы отказываетесь подписывать протокол, вы можете указать уровень адекватности поведения сотрудников полиции и зафиксировать другие замечания, в частности тот факт, что через такие нарушения вы отказываетесь подписывать протокол.

Задача полицейского — защищать права и свободы человека, а также обеспечивать общественную безопасность и порядок. Для выполнения таких задач ему предоставлены полномочия по выявлению и пресечению административных правонарушений (п. 2.3 ч. 1 ст. 23 Закона Украины «О Национальной полиции»). Так что, обнаружив правонарушения, именно милиционер должен на него адекватно реагировать. Также сотрудник полиции обязан незамедлительно реагировать на заявления и сообщения об административных правонарушениях, устные заявления не являются исключением.

Если вы стали жертвой или свидетелем правонарушения – сообщите об этом в полицию, она не имеет права игнорировать ваши слова, ссылаясь на их лживость или искусственность.

Если вы правонарушитель, помните, что вы обязаны выполнять только законные требования сотрудников полиции. Подозрение в совершении правонарушения является основанием для проверки документов, производства поверхностного осмотра или личного обыска и досмотра вещей, а в отдельных случаях — задержания. Тогда мы обсудим это более подробно.

Вы имеете право потребовать доказать противоправность своих действий со ссылкой на соответствующие нормы КоАП РФ. То есть сотрудники полиции обязаны давать объяснения о незаконности ваших действий, а также делать это вежливым, убедительным и понятным для вас языком, ссылаясь на соответствующие требования нормативных правовых актов.

Протокол составляется на месте происшествия. Однако при невозможности его составления на месте законодательство допускает задержание лица за составление протокола об административном правонарушении. О таком задержании составляется отдельный протокол, о котором речь пойдет в следующем разделе.

К сожалению, сотрудники патрульной полиции не всегда умеют правильно составить протокол и пользуются помощью более квалифицированных коллег. Это могут быть следователи, иногда штатные, нередко – участковые инспекторы милиции. Поэтому в большинстве случаев полиция «приглашает» человека для составления протокола в отделение милиции, а в случае несоблюдения их добровольно, он затягивает с составлением протокола на основании ст. 259 КУоАП.

Теперь подробно о протоколе. Образец протокола можно найти самостоятельно – это приложение к Инструкции, утв. Приказ №1376, с которым можно ознакомиться на сайте rada.gov.ua. Также можно скачать протокол об административном задержании, постановление по делу об административном правонарушении и тому подобное.

Протокол об административном правонарушении в случае его совершения составляется в двух экземплярах, один из которых вручается лицу, привлекаемому к административной ответственности (ст. 254 КУоАП).

При составлении протокола об административном правонарушении лицу, привлекаемому к административной ответственности, разъясняются его права (имеется в виду разъяснение существа отдельных статей, а не простое их прочтение), предусмотренные ст. 55, 56, 59, 63 Конституции Украины, ст. 268 КУоАП и сообщается, что дело об административном правонарушении будет рассмотрено в сроки, указанные в ст. 277 КУоАП, о чем делается отметка и ставится подпись лица, привлекаемого к административной ответственности (ст. 256 КУоАП, п. 11 раздела II Инструкции, утв. Приказом № 1376).

SEC.gov | How Investigations Work

Правоприменительный отдел помогает Комиссии в выполнении ее правоохранительной функции, рекомендуя начать расследование нарушений законодательства о ценных бумагах, рекомендуя Комиссии возбуждать гражданские иски в федеральном суде или перед судьей по административным делам, а также привлекая к ответственности эти дел от имени Комиссии. Являясь дополнением к органу SEC по гражданским правонарушениям, отдел тесно сотрудничает с правоохранительными органами США и всего мира, чтобы при необходимости возбуждать уголовные дела.

Отдел получает доказательства возможных нарушений законов о ценных бумагах из многих источников, включая деятельность по надзору за рынком, советы и жалобы инвесторов, другие подразделения и офисы SEC, саморегулируемые организации и другие источники в отрасли ценных бумаг, а также сообщения СМИ.

Все расследования SEC проводятся в частном порядке. Факты раскрываются в максимально возможной степени путем неофициального расследования, опроса свидетелей, изучения брокерских отчетов, анализа торговых данных и других методов. При наличии официального приказа о расследовании сотрудники Отдела могут принудить свидетелей по повестке в суд к даче показаний и предъявить книги, записи и другие соответствующие документы. После расследования сотрудники SEC представляют свои выводы Комиссии для рассмотрения. Комиссия может уполномочить сотрудников подать иск в федеральный суд или возбудить административный иск. Во многих случаях Комиссия и обвиняемая сторона решают урегулировать вопрос без судебного разбирательства.

Общие нарушения, которые могут привести к расследованию SEC, включают:

  • Искажение или упущение важной информации о ценных бумагах
     
  • Манипулирование рыночными ценами ценных бумаг
     
  • Кража средств или ценных бумаг клиентов
     
  • Нарушение обязанности брокеров-дилеров справедливо относиться к клиентам
     
  • Инсайдерская торговля (нарушение доверительных отношений путем торговли существенной закрытой информацией о ценной бумаге)
     
  • Продажа незарегистрированных ценных бумаг.

Решит ли Комиссия подать дело в федеральный суд или в SEC перед судьей по административным делам, может зависеть от различных факторов. Часто, когда проступок оправдывает это, Комиссия возбуждает оба разбирательства.

  • Гражданский иск:  Комиссия подает жалобу в Окружной суд США и просит суд о санкции или средстве правовой защиты. Часто Комиссия требует судебного приказа, называемого судебным запретом, который запрещает любые дальнейшие действия или действия, нарушающие закон или правила Комиссии. Судебный запрет может также потребовать аудита, учета мошенничества или специальных мер надзора. Кроме того, Комиссия по ценным бумагам и биржам может взыскать гражданско-правовые денежные штрафы или вернуть незаконную прибыль (так называемое изъятие). Суд также может запретить или отстранить физическое лицо от работы в качестве корпоративного должностного лица или директора. Лицо, нарушающее постановление суда, может быть признано виновным в неуважении к суду и подвергнуто дополнительным штрафам или тюремному заключению.
     
  • Административное действие:  Комиссия может добиваться применения различных санкций в рамках административного процесса. Административное разбирательство отличается от иска в гражданском суде тем, что оно рассматривается судьей по административным делам (ALJ), который не зависит от Комиссии. Судья по административным делам председательствует на слушании и рассматривает доказательства, представленные сотрудниками отдела, а также любые доказательства, представленные субъектом производства. После слушания судья по административным делам выносит первоначальное решение, включающее установленные факты и юридические заключения. Первоначальное решение также содержит рекомендуемую санкцию. Как сотрудники отдела, так и ответчик могут обжаловать все первоначальное решение или его часть в Комиссии. Комиссия может подтвердить решение судьи по административным делам, отменить решение или направить его на дополнительное слушание. К административным санкциям относятся распоряжения о прекращении и воздержании от исполнения, приостановка или аннулирование регистрации брокеров-дилеров и инвестиционных консультантов, порицание, запрет на сотрудничество с индустрией ценных бумаг, гражданско-правовые денежные штрафы и изъятие.

    Comments |0|

    Legend *) Required fields are marked
    **) You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>
    Category: Разное