Двухконтурное зажигание на ваз 2106: Двухконтурное зажигание на ВАЗ, особенности и установка
Двухконтурное зажигание на ВАЗ, особенности и установка
Монтаж зажигания с двумя контурами, которое снабжается одним, либо двумя датчиками холла, допустим для любого современного автомобиля с тамблером нового образца. Главное – иметь под рукой и использовать для решения данного вопроса два коммутатора. Хотя допустим вариант, когда у водителя только один коммутатор, работающий по двухканальному признаку. В этом случае двухконтурное зажигание на классику ставится без проблем. Поставить двухконтурное зажигание можно несколькими способами.
Преимущества двухконтурного зажигания
В таком варианте зажигания есть несколько составных компонентов:
- Трамблер.
- Катушка.
- Коммутатор.
Есть и дополнительные части, без которых правильную систему не создать:
- Хорошая проводка, соответствующая новому зажиганию.
- Различные типы креплений.
- Свечи зажигания с соответствующими характеристиками.
У такой системы есть свои стороны, как отрицательные, так и положительные.
Из преимуществ:
- Увеличение максимальной частоты КВ ДВС.
- Отсутствие резонансного контура.
- Увеличение напряжения на свечах до 22 кВ.
- Улучшение искрообразования.
- Отсутствие распределителя напряжения центробежного типа.
Устанавливаем двухконтурное зажигание
Это изображение поможет вам выставить ВМТ.
- Первый шаг – выставление ВМТ. Этот показатель должен быть не меньше 4 цилиндров. Его легко посмотреть по положению специального бегунка. Когда это делают, то храповик коленвала поворачивается до отметки на шкиву.
- Старые свечи и катушки с тамблером демонтируются, полностью. Главное – запомнить цвет проводов, которые соединяются с устройствами, а также порядок работы.
- После этого переходят к укладке новой проводки.
- Первой устанавливается новая высоковольтная катушка.
- Затем идёт тамблер. Он должен стоять точно так же, как и старый. Между разными моделями небольшие отличия по данному показателю. Лишь высота блока цилиндров может быть разной в тех или иных системах. В зависимости от этого, подбирается подходящая длина, которой должен обладать приводной вал.
- Следующий этап – крепление коммутатора. Щит моторного отсека – идеальное место для крепления данного приспособления.
- Отдельно вкручиваются свечи. Одеваются провода, поддерживающие высокое напряжение.
- Подключается проводка.
Как заменить датчик скорости и в какой ситуации это понадобится — смотрите в нашем материале.
Как выбрать автомобильные амортизаторы и чем при этом руководствоваться — узнайте здесь.
Об особенностях двухконтурного зажигания
Обычно такой тип устанавливается на двигатели, которые работают и продаются совместно с карбюраторами. Благодаря чему удаётся свести к минимуму недостатки, которыми обладают соответствующие разновидности мотора.
Считается, что при переход от 1-контурного зажигания к 2-х контурному считается серьёзным прогрессом. В современных условиях первый вариант архаичной системы уже давно устарел.
Изменения можно почувствовать сразу после того, как система была установлена. Но есть ли смысл в установке нового варианта? Чтобы ответить на данный вопрос, следует разобраться во всём чуть глубже.
Как устроена двухконтурная система с одним датчиком холла — узнайте в этом видео:
В некоторых коммутаторах изначально встраивают устройства и системы, которые позволяют отслеживать моменты пика. И следить за устройством, когда энергия уже перестаёт быть эффективной. Режим перехода появляется в коммутаторе автоматически, чтобы катушки не нагревались слишком сильно. Например, в обычном режиме выдаётся примерно 10 А. Когда работа ограничена, результат уменьшается примерно на половину.
В таком положении приспособление находится до тех пор, пока не будет подан специальный сигнал.
Есть и другие правила, не менее важные:
- Время накопления энергии определяется количеством тока, подаваемого сквозь катушку.
- У самого напряжения нет собственного значения времени. Оно зависит от того, на каком напряжении работает бортовая система.
К примеру, когда двигатель запущен, бортовая сеть выдаёт среднее напряжение в 14 вольт.
В среднестатистической катушке максимальное напряжение копится примерно за три миллисекунды
Всё происходит в момент, когда цепь замыкается, а катушка заряжается полностью. Приходит время подавать сигнал к искрообразованию.
Получаем следующие итоги после расчётов из стандартной математики:
- При оборотах ДВС от 1000 единиц происходит 33 проскакивания искры за секунду.
- 30 миллисекунд в данной ситуации – промежуток времени от образования одной искры до другой.
- Три миллисекунды нужно, чтобы катушка зарядилась. А на процесс горения искры – всего одна.
- Получаем общий цикл, равный 4 миллисекундам. Что даёт возможность быстро подавать в катушку дополнительные заряды.
Лучше всего катушки чувствуют себя, когда поддерживается уровень оборотов до 6 тысяч единиц. В таком случае устройство срабатывает примерно 200 раз в секунду. Значит, цикл составляет до 5 миллисекунд. Времени вполне достаточно, чтобы устройство быстро зажигалось, и продолжало работать настолько эффективно, насколько это возможно.
А вот с трудностями можно столкнуться при работе на 7500 оборотов и больше.
Проверенные схемы зажигания
Главное во время работы – сверяться со стандартными схемами. Либо с тем вариантом, который выбрал сам пользователь в том или ином случае. Только после выполнения полной проверки можно переходить к запуску двигателя. Надо убедиться в том, что положение и работа деталей полностью соответствуют схеме.
Для большей наглядности можете воспользоваться этой схемой.
Большая часть работ в данном направлении связана с компонентами электрической сети. Это означает, что без минимальных сведений в данной области к процессу вообще лучше не приступать.
И еще один вариант схемы 2-х контурного зажигания.
Подведем итог
Кто-то поддерживает двухконтурные системы, а кто-то оценивает их весьма критически. Данная система может работать в качестве среднего варианта между другими устройствами, представленными на рынке. По большей части, она используется для того, чтобы усовершенствовать имеющийся мотор. И в качестве альтернативы двигателям, которые работают на инжекторах. Со временем именно двухконтурные приспособления становятся всё более надёжными и качественными. При повышенной степени сжатия они тоже станут неплохим вариантом, способным обеспечить высокую эффективность в любых условиях.
Двухконтурная система зажигания на ваз 2106
Одна из важнейших частей бензинового двигателя – это трамблер, официальное название прерыватель-распределитель зажигания.
Благодаря трамблеру электрические импульсы подаются на каждую свечу отдельно. Вследствие чего, производится разряд и соответствующие воспламенение топливной смеси, в каждой камере поршня. Характер работы до нынешних времен мало чем отличается от первых прототипов.
Может меняться тип устройства, его размеры, габариты, «посадка» в моторном отсеке, но не изменится задача, распределять разряды по цилиндрам. Учитывайте, что в авто гораздо больше одного цилиндра, почему и требуется распределительный механизм, равномерно разделяющий заряд по «отсекам».
Запомните главное, функционирование некоторых ДВС бензинового или газового цикла, невозможно без трамблера. В современных машинах стараются избавляться от них, виду не надежности. Меняют на индивидуальные (модули зажигания), прикрепляющиеся к свечке отдельно или попарно. Как уже поняли, оформлены они в модули, где находится от двух до четырех катушек. Избавившись от распределителя, ток стали подавать напрямую с ЭБУ через транзисторные ключи, которые поочередно передавали 12 В на катушки. С последних импульсы «уходили» на свечу. Управляют катушками в таком случае контролеры. ЭБУ благодаря различным датчикам получает и анализирует сведения по двигателю, и уже на основании этого подает нужный сигнал к модулю. Оснащаются такими модулями зажигания, современные модели от производителей Мерседес, БМВ, Шкода, Ситроен, Пежо, Хонда, Субару и других.
Система зажигания. Под номером 2 — как-раз таки трамблер
Исключение составляют дизельные агрегаты, как известно, для воспламенения искра не требуется. Поджег, происходит благодаря сжатию воздуха и дизеля. Такой принцип работы для «бензина» не уместен, потому что в случае сжатия последнего, произойдет банальный взрыв.
Устройство
Существует два варианта распределителя, контактный и бесконтактный. Устройство обоих в принципе идентично, за исключением пары нюансов. Первоначально разберем контактную систему. Важно понимать конфигурацию только основных составляющих:
1. Корпус, куда вставляется вал, он же привод устройства.
2. Привод, часто называют ротором, за счет имеющейся шестерни, которая находится в сцеплении с промвалом (он же промежуточный вал, корректирующий обороты) или непосредственно распредвалом. Зависит все от конструкции и модификации мотора.
3. Катушка с обмоткой.
Устройство
4. Прерыватель, с группой клемм и парой муфт или датчик Холла, в зависимости от спецификации.
5. Бегунок – это диэлектрик, который крепится к валу и вращается вместе с ним. На него передается разряд, который через контакт (зайчик) на крышке, «уходит» на высоковольтные провода.
6. В старых авто (ВАЗ, Москвич, Волга, некоторые иномарки), есть октан-коректор, позволяющий регулировать скорость оборотов вала, в зависимости от того, какое октановое число используется.
Кроме того, помимо перечисленных элементов, есть еще регулятор напряжения. Он обеспечивает защиту контактов от избыточного тока, виду того, что часть этого заряда забирает конденсатор на себя.
Как работает эта система, наверное, многие захотят узнать. Так вот, в тот момент, когда водитель поворачивает ключ, цепь замыкается и напряжение направляется на стартер. Тот в свою очередь благодаря бендиксу (своеобразная шестеренка) зацепляется с венцом маховика, отчего вращения коленвала передаются на трамблер. Далее в обмотки происходит замыкание и образовывается низковольтный ток, после чего клеммы размыкаются, и на вторичной цепи возникает высоковольтный ток, поступающий на крышку, через контакт и дальше соответственно напряжение передается на «броню». Такая работа и тип устройства присущи моделям от ВАЗ, Москвич, некоторым старым иномаркам БМВ, Фиат.
Но, не стоит забывать и о более современных версиях трамблера, с бесконтактной системой зажигания, в паре с которым идет регулятор импульсов, вместо прерывателя. Не редко, владельцы отечественных автомобилей ВАЗ 2110, 2107, Газелей устанавливали бесконтактные распределители. Всего существует три типа, но большое распространение в автомобильной промышленности получил, только датчик Холла.
В него входит магнит, полупроводниковые пластины с чипами, а также специальные затворные системы, которые и пропускают магнитное поле.
Датчик Холла, полностью заменяет собой прерыватель, который использовали в первых версиях узла. В паре к регулятору обязательно идет такое устройство, как коммутатор, то есть он выполняет задачи по разрыву цепей в катушке.
В целом же, принцип работы полностью аналогичен. Вращающийся коленвал воздействует на трамблер с регулятором, последний формирует импульсы и передает их на коммутатор. А коммутатор уже создает напряжение в самой катушке. Далее напряжение получает распределитель, направляющий его по броне проводам. Такие устройства характерны моделям от Шкода, БМВ (прежних годов), Тойотам и другим, да и современные модели от ВАЗ, также оснащаются таким типом зажигания.
Неисправности трамблера
Проблемных мест для такой детали, более чем достаточно, учитывая её сложную работу в системе автомобиля. Выйти из строя, может любая деталь. Итак:
Проблемы с крышкой. Неисправности могут быть связаны с повреждением крышки, как механическими, к примеру, трещина или же образование окиси на контактах.
Не редко встречается, что ломается «зайчик», решение для этого только покупка новой крышки.
Окислившиеся детали придется очистить раствором со спиртом, высушить. Часто, что проблема связана с избыточной влажностью в том месте, поэтому удостоверьтесь, что там нет влаги.
Наиболее частой проблемой распределителей, считается бегунок. Может перегореть предохранитель-резистор.
Конденсатор. Если он неисправен, на свечи подается повышенный ток.
Еще одна неисправность, которая возникает редко, чаще после серьезных механических повреждений. Заключается она в изменение плоскости вращения вала, его прогибе или заклинивании. Решение только замена детали целиком.
Износ самого корпуса, неисправность, как таковая редкая, потому что, как и в предыдущем случае, причиной служит механическое повреждение узла. Решение полная замена.
Как проверить исправность?
Проверять работоспособность узла нужно несколькими способами, некоторые из них, прямо указывают на проблемы с той или иной частью. К примеру, если у вас возникли сомнения в правильности работы конденсатора, проверить его достаточно просто.
Отсоединяем его и касаемся массы, в случае, если слышится треск, то деталь исправна. Если треска или других шумов не наблюдается, нужна замена.
Проверить состояние внутренних частей сложней, особенно старой модификации. Некоторые признаки могут свидетельствовать о нарушениях в работе или полном износе некоторых частей. К примеру, потеря мощности, пропажа ХХ (холостой ход), появление рывков, могут свидетельствовать о проблемах с муфтами, втулками, контактами на прерывателе.
Проверяйте контактную группу, зазоры между ними, состояние изоляции проводов, состояние клемм. Не забывайте и о проверке бегунка, ведь по сути, именно он передает ток к проводам. Проверка довольно сложная. Вам необходимо:
Снять бегунок, небольшой провод и зачистить его с двух сторон.
Одним из концов обмотать пластину бегунка, второй закрепить к массе.
Если появится искра, то узел исправен, если нет, потребуется замена, потому что вышел из строя резистор, который служит, для соединения двух пластин бегунка.
В остальных случаях, проверка может заключаться в визуальном осмотре, например, прогар крышки, повреждения корпуса и тому подобное, отлично диагностируются внешне, без необходимости детального разбора узла.
Монтаж зажигания с двумя контурами, которое снабжается одним, либо двумя датчиками холла, допустим для любого современного автомобиля с тамблером нового образца. Главное – иметь под рукой и использовать для решения данного вопроса два коммутатора. Хотя допустим вариант, когда у водителя только один коммутатор, работающий по двухканальному признаку. В этом случае двухконтурное зажигание на классику ставится без проблем.
Поставить двухконтурное зажигание можно несколькими способами. Фото: mp3-oblako.ru
Преимущества двухконтурного зажигания
В таком варианте зажигания есть несколько составных компонентов:
- Трамблер.
- Катушка.
- Коммутатор.
Есть и дополнительные части, без которых правильную систему не создать:
- Хорошая проводка, соответствующая новому зажиганию.
- Различные типы креплений.
- Свечи зажигания с соответствующими характеристиками.
У такой системы есть свои стороны, как отрицательные, так и положительные.
- Увеличение максимальной частоты КВ ДВС.
- Отсутствие резонансного контура.
- Увеличение напряжения на свечах до 22 кВ.
- Улучшение искрообразования.
- Отсутствие распределителя напряжения центробежного типа.
Общая концепция
Контактная схема зажигания сама по себе неплоха, ведь ею пользуется человечество с появлением первого автомобиля. Но до возможностей бесконтактного зажигания ей, конечно же, далеко. Поэтому, многие владельцы УАЗов, стремясь улучшить работу силового агрегата, перенастраивают ее.
ВАЗ:: 2106: Общие сведения
ВАЗ-2106 и его модификации – пятиместные автомобили с передним расположением двигателя и задними ведущими колесами. Кузов – несущей конструкции, цельнометаллический, сварной. Тип кузова – седан.
Двигатели — четырехцилиндровые, рядные, четырехтактные, бензиновые (ВАЗ-21061, ВАЗ-21065-01) рабочим объемом 1,5 л или 1,6 л (ВАЗ-2106, ВАЗ-21065-00) ) и мощностью (по ГОСТ 14846) соответственно 71,4 и 74,5 л.с.
Автомобили ВАЗ-2106 и ВАЗ-21061 комплектуются четырехступенчатыми коробками передач. На автомобилях ВАЗ-21065-00 и ВАЗ-21065-01 пятиступенчатая коробка передач и бесконтактная система зажигания.
В практической части книги отражен дизайн автомобилей по состоянию на сентябрь 2001 года.
Технические характеристики автомобилей
ВАЗ-21061 (ВАЗ-21065-01) | ВАЗ-2106 (ВАЗ-21065-00) | |
Масса снаряженного автомобиля, кг | 1045 | 1045 |
Грузоподъемность, кг | 400 | 400 |
Разрешенная максимальная масса, кг | 1445 | 1445 |
Дорожный просвет автомобиля с разрешенной максимальной массой, с шинами 175/70R13 (165/80R13), не менее, мм: | ||
к поперечине передней подвески | 175 | 175 |
к балке заднего моста | 170 | 170 |
к поддону картера двигателя | 182 | 182 |
Допустимая масса груза на дополнительном (верхнем) багажнике, кг | 50 | 50 |
Максимальная скорость*, км/ч: | ||
с разрешенным максимальным весом | 148 | 150 |
с водителем и пассажиром | 150 | 152 |
Время разгона с места до скорости 100 км/ч, с: | ||
с водителем и одним пассажиром | 17 | 16 |
с разрешенным максимальным весом | 19 | 17,5 |
Расход топлива* на 100 км пути, не более, л: | ||
на скорости 90 км/ч | 7,4 | 7,4 |
на скорости 120 км/ч | 10,1 | 10,1 |
при городском цикле движения | 9,9 | 10,3 |
Наименьший радиус поворота по следу наружного переднего колеса, м | 5,6 | 5,6 |
Наибольший подъем, преодолеваемый автомобилем с полной массой без разгона на первой передаче, % | 36 | 36 |
Тормозной путь автомобиля с полной загрузкой | ||
при экстренном торможении со скорости 80 км/ч, не более, м | 43,2 | 43,2 |
* Измеряется по специальной методике, на четырехступенчатой коробке передач.
Двигатели
Параметры | ВАЗ-2103 | ВАЗ-2106 |
Количество и расположение цилиндров | 4, подряд | 4, подряд |
Система электропитания | Карбюратор | Карбюратор |
Топливо | Бензины А-91, АИ-93 | Бензин А-91, АИ-93 |
Диаметр цилиндров и ход поршня, мм | 76и80 | 79і80 |
Порядок работы баллонов | 1–3–4–2 | 1–3–4–2 |
Степень сжатия | 8,5 | 8,5 |
Рабочий объем, л | 1,45 | 1,57 |
Мощность номинальная, не менее: | ||
| 52,5 | 54,8 |
| 52,5(71,4) | 54,8(74,5) |
Частота вращения коленчатого вала при номинальной мощности, мин. –1 | 5600 | 5400 |
Максимальный крутящий момент при частоте вращения коленчатого вала 3400 мин. –1 для двигателя 2103 мин или 3000-1 для двигателя 2106, Н.м. | 103,9 | 116 |
Минимальная частота вращения коленчатого вала, мин –1 | 850–900 | 850–900 |
Направление вращения коленчатого вала от шкива | Право | справа |
Система смазки | Комбинированный, под давлением и распылением | |
Система охлаждения | Жидкость закрытая с принудительной циркуляцией | |
Система вентиляции картера | Обязательный, с выводом картерных газов во впускной трубопровод |
Трансмиссия
Муфта | Однодисковый, сухой, с гидравлическим приводом выключения и центральной диафрагменной пружиной |
Трансмиссия | Механическая, четырех- или пятиступенчатая, трехходовая, с синхронизаторами на всех передачах переднего хода |
Номера переводов по переводам: | |
| 3,67 |
| 2,1 |
| 1,36 |
| 1 |
| 0,82 |
| 3,53 |
Карданная передача | Двухвальная, с промежуточной опорой и эластичной муфтой |
Главная передача | Гипоидный, передаточный номер – 4,1 или 3,9 |
Дифференциал | Коническая, двухсателлитная |
Ходовая часть
Передняя подвеска | Независимая, пружинная, на поперечных рычагах со стабилизатором поперечной устойчивости |
Задняя подвеска | Балка зависимая, рессорная, жесткая, соединенная с кузовом из одного поперечного и четырех продольных стержней |
Амортизаторы | Гидравлический, телескопический, двустороннего действия |
Размер обода колеса | 127J-330 (5J-13) |
Шины: | |
| Радиальные, бескамерные или камерные |
| 175/70R13 или 165/80R13 (165/70R13 **) |
Рулевое управление
Тип рулевого механизма | Глобоидальный червяк – двухгребневой ролик, передаточное число – 16,4 |
Рулевой привод | Трехзвенная (тяги со сферическими шарнирами) с сошкой, маятниковым и поворотным рычагами |
Рулевая колонка | С противоугонным устройством, встроенным в замок зажигания |
Тормозная система
Рабочая тормозная система: | |
| Диск с двухпоршневой скобой |
| Барабан колодочный с одним рабочим цилиндром и двумя поршнями |
Привод рабочей тормозной системы | Ножной гидравлический двухконтурный с вакуумным усилителем, регулятором давления задних тормозов и датчиком недостаточного уровня тормозной жидкости |
Тормозные механизмы стояночной тормозной системы | Барабан колодочный на задние колеса |
Привод стояночной тормозной системы | Механическая, тросовая, ручная от рычага, установленного между передними сиденьями |
Электрооборудование
Тип схемы | Однопроволочный, с минусом на «массу» (кузов и силовой агрегат автомобиля) |
Номинальное напряжение бортовой сети, В | 12 |
Напряжение в бортовой сети при работающем двигателе, В | 13,4–14,7 |
Аккумуляторная батарея | Стартер мощностью не менее 55 Ач на 20-часовом режиме категории |
Генератор | Г-221 переменного тока со встроенным выпрямителем; обратный ток – 42 А при частоте вращения 5000 мин. из-1 |
Стартер | СТ-221 или 35.3708, постоянного тока, с дистанционным управлением и муфтой свободного хода, мощность 1,3 кВт |
Свечи зажигания | А17ДВР, А17ДВРМ или FE65CPR с резьбой М14х1,25 |
** Для пятиступенчатой коробки передач.
** Для шин модели БЛ-85 полезная масса автомобиля должна быть уменьшена на 70 кг.
Паспортные данные автомобиля
В сводной табличке заводских данных указаны модель и номер автомобиля, модель двигателя, весовые данные, номера на запчасти, варианты исполнения и комплектации.
Вторая строка сверху содержит знак соответствия и номер допущения как автомобиль.
Третья строка таблички – идентификационный номер – расшифровывается следующим образом: первые три символа по международным стандартам обозначают код производителя; шесть следующих цифр – модель автомобиля; буква латинского алфавита (или цифра) – модельный год выпуска автомобиля; последние семь цифр – номер шасси, для автомобиля соответствующий номеру кузова.
Идентификационный номер двигателя (с левой стороны блока цилиндров) |
Идентификационный номер кузова и табличка заводских данных (передняя панель под капотом справа) |
Сводная табличка заводских данных |
Цифры в столбцах обозначают:
Е – полная допустимая масса автомобиля;
F – допустимая масса с прицепом;
Г – допустимая нагрузка на переднюю ось;
Н – допустимая нагрузка на заднюю ось.
В нижней строке указаны вариант исполнения и комплектации.