Моторное масло характеристики: Технические характеристики моторных масел: свойства, вязкость

Содержание

Технические характеристики моторных масел: свойства, вязкость

Вязкость моторного масла

Характеристика определяет способность жидкого материала сопротивляться течению за счет внутреннего трения. Значение рассчитывают при разных условиях, поэтому различают два ее типа:

  • кинематическая вязкость показывает способность материала сопротивляться течению под действием силы тяжести. Измеряется в стоксах (Ст) или в квадратных миллиметрах в секунду (мм2/с). Чаще всего характеристику определяют для температур 40 и 100 °С;
  • динамическая вязкость определяет отношение силы к скорости сдвига. Характеристика показывает способность моторного масла к течению при разных температурах, измеряется в сантипуазах (Сп) или в (Н·с/см2).

Индекс вязкости

Вязкость смазочных материалов меняется обратно пропорционально температуре. При нагревании масла показатель снижается, а при охлаждении – увеличивается. В продуктах разных марок изменение характеристики происходит с различной скоростью. Для измерения динамики существует специальное понятие – индекс вязкости. Чем выше его значение, тем меньше вязкостные свойства материала зависят от температуры. Продукты с большим индексом обеспечивают надежную защиту двигателя в разных климатических условиях. Масла с низким значением показателя эксплуатируются в узком диапазоне температур, так как при нагревании материалы утрачивают смазывающую способность, а при охлаждении быстро густеют.

Температура застывания

Показатель определяют в момент увеличения вязкости масла вплоть до потери текучести. В лабораторных условиях температурой застывания считают нижний предел, при котором жидкость в пробирке под наклоном 45 градусов не стекает в течение 1 минуты и остается неподвижной. Низкотемпературные характеристики масла напрямую зависят от состава, от качества компонентов. В продуктах переработки нефти вязкость возрастает при кристаллизации парафинов нормального строения. Поэтому основа проходит тщательную очистку или химическую модификацию для разветвления структуры компонентов и снижения температуры застывания. Синтетические масла имеют более однородный и прогнозируемый состав, что снижает порог кристаллизации и обеспечивает материалу стабильные свойства на морозе.

Температура вспышки

Величина этой характеристики зависит от вида и количества легколетучих фракций в составе масла. Температура вспышки косвенно указывает на потери масла на угар, испарение через вентиляционную систему картера. Параметр также позволяет оценить риск самопроизвольного воспламенения или взрыва материала при экстремальном нагревании.

Щелочное число (Total Base Number, TBN)

Общая щелочность моторного масла зависит от характеристик диспергирующих и моющих присадок, от антиокислительных свойств материала. Параметр указывает на стойкость продукта к окислению при высоких температурах и давлении в присутствии химически активных сред. От щелочного числа также зависит скорость образования отложений, величина межсервисного интервала. Характеристика определяется в (мг КОН/г). Значения щелочного числа варьируются в широком диапазоне. Выбор зависит от типа топлива, а точнее, от содержания серы, которая является главным окисляющим агентом. Например, в двигателях, работающих на мазуте, требуется высокая степень защиты, поэтому выбирают масло с показателем щелочности до 40 мг КОН/г. Моторы легковых авто работают с материалами 7–15 мг КОН/г.

Зольность

Сульфатная зола образуется при сгорании смазочного материала. Базовые масла очищаются и являются практически беззольными, но присадки вносят в состав нежелательные примеси, такие как магний, кальций, фосфор, цинк и другие. В процессе сгорания веществ на поверхности деталей двигателя образуются отложения, которые способствуют преждевременному воспламенению топливной смеси, то есть повышают детонацию. Зола также загрязняет каталитические нейтрализаторы выхлопных газов, сажевые фильтры. Соответственно, чем ниже показатель, тем меньше отложений на деталях.

Стандарты и спецификации

SAE J300

Классификация вязкостно-температурных свойств смазывающих материалов SAE J300 разработана американским обществом автомобильных инженеров Society of Automotive Engineers. Система делит масла на два типа: летние и зимние (маркировка W – winter). Для материалов, предназначенных для эксплуатации при низких температурах, дополнительно регламентируют предел прокачиваемости (тест MRV – Mini Rotary Viscometer) и проворачиваемости (CCS – Cold Cranking Simulator) коленвала. Для летних сортов определяют прочность на сдвиг при экстремальном нагревании (тест HTHS – High Temperature High Shear Rate). Класс вязкости по SAE J300 указывает на диапазон температур эксплуатации конкретной марки моторного масла. Обозначение всесезонных сортов сочетает два показателя: зимний и летний. Например, 5W-40.

Классы вязкости зимних моторных масел SAE J300

 

Низкотемпературная вязкость

Высокотемпературная вязкость

Класс

вязкости

SAE

CCS, МПа-с. Max, при темп.,°С

MRV, МПа-с, Max, при темп.,°С

Кинематическая вязкость, мм2/с при 100 °С

HTHS, МПа-с. Min при 150 °С и 10Л6 с-1,

 

 

 

Min

Max

0W

3250 при -30

30000 при -35

3,8

5W

3500 при -25

30000 при -30

3,8

10W

3500 при -20

30000 при -25

4,1

15W

3500 при -15

30000 при -20

5,6

20W

4500 при -10

30000 при -15

5,6

25W

6000 при -5

30000 при -10

9,3

Классы вязкости летних моторных масел SAE J300

Класс вязкости SAE

Высокотемпературная вязкость

Кинематическая вязкость, мм2/с при 100 °С

HTHS, МПа-с. Min при 150 °С и 10Л6 с-1,

Min

Max

8

4,0

6,1

1,7

12

5,0

7,1

2,0

16

6,1

8,2

2,3

20

6,9

9,3

2,6

30

9,3

12,5

2,9

40

12,5

16,3

2,9*

40

12,5

16,3

3,7**

50

16,3

21,9

3,7

60

21,9

26,1

3,7

* Для классов 10W40, 5W40, 10W40.

** Для классов 15W40, 20W40, 25W40, 40.

API

Классификация разработана специалистами American Petroleum Institute (API) совместно с American Society for Testing and Materials (ASTM) и Society of Automobile Engineers (SAE). Система опирается на эксплуатационные характеристики моторных масел и устанавливает стандарты для бензиновых, дизельных, двухтактных моторов и трансмиссий. По API смазочные материалы делятся на три категории:

  • S – Service (spark ignition). Категория включает масла для бензиновых двигателей легковых автомобилей;
  • C – Commercial (compression ignition). В нее включена продукция для дизельных двигателей;
  • EC – Energy Conserving. Категория описывает энергосберегающие масла.

Классификация материалов внутри категорий начинается с буквы А (SA, SB, SC…) и далее в алфавитном порядке. Каждая последующая марка может использоваться в двигателях, для которых рекомендованы предыдущие. Категории с SA до SG являются устаревшими. Знак SH маркируют только в качестве дополнения к C. Начиная с SJ все категории действующие, а SN считается высшей на сегодняшний день. Марки масел с API CA до API CG-4 признаны устаревшими. Остальные категории действующие, высшей является API CK-4.

ILSAC

Классификация международного комитета по стандартизации и апробации моторных масел ILSAC (INTERNATIONAL LUBRICANTS STANDARDISATION AND APPROVAL COMMITTEE) – это результат совместного труда американской ассоциации American Automobile Manufacturers Association (AAMA) и японских специалистов Japan Automobile Manufacturers Association (JAMA). Стандарт устанавливает требования к смазочным материалам для бензиновых двигателей легковых автомобилей. Знак ILSAC получают масла с высокими показателями экономии топлива, энергосбережения, фильтруемости в условиях низких температур. Для продуктов характерна низкая испаряемость, стойкость к вспениванию и сдвигу, минимальное содержание фосфора. Категории моторных масел по ILSAC:

GF-1. Устаревшая спецификация с минимально допустимыми требованиями к качеству материалов для японских и американских автомобилей. Категория охватывает масла классов SAE: 0W-30, -40, -50, -60, 10W-30, -40, -50, -60 и 5W-30, -40, -50, -60. Спецификация соответствует EC-II и API SH;

GF-2. Соответствует EC-II и API SJ. Категория включает все марки масел GF-1 и дополнительно 0W-20, 5W-20. Строгие ограничения по содержанию фосфора, улучшенные низкотемпературные свойства, стойкость к пенообразованию и образованию отложений;

GF-3. Соответствует EC-II и API SL. Улучшены противоизносные и противоокислительные свойства, снижена испаряемость, увеличены показатели экономии топлива, стабильности вязкостных свойств. Спецификация устанавливает строгие требования к долгосрочным последствиям влияния моторных масел на системы нейтрализации выхлопных газов;

GF-4. Соответствует API SM. Масла проходят испытания на топливную экономичность. Категория включает классы вязкости SAE: 0W-20, 5W-20, 5W-30, 10W-30. Улучшены моющие и противоизносные свойства, снижен риск образования отложений. Содержание фосфора – не более 0,08 %;

GF-5. Соответствуют API SM с жесткими требованиями к совместимости к системам катализаторов, к топливной экономичности, к испаряемости, к стойкости к образованию отложений. Спецификация устанавливает параметры совместимости с эластомерами, защиту систем турбонаддува, возможность применения биотоплива.

Знание основных характеристик необходимо для грамотного выбора моторного масла.

Вязкость моторного масла: как выбрать?

Знания о моторном масле необходимы для всех начинающих и опытных владельцев автомобилей, так как это позволяет правильно подобрать подходящее масло для автомобиля. Но какое моторное масло выбрать? Иногда это кажется непростой  задачей – моторных масел множество и для каждого автомобиля нужно подбирать масло по определённым критериям. От выбора моторного масла зависит, как долго прослужит двигатель Вашего автомобиля.

Какое же моторное масло лучше подойдет для вашего автомобиля?

У моторных масел достаточно много параметров, но одним из главных является вязкость.

Вязкость моторного масла — это свойство масла оказывать сопротивление перемещению одной ее части относительно другой. При этом совершается работа, выделяющаяся в виде тепла в окружающее пространство. Другими словами — это внутреннее трение.

Вязкость моторного масла — непостоянная величина. Она может изменяться  под воздействием ряда факторов, например температуры масла, количества примесей в составе масла, наработки двигателя автомобиля. Вязкость в двигателе служит для создания масляной пленки и разделения трущихся деталей.

Впервые классификация по вязкости моторных масел была предложена Сообществом автомобильных инженеров (SAE — Society of Automotive Engineers) в 1911 году.

В соответствии со стандартами, масла должны обладать следующими свойствами:

  • Прокачиваемость жидкости (моторное масло должно без проблем проходить по всем каналам системы и не превращаться в сгущающуюся жидкость)

  • Работоспособность в условиях высоких температур (масло не должно испаряться при высоких температурах, а его защитная пленка должна сохранять стенки деталей от износа)

  • Защита двигателя от перегрева (моторное масло должно защищать двигатель от перегрева при любых температурах работы двигателя)

Также качественное моторное масло должно:

  • Удалять из двигателя продукты сгорания топлива

  • Минимизировать силы трения между отдельными деталями двигателя

  • Уплотнять зазоры между деталями цилиндро-поршневой группы

  • Защищать трущиеся поверхности деталей двигателя авто от коррозии


Классификация моторных масел по SAE

Актуальная редакция сообщества автомобильных инженеров  — SAE J300, изданная в январе 2015 года, выделяет три категории масел:

  • зимние (например, маркировка вида SAE 5W)

  • летние (например, SAE 40)

  • всесезонные (например, SAE 5W-40)

Зимние – с буквой W (от английского «Winter», и переводится как «Зима»). Масла, удовлетворяющие этим категориям – маловязкие и применяются преимущественно зимой – SAE 0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W.

В основном это легко текучие масла, они способны не застывать и не загустевать при сильных морозах. Использовать их в летний период — нежелательно. При высоких температурах их вязкость существенно снижается и они не могут обеспечить нужную смазку и уберечь трущиеся поверхности.

Летние – без буквенного обозначения. Масла, удовлетворяющие этим категориям – высоковязкие и применяются летом – SAE 20, 30, 40, 50, 60.

Они наоборот хорошо служат при высоких температурах летом и практически бесполезны зимой. Использование таких масел при низких погодных температурах также приводит к излишнему износу двигателя.

Большинство масел сейчас являются всесезонными, поэтому это свойство отражается, например, в таком обозначении: SAE 5W-40. Они очень популярны у автолюбителей, так как их можно использовать и круглогодично. В зависимости от температурных условий их характеристики также могут меняться.

Динамическая и кинематическая вязкость моторного масла

Кроме классификации вязкости масел по сезонности, можно разделить вязкость моторного масла на динамическую и кинематическую.

Динамическая вязкость моторного масла – сила сопротивления моторного масла, возникающая во время движения двух слоев масла, расположенных на расстоянии один сантиметр, которые движутся  со скоростью 1 см/с. Единица измерения динамической вязкости — Па*с (мПа*с). Обозначается в английской аббревиатуре CCS.

В стандарте SAE J300 динамическая вязкость всесезонных и зимних моторных масел определяется следующим образом (это по сути, их температура проворачиваемости):

  • 0W — при температуре до -35°С;

  • 5W — при температуре до -30°С;

  • 10W — при температуре до -25°С;

  • 15W — при температуре до -20°С;

  • 20W — при температуре до -15°С.

Кинематическая вязкость   высокотемпературная мера оценки масла. Она показывает количество времени за которое по сути некоторое количество жидкости проходит через отверстие определенной площади  сечения. Высокотемпературная вязкость измеряется в мм²/с или в альтернативной единице измерения сантистокс — сСт, где 1 сСт = 1 мм²/c = 0,000001 м²/c.

У летних масел, чем выше вязкость по SAE, тем менее текучим оно будет при более высокой температуре и наоборот.

  • SAE 20 — пригодно для эксплуатации при температуре окружающей среды до +15°С включительно;

  • SAE 30 — до 30°С;

  • SAE 40 (0W-40; 5W-40; 10W-40) — до 40°С;

  • SAE 40 (15W-40; 20W-40; 25W-40) — до 45°С;

  • SAE 50 — до 50°С;

  • SAE 60 — до 50°С.

При выборе моторного масла прежде всего следуйте рекомендациям автопроизводителя. Настоятельно советуем использовать  моторное масло с теми значениями динамической и кинематической вязкости, которая указана непосредственно производителем авто. Выбор того или иного масла нужно проводить по нескольким параметрам  – в том числе и по вязкости.

Оптимальная вязкость моторного масла обеспечит стабильность и надежность двигателя вашего автомобиля.

API | Новейшие категории масел

API вводит три новых стандарта масел для бензиновых двигателей, ILSAC GF-6A, GF-6B и API SP

Группа стандартов на смазочные материалы API утвердила путем письменного голосования принятие двух новых спецификаций ILSAC, GF-6A и GF- 6B, и новую категорию услуг API, API SP. Две новые спецификации ILSAC представляют собой последние требования к характеристикам масел для бензиновых двигателей, установленные Международным консультативным комитетом по спецификациям смазочных материалов (ILSAC), а API Service SP — новейший стандарт API для бензиновых двигателей.

В рамках внедрения спецификаций ILSAC и API SP API также вводит новый сертификационный знак API «Shield», который будет обозначать масла, соответствующие спецификации ILSAC GF-6B. Конкретные требования к этому пересмотренному Знаку представлены в последней редакции API 1509, которую можно скачать здесь. Из всех утвержденных или находящихся на рассмотрении изменений наиболее важными являются следующие: с 1 мая 2020 г. продукты, отвечающие требованиям ILSAC GF-6A, могут получить лицензию на отображение сертификационного знака API «Starburst», ILSAC GF-6B — нового сертификационного знака API. «Щит» и SP службы API для использования в верхней части символа службы API «пончик».


Ключевые пункты:
  • С 1 мая 2020 года ILSAC GF-6A предоставляет новую основу для выдачи лицензии на использование Сертификационного знака API «Starburst». До 30 апреля 2021 г. ILSAC GF-5 также служит основанием для выдачи лицензии на использование сертификационного знака API «Starburst».
  • С 1 мая 2020 г. ILSAC GF-6B является единственным основанием для выдачи лицензии на использование Сертификационного знака API «Shield».
  • Действует с 1 мая 2021 г. ILSAC GF-6A является единственным основанием для выдачи лицензии на использование сертификационного знака API «Starburst». Масла, отвечающие требованиям ILSAC GF-5, больше не будут иметь право маркироваться сертификационным знаком API «Starburst» и больше не будут отображаться в онлайн-каталоге EOLCS после 30 апреля 2021 г.
  • Продавцы масел теперь могут лицензировать масла, отвечающие требованиям ILSAC GF-6A, как ILSAC GF-5 и API SN, GF-6B как API SN и API SP как API SN.
  • Начиная с 1 мая 2020 г. API Service SP может быть лицензирован для использования в верхней части сервисного символа API «Doughnut», а масла, соответствующие SP с требованиями по сохранению ресурсов, могут быть лицензированы для отображения «Resource Conserving» в нижней части символа. Символ службы API в сочетании с SP службы API в верхней части.
  • Маркетологи могут свободно определять подходящие масла как соответствующие ILSAC GF-6A, GF-6B и API Service SP до первой даты лицензирования 1 мая, но должны заранее избегать заявлений, подразумевающих сертификацию API или лицензирование новых спецификаций и категории обслуживания. этой даты.
  • Маркетологи, которые хотят заявить, что их масла лицензированы API как соответствующие ILSAC GF-6A, GF-6B и/или API SP на первую дату лицензирования, должны подать заявку на получение лицензии GF-6A, GF-6B и API SP. масла через онлайн-систему подачи заявок по адресу https://engineoil.api.org/AccountManager/WelcomeMarketer.
  • API будет принимать заявки на продукты, соответствующие новым стандартам, в течение периода времени до 1 мая 2020 года и будет обрабатывать заявки по мере их поступления, но право требовать лицензирования API в соответствии с новыми стандартами не будет разрешено до 1 мая. 2020.
  • Масла, лицензированные по новым стандартам, не будут отображаться в онлайн-справочнике EOLCS до 1 мая 2020 г.

Новые стандарты устанавливают более строгие требования к характеристикам моторного масла для двигателей внутреннего сгорания с искровым зажиганием. Эти три испытания включают семь новых испытаний, в том числе испытание на износ цепи и новое испытание для моторных масел с очень низкой вязкостью.

Стандарты также включают тест, предназначенный для защиты от явления, характерного для некоторых бензиновых двигателей, известного как преждевременное зажигание на низких оборотах (LSPI).

Смотрите, чтобы узнать больше:

Как и почему? ILSAC GF-6A, GF-6B и SP

Важные факты о ILSAC GF-6A, GF-6B и SP

Спецификации моторного масла | Типы моторных масел и вязкость Технические характеристики моторных масел

| Типы моторных масел и вязкость | Гейл

Моторное масло смазывает автомобильные двигатели и имеет важное значение для надлежащего обслуживания и работы автомобиля. Прочтите статью ниже, чтобы понять, как выбрать правильное моторное масло для вашего автомобиля. Получите доступ к полному контенту Chilton из вашей библиотеки, чтобы найти информацию о ремонте автомобилей по марке, модели и году.

Встроенная таблица стилей

Доступ через вашу библиотеку >> 

Встроенная таблица стилей

Доступ через вашу библиотеку >>

Предупреждение

Новое или использованное моторное масло может вызывать раздражение кожи.

Избегайте длительного или повторного контакта кожи с моторным маслом. Загрязнения в отработанном моторном масле, вызванные внутренним сгоранием, могут быть опасны для вашего здоровья. Тщательно промойте открытые участки кожи водой с мылом. Не мойте кожу бензином, дизельным топливом, разбавителем или растворителями, это может привести к проблемам со здоровьем. Не загрязняйте окружающую среду, утилизируйте отработанное моторное масло надлежащим образом. Свяжитесь с вашим дилером или государственным органом, чтобы узнать, где находится центр сбора отходов в вашем регионе.

 

Должны использоваться только смазочные материалы с обозначениями, определенными следующей организацией.

  • Общество автомобильных инженеров (SAE)
  • Американский институт нефти (API)
  • Национальный институт смазочных материалов (NLGI)
  • Association des Constructeurs Européens d’ Automobiles (Европейская ассоциация производителей автомобилей) (ACEA)

Сертификат API Service Grade

Используйте моторное масло, сертифицированное API. MOPAR® предлагает моторные масла, которые соответствуют этому требованию или превосходят его.

Вязкость по SAE

Класс вязкости по SAE используется для определения вязкости моторного масла. Используйте только моторные масла с несколькими уровнями вязкости. Они имеют двойной класс вязкости SAE, который указывает диапазон вязкости от холодного до горячего температурного диапазона. Выберите моторное масло, которое лучше всего подходит для вашего конкретного температурного диапазона. Рекомендуемую вязкость моторного масла для вашего автомобиля смотрите на крышке заливной горловины моторного масла.

Вязкость моторного масла (дизельные двигатели объемом 2,8 л)

Для автомобилей, оснащенных сажевым фильтром (DPF), используйте полностью синтетическое малозольное масло, соответствующее стандарту материалов Chrysler MS-11106.

Для автомобилей, не оборудованных сажевым фильтром, используйте полностью синтетическое масло, соответствующее стандарту материалов Chrysler MS-10725.

Категории ACEA

В странах, где используются европейские категории масел ACEA для заправочных масел, используйте моторные масла, соответствующие требованиям ACEA A1/B1, A2/B2 или A3/B3.

Energy Conserving Oil

Для бензиновых двигателей рекомендуется масло энергосберегающего типа. Обозначение ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ находится на этикетке емкости с моторным маслом.

Обозначение контейнера

Стандартные обозначения моторного масла были приняты для помощи в правильном выборе моторного масла. Идентификационные обозначения расположены на передней этикетке пластиковых бутылок с моторным маслом и на верхней части канистр с моторным маслом.

Этот символ означает, что масло сертифицировано Американским институтом нефти (API). Chrysler рекомендует только моторные масла, сертифицированные API. Используйте моторное масло Mopar® или его эквивалент.

Синтетические моторные масла

Ряд моторных масел рекламируются как синтетические или полусинтетические. Если вы решили использовать такой продукт, используйте только те масла, которые соответствуют стандарту вязкости Американского института нефти (API) и SAE. Следуйте графику обслуживания, который описывает ваш стиль вождения.

Присадки/добавки к моторному маслу

Производитель не рекомендует добавлять какие-либо присадки/добавки к моторному маслу к указанному моторному маслу. Присадки/добавки к моторному маслу не должны использоваться для улучшения характеристик моторного масла. Присадки/добавки к моторному маслу не следует использовать для увеличения интервалов замены моторного масла. Известно, что ни одна добавка не является безопасной для долговечности двигателя и может ухудшить компоненты выхлопных газов. Присадки могут содержать нежелательные материалы, которые наносят ущерб долговечности двигателей:

  • Удвоение уровня фосфора в моторном масле. Стандарты ILSAC (Международный комитет по утверждению стандартов смазочных материалов) GF-2 и GF-3 требуют, чтобы моторное масло содержало не более 0,10% фосфора для защиты характеристик выбросов транспортных средств.

    Comments |0|

    Legend *) Required fields are marked
    **) You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>
    Category: Разное