Ваз 2101 натяжка цепи: Регулировка цепи на ВАЗ 2101-ВАЗ 2107
Регулировка цепи на ВАЗ 2101-ВАЗ 2107
8 лет назад
Просмотров: 4275 просмотров
Добро пожаловать!
Порой регулировка натяжения цепи «Газо-Распределительных Механизмов» на данный момент это неотъемлемая часть автомобилей «классического» семейства. Цепь а вернее её натяжение регулируется при помощи двух вещей: с помощью болта коленвала, а так же при помощи натяжителя цепи. Когда цепь на автомобили ослабляется, появляется характерный стук в районе нахождения цепи который очень отчётливо слышен на холостых оборотах.
Примечание!
Для регулировки вам понадобятся следующие инструменты: во-первых пригодится накидной ключ, а во-вторых вам понадобится специальный ключ для прокручивания болта коленчатого вала. (Если специального ключа у вас нет, то в таком случае можно воспользоваться помощью головки «на 36»)
Краткое содержание:
- Дополнительный видео-ролик
Когда нужно регулировать цепь на ВАЗ 2101-ВАЗ 2107?
1) Если цепь ослабла и болтается.
2) Если при резком нажатие на педаль газа а так же при ее сбрасывание происходит дребезжание в двигателе.
Как отрегулировать цепь на ВАЗ 2101-ВАЗ 2107?
1) Для начала ослабьте гайку натяжителя цепи.
Примечание!
При отворачивание гайки, башмак натяжителя должен немножко перемещаться!
2) Если же башмак натяжителя цепи не перемещается, то освободите плунжер натяжителя, для этого:
1. Легонько ударьте молотком по гайке натяжителя.
3) Затем проверните болт коленчатого вала по часовой стрелки, до того пока он не начнет тяжело проворачиваться. (Обычно 1-го или же 1.5-ра оборота достаточно)
Примечание!
О том как нужно проворачивать болт коленчатого вала, см. в статье, «Установка поршня четвертого цилиндра в положение ВМТ» (Метки выставлять не обязательно!)
Установка:
1) До упора закрутите гайку натяжителя цепи.
Важно!
1) Если вы не уверены на 100% в то что цепь «ГРМ» на вашем автомобиле нуждается в регулировки, то в таком случае проверьте натяжение цепи! (О том как проверить натяжение цепи на автомобиле, см. в статье «Проверка натяжения цепи на ВАЗ 2101-ВАЗ 2107»)
Для новичков!
Вопрос: Как выглядит башмак натяжителя цепи?
Ответ:
Дополнительный видео-ролик:
Просмотрев видео-ролик который находится чуть ниже, вы поймёте для себя принцип регулировки цепи «ГРМ» который наглядно воспринимается очень просто. А время которое у вас уйдёт на регулировку, не составит выше «10 мин». Приятного вам просмотра:
Вам также может понравиться
Как натянуть цепь на ВАЗ 2101, замена успокоителя и натяжителя, инструкции с фото и видео
Цепной привод ГРМ на ВАЗовской «классике» хоть и считается надёжным, но и он по мере эксплуатации автомобиля нуждается в ремонте и замене элементов. О необходимости ремонта свидетельствуют характерные признаки, а работу можно провести своими руками без посещения автосервиса.
Содержание
ГРМ с цепным приводом на ВАЗ 2101
Успокоитель
Натяжитель
Цепь
Определение неисправности цепного механизма
Цепь шумит
Видео: стук цепи в двигателе ВАЗ «классика»
Перескочила цепь
Ремонт цепи ГРМ ВАЗ 2101
Замена успокоителя
Замена натяжителя
Замена башмака
Замена цепи
Видео: как поменять цепь на «классике»
Установка цепи по меткам
Видео: как выставить метки ГРМ на классических «Жигулях»
Регулировка натяжения цепи
Видео: натяжение цепи ГРМ на ВАЗ 2101
ГРМ с цепным приводом на ВАЗ 2101
На «копейке», как всех остальных моделях «классики», стоит цепной привод ГРМ. Механизм состоит из двухрядной металлической цепи и дополнительных элементов, обеспечивающих её натяжение и предотвращающих колебания. От целостности и исправности каждой детали механизма напрямую зависит слаженная работа мотора. Цепной привод соединяет коленчатый и распределительный вал и обеспечивает их синхронную работу. При вращении валов в движение приводятся поршни в цилиндрах двигателя, а также своевременно открываются и закрываются клапаны в головке блока цилиндров (ГБЦ).
Основными элементами привода ГРМ ВАЗ 2101 являются цепь, успокоитель, башмак, натяжитель и звёздочки
Успокоитель
Успокоитель выполняет функцию гашения колебаний цепи. Без него цепь может перескочить или слететь со звёздочек механизма газораспределения. При поломках успокоителя привод может попросту оборваться. Такая неприятность возможна при больших оборотах мотора. При обрыве цепи повреждаются поршни и клапаны, что требует дорогого ремонта. Поэтому за состоянием успокоителя нужно следить и своевременно выполнять его замену. Деталь представляет собой прочную металлическую пластину, на которой есть специальные отверстия для крепежа.
Успокоитель цепи гасит её колебания при работе мотора
Напротив успокоителя располагается башмак, который также отвечает за успокоение и натяжку цепи. Он изготовлен из специального полимерного материала, который наделяет деталь высокой износостойкостью.
Башмак натяжителя отвечает за натяжение цепи и гашение колебаний вместе с успокоителем
Натяжитель
Устройство натяжения цепного привода «копейки» предотвращает ослабление цепи при работе мотора. Элемент бывает нескольких видов:
- автоматический;
- механический;
- гидравлический.
Автоматические натяжители начали выпускать недавно, но в отношении этой детали уже можно отметить плюсы и минусы. Основным положительным моментом является отсутствие необходимости производить периодическую регулировку, т. е. привод постоянно находится в натяжении. Из минусов отмечают довольно быстрый выход из строя и высокую стоимость детали. К тому же, исходя из отзывов автолюбителей, автонатяжитель не очень хорошо натягивает цепь.
Работа гидравлических устройств основана на подаче масла под давлением от системы смазки мотора. При такой конструкции водителю нет надобности беспокоиться о периодической подтяжке цепи. Однако со временем деталь может давать сбои, которые проявляются в виде подклинивания механизма.
На ВАЗовской «классике» используется натяжитель механического типа. Деталь имеет существенный недостаток: со временем она засоряется мелкими частичками, плунжер подклинивает и устройство теряет способность производить натяжку.
Натяжитель цепи предназначен для постоянного удержания цепи в натянутом состоянии
Цепь
Одним из ключевых элементов цепного привода ГРМ является сама цепь, изготовленная из металла и имеющая определённое количество звеньев: на ВАЗ 2101 их 114.
По сравнению с ремённым приводом цепь более надёжна и имеет больший срок эксплуатации.Цепь считается более надёжным элементом по сравнению с ремнём
В зависимости от качества цепи и условий эксплуатации автомобиля её замена производится раз в 60–100 тыс. км. Бывают случаи, что деталь выхаживает и 200 тыс. км, но рисковать вряд ли стоит, потому что поломка цепи обернётся гораздо более дорогостоящим ремонтом, чем её своевременная замена.
Цепь подтягивают раз в 10 тыс. км даже при отсутствии признаков, свидетельствующих о провисании.
Определение неисправности цепного механизма
Привод ГРМ, оснащённый цепью, конструктивно расположен внутри двигателя. Чтобы определить состояние деталей этого механизма, необходимо частично разобрать мотор. О том, что с цепью либо элементами привода возникли неполадки, свидетельствуют характерные признаки.
Цепь шумит
Цепь может иметь разные виды шума:
- шум под нагрузкой;
- стук на прогретом двигателе;
- посторонние звуки на холодную;
- постоянный шум с металлическим характером.
Если мотор начал издавать звуки, нехарактерные для его нормальной работы, необходимо как можно раньше выяснить, какие проблемы возникли с цепным приводом, и устранить их.
Видео: стук цепи в двигателе ВАЗ «классика»
Комплектующие привода ГРМ могут преждевременно выйти из строя по следующим причинам:
- применение масла, не предусмотренного автозаводом, либо его несвоевременная замена;
- использование некачественных деталей;
- низкое давление смазки в моторе;
- несоблюдение регламента по ТО двигателя;
- низкое качество ремонта.
Часто цепь шумит из-за растяжения либо неполадок с натяжителем. Попытки натянуть её оказываются бесполезными, а работа мотора по звуку напоминает дизель. Звук чаще всего проявляется на холодном моторе при работе на холостых оборотах.
Цепь ГРМ со временем растягивается, поэтому её нужно периодически подтягивать и вовремя или заменять
Перескочила цепь
При больших пробегах транспортного средства цепь ГРМ растягивается. В результате она может попросту перескочить на другие зубья шестерён распредвала или коленвала. Возникновение этой проблемы возможно при повреждении деталей привода ГРМ. При перескоке цепи хотя бы на один зуб зажигание сильно смещается и работа двигателя становится неустойчивой (чихает, стреляет и т. п.). Для устранения неполадки потребуется проверить целостность деталей, а при выявлении повреждений произвести ремонт.
Ремонт цепи ГРМ ВАЗ 2101
На «Жигулях» первой модели цепной привод ГРМ состоит из нескольких элементов, от состояния которых зависит работа всего механизма в целом. Если какая-либо из этих деталей вышла из строя, ремонт нужно провести безотлагательно. Рассмотрим пошаговые действия по замене составных частей привода ГРМ на «копейке».
Замена успокоителя
Прежде чем приступить к выполнению ремонта, нужно позаботиться о подготовке соответствующих инструментов и материалов. Понадобятся:
- отвёртки;
- набор ключей;
- новый успокоитель цепи;
- крючок из проволоки.
После подготовки всего необходимого приступаем к ремонту в таком порядке:
- Открутив крепёж, снимаем короб воздушного фильтра.
Отвернув крепление крышки и корпуса воздушного фильтра, снимаем деталь с автомобиля
- Отворачиваем винты и демонтируем трос управления воздушной заслонкой карбюратора.
Для снятия троса подсоса нужно открутить винты крепления оболочки и самого троса
- Снимаем с крышки ГБЦ рычаг с тягой.
- Чтобы демонтировать крышку, откручиваем гайки головкой на 10 мм.
Клапанная крышка к ГБЦ крепится гайками на 10 мм, отворачиваем их
- Ключом на 13 мм отпускаем фиксатор натяжителя.
Чтобы ослабить цепь, нужно отпустить фиксатор натяжителя
- Отпускаем цепь, для чего длинной отвёрткой отжимаем башмак, надавливая на него.
Для удержания башмака в положении, при котором цепь будет ослаблена, используем отвёртку
- Удерживая башмак, закручиваем фиксатор натяжителя.
- Захватываем успокоитель цепи крючком за ушко.
Чтобы успокоитель после отворачивания крепежа не упал, захватываем его крючком из проволоки
- Откручиваем крепёжные болты успокоителя.
Успокоитель цепи крепится двумя болтами, откручиваем их
- Ключом на 17 мм прокручиваем звезду распредвала по часовой стрелке, ослабляем цепь и снимаем успокоитель.
Проворачивая распредвал, ослабляем цепь и снимаем успокоитель
- Новое изделие монтируем в обратном порядке.
Замена натяжителя
Устройство натяжения цепи на «классике» располагается в ГБЦ ниже патрубка системы охлаждения над помпой. Для замены детали используют те же инструменты, что и для ремонтных работ с успокоителем, но дополнительно понадобится ключ для проворачивания коленчатого вала. Действия сводятся к следующим шагам:
- Ключом на 10 мм выкручиваем крепёж натяжителя к ГБЦ.
Натяжитель крепится к ГБЦ двумя гайками, откручиваем их
- Вынимаем устройство вместе с прокладкой.
Извлекаем натяжитель из головки блока вместе с прокладкой
- Зажимаем деталь в тисках, отворачиваем фиксатор ключом на 13 мм.
- Проверяем состояние цангового зажима. Если лапки зажима повреждены, меняем натяжитель на новый.
Осматриваем натяжитель и при выявлении неисправностей заменяем его новым изделием
- Для обратной установки изделия утапливаем плунжер до упора и закручиваем гайку, а затем устанавливаем натяжитель в ГБЦ.
Для установки натяжителя на место необходимо утопить плунжер до упора и затянуть гайку
Замена башмака
Башмак меняется теми же инструментами, что и при работе с успокоителем. Ремонт проводят следующим образом:
- Снимаем защитную пластину поддона мотора.
Для снятия защиты поддона откручиваем соответствующие крепления
- Отпускаем гайку натяжения ремня генератора и стягиваем ремень.
Чтобы ослабить ремень генератора, нужно отпустить гайку
- Демонтируем вентилятор радиатора, открутив соответствующий крепёж.
- Срываем гайку шкива коленвала и откручиваем её.
Для откручивания гайки шкива коленвала используем специальный или газовый ключ
- Стягиваем шкив двумя руками.
- Отпускаем крепление нижней крышки двигателя (1) и выворачиваем три болта (2).
В передней части поддона ослабляем и откручиваем соответствующий крепёж
- Отворачиваем болты (1) и гайки (2) фиксации крышки ГРМ.
Крышка ГРМ удерживается шестью болтами и тремя гайками, которые нужно открутить
- Демонтируем крышку ГРМ с мотора.
Поддев крышку ГРМ отвёрткой, снимаем её
- Выворачиваем болт крепления башмака (2) и снимаем башмак.
Для снятия башмака нужно открутить соответствующий болт
- Установку нового изделия выполняем в обратной последовательности, после чего регулируем натяжение цепи.
Замена цепи
Цепь на «копейке» меняется такими инструментами:
- молоток;
- отвёртки;
- гаечные ключи;
- монтажная лопатка;
- кусок проволоки;
- ключ для проворачивания коленчатого вала.
После подготовки приступаем к разборке:
- Повторяем шаги по замене успокоителя до п.6 и башмака до п.8 включительно.
- Вращаем коленвал до совмещения метки на звезде распредвала с выступом на его корпусе. Риска, нанесённая на коленчатом валу, должна установиться напротив метки на крышке ГРМ.
При замене цепи нужно совместить метки на шкиве коленвала и крышке ГРМ, а также метки на звёздочке распредвала с отливом на корпусе подшипников
- Отгибаем края стопорного элемента на звезде распредвала.
Болт шестерни распредвала фиксируется шайбой, разгибаем её
- Включаем четвёртую передачу, затягиваем стояночный тормоз.
- Слегка отворачиваем болт, удерживающий звёздочку распредвала.
Болт ослабляем ключом на 17 мм
- Демонтируем успокоитель и башмак привода ГРМ.
- Отгибаем стопорную пластину, расположенную на звёздочке вспомогательных устройств.
На звёздочке вспомогательных устройств установлена стопорная шайба, которую также нужно разогнуть
- Откручиваем крепёж звёздочки вспомогательных устройств.
Для снятия шестерни вспомогательных устройств необходимо открутить болт
- Снимаем саму шестерню.
- Отворачиваем ограничитель.
- Выкручиваем крепление звезды распредвала.
- Приподнимаем цепь и извлекаем звёздочку.
Приподняв цепь, извлекаем шестерню
- Опускаем цепь и вынимаем её из двигателя.
- Проверяем совмещение меток звёздочки коленвала с риской на блоке двигателя.
Метка на звёздочке коленвала должна совпадать с меткой на блоке двигателя
Монтаж цепного привода осуществляют в таком порядке:
- Надеваем цепь на звезду коленвала и на шестерёнку вспомогательных устройств.
Цепь надевается на звезду коленвала и на шестерню вспомогательных устройств
- Монтируем шестерню на своё посадочное место и слегка вкручиваем болт.
Шестерню фиксируем болтом
- Сверху опускаем крючок из проволоки.
Опускаем крючок из проволоки в то место, где расположена цепь
- Поддеваем цепь и выводим её наверх.
Поддев цепь крючком, выводим её наверх
- Ставим цепь на шестерню вала ГБЦ, после чего монтируем звёздочку на сам вал.
- Проверяем совпадение меток друг с другом и натяжение цепи по всей её длине.
- Наживляем болт, удерживающий шестерню распредвала.
- Монтируем успокоитель и башмак на свои места.
- Устанавливаем ограничивающий палец.
Ограничивающий палец устанавливаем на место и затягиваем ключом
- Снимаем автомобиль с передачи, устанавливаем рычаг КПП на нейтраль и прокручиваем коленвал по ходу его вращения на 3 оборота.
- Проверяем соответствие меток на шестернях.
- Зажимаем гайку натяжителя.
- Включаем скорость и затягиваем крепёж всех шестерён.
- Оставшиеся детали монтируем в обратном порядке.
Видео: как поменять цепь на «классике»
Установка цепи по меткам
Необходимость в установке меток механизма газораспределения может возникнуть в процессе ремонта либо при сильном растяжении цепи. При несовпадении меток стабильная работа мотора нарушается из-за сдвига фаз. В этом случае требуется корректировка. Работу проводят следующими инструментами:
- набор отвёрток;
- ключ для вращения коленвала;
- набор ключей.
Для установки цепи по меткам понадобится стандартный гаражный набор инструментов
Процедуру выполняем согласно следующей инструкции:
- Демонтируем коробку воздушного фильтра и клапанную крышку с уплотнителем, открутив крепёж.
- Ослабляем фиксатор натяжителя, упираем отвёрткой в башмак и зажимаем гайку.
- Ключом на 38 мм или заводной ручкой проворачиваем коленвал, пока не совпадут метки на его шкиве и крышке ГРМ, при этом метка на звёздочке распредвала должна расположиться напротив выступа, отлитого на корпусе.
- При несовпадении какой-либо из меток включаем четвёртую скорость и разгибаем стопорную шайбу на звёздочке распредвала.
- Выкручиваем болт, демонтируем шестерню.
- Снимаем цепь со звёздочки и выставляем нужное положение (п.
3). После установки меток осуществляем обратную сборку.
Провернуть коленчатый вал можно накидным ключом на 38 мм
Видео: как выставить метки ГРМ на классических «Жигулях»
Регулировка натяжения цепи
Необходимость в подтяжке цепи может понадобиться при разных ситуациях:
- ремонт мотора;
- замена цепного привода;
- растяжение цепи.
Для работы потребуются следующие инструменты:
- ключи на 13 и 38 мм;
- плоская отвёртка;
- плоскогубцы.
Натяжение цепи состоит из нескольких шагов:
- Машину устанавливаем на ровную поверхность, включаем нейтраль, подставив под колёса упоры.
- Отворачиваем фиксатор натяжителя цепи, при этом будет слышен характерный щелчок.
- Ключом на 38 мм вращаем коленвал, совершая несколько оборотов.
- Вращение прекращаем при максимальном усилии и затягиваем гайку натяжителя.
Если крышка клапанов снята, определить натяжение цепи можно уперев в неё отвёрткой. Если цепь натянута нормально, то она будет жёсткой.
Натяжение цепи при снятой крышке клапанов можно проверить отвёрткой
Видео: натяжение цепи ГРМ на ВАЗ 2101
При появлении неполадок с приводом газораспределения на ВАЗ 2101 с поиском и устранением причины затягивать не стоит. Только так можно предотвратить более серьёзные проблемы. Чтобы выполнить ремонт цепного привода ГРМ, необязательно быть автомехаником со стажем. Достаточно подготовить необходимый инструмент и материалы, после чего следовать пошаговым инструкциям.
- Автор: Владимир Долженков
- Распечатать
Оцените статью:
(14 голосов, среднее: 3. 2 из 5)
Поделитесь с друзьями!
Drag Racing 1/4 мили раз
Вот один из Big Frank. Он возвращается на улицы (Мексики) для этого клипа. Пара умеренно модернизированных уличных автомобилей будет сражаться в формате ролл-рейсинга. Это будет весело! В правом ряду купе Cadillac ATS-V. В этом Caddy используется 3,6-литровый V6 с двойным турбонаддувом, развивающий мощность 464 л.с. и крутящий момент 445 фунт-фут. крутящего момента. Стандартное купе ATS-V может разгоняться от 0 до 60 миль в час за 3,9 секунды и преодолевать четверть мили за 12,9 секунды при скорости 192 мили в час. Этот автомобиль был модифицирован выхлопной трубой и 93-х октановая мелодия. Подробнее
ПОДРОБНЕЕ
Эти пикапы — полноприводные бегемоты. Тем не менее, они снуют по трассе, как профессиональные модники. Давайте поближе познакомимся с этими ковбойскими кадиллаками, которые примут участие в серии 1000-футовых драг-гонок. Ford F-150 2019 года оснащен 5,0-литровым двигателем V8 с наддувом мощностью 900 л.с., работающим в паре с 10-ступенчатой автоматической коробкой передач. Этот пример любимого грузовика Америки весит 5000 фунтов. Владелец требует длинный блок (койот) и VMP 2.9.-литровый вентилятор с интеркулером с ледяной ванной. F-150 имеет полный салон (с кондиционером) и радиальные тормоза. На другой полосе находится Подробнее
ПОДРОБНЕЕ
Бригада Engine Builder направилась на трассу Summit Midwest Drags в Айова-Сити, штат Айова. Они не нашли много солнечного света. Однако они столкнулись с Брентом Синклером и его боссом на Chevrolet Camaro SS 1999 года выпуска. Под капотом они нашли свой двигатель недели. Подготовленный TKM Performance (Дентон, Северная Каролина) большой двигатель представляет собой 6,0-литровый LSX с диаметром цилиндра 4,160 дюйма и стандартным ходом. Коленчатый вал — от Callie’s Magnum, шатуны — от Callie’s Ultra Enforcers, а поршни Wiseco изготовлены по индивидуальному заказу. Головки цилиндров от Trick Flow. Имеют титановый впуск Подробнее
ПОДРОБНЕЕ
Держитесь крепче, потому что сегодня вечером мы отправимся на улицы с большим Фрэнком. Он устроил гонку (в Мексике) между парой слегка модифицированных уличных автомобилей с механической коробкой передач. Фрэнк будет привязывать свою камеру к лобовому стеклу и пускать этих лошадей. Первый автомобиль — легендарный Ford Mustang Shelby GT350. Он поставляется с завода с безнаддувным 5,2-литровым двигателем V8, который может генерировать 526 л.с. и 429 фунт-футов. крутящего момента. Этот автомобиль имеет 6-ступенчатую механическую коробку передач и весит 3760 фунтов. Модификации включают пакет для удаления кота и E85 Подробнее
ПОДРОБНЕЕ
Bugatti Divo против Tesla Plaid! Я направляюсь в Дубай и получаю невероятный прием от группы Super Cars Majilis с приглашением на частную аренду дрэг-стрипа в Yas Marina Drag Way.
ПОДРОБНЕЕ
Реднек Джерри собирается рассказать о своем бюджетном пикапе Chevrolet S10. Джерри — водитель грузовика из Кентукки, который любит быстро ехать по прямой. Он построил этот грузовик для гонок на трассе на восьмую и четверть мили. Устройтесь поудобнее и расслабьтесь, пока Реднек Джерри рассказывает подробности этого любовного труда. Начнем с двигателя, это 6,0-литровый железный блок LQ4 с почти штатными внутренними компонентами. Коленчатый вал был заменен кривошипом от 5,3-литрового LS, который был недавно обработан. Стандартные шатуны представляют собой двутавровые балки из порошкового металла и Подробнее
ПОДРОБНЕЕ
В жаркие осенние дни в Огайо команда Street Racing Channel (SRC) снова в деле. Билли Th4KID держит суд с парой гонок на злобу в календаре этого вечера. Он будет управлять «Очень странными делами», своим последним проектом, стильным мустангом Fox Body. Mustang 1985 года оснащен стандартным (нижним) 5,0-литровым двигателем V8 с набором головок цилиндров Trick Flow объемом 170 куб. См и распределительным валом Trick Flow Stage 2. Билли также использует 150-сильный напиток от Nitrous Express. Топливо подает карбюратор ATM Innovation мощностью 750 кубических футов в минуту. Коробка передач стандартная Подробнее
ПОДРОБНЕЕ
Еще одна качественная продукция This vs That. На этот раз они нашли пару конкурентов, у которых очень мало общего. Давайте посмотрим поближе? Lamborghini Huracan 2016 года был модернизирован двойным турбо-китом Elite от Sheepy Race. Он способен развивать мощность около 1500 л.с. (при давлении наддува 21 фунт на квадратный дюйм) и весит 3800 фунтов. Стандартный двигатель — 5,2-литровый V10, а трансмиссия — 7-ступенчатая автоматическая коробка передач с двойным сцеплением. Huracan — полноприводная машина со средним расположением двигателя. 1993 Toyota Pickup немного сложнее. Здесь нет стокового двигателя. Подробнее
ПОДРОБНЕЕ
Натяжитель цепи для автомобиля
Механизм газораспределения двигателя предназначен для своевременной подачи топливной смеси и отработавших газов в цилиндры двигателя. Клапанный механизм приводится в действие вращением коленчатого вала. В этом случае крутящий момент от коленчатого вала передается к распределителю с помощью ремня или цепи. Это зависит от модели автомобиля. Но, как правило, на большинство современных автомобилей устанавливают зубчатый ремень. Цепь ГРМ устанавливается на более ранние модели, например ВАЗ-2101-07. В отличие от ременной передачи, цепная передача более надежна, но имеет свои недостатки, один из которых – повышенный шум механизма распределителя при ослабленном приводе.
Назначение натяжителя ремня ГРМ
Для обеспечения нормальной работы такого элемента привода, как цепь, в конструкции двигателя установлены натяжители цепи. За время эксплуатации автомобиля приводная цепь привода распредвала и его натяжитель выходят из строя довольно редко, но все же случается.
Часто цепь просто растягивается, в этот момент в моторе появляется шум в районе хомута. При разрыве или пробуксовке цепного привода может произойти более серьезная поломка двигателя, которая повлечет за собой дорогостоящий ремонт. Чтобы этого не допустить, важно следить за состоянием привода и своевременно обслуживать натяжитель цепи ГРМ.
Особенности механизма натяжного механизма
Рассмотрим конструкцию на примере автомобиля ВАЗ седьмой модели. Машина имеет тянущее устройство плунжерного типа. Необходимая степень натяжения обеспечивается плунжером с пружиной.
Работа этого устройства следующая — под действием давления пружины оно выходит из своего посадочного места и упирается в башмак натяжителя цепи. Таким образом, деталь продавливает башмак до момента, когда она встречает сопротивление зажима. Благодаря действию мощной пружины исчезает провисание привода и возникает натяжение. В этом случае после регулировки натяжения плунжер механизма блокируется сухарем. При длительной эксплуатации автоцепь постепенно растягивается, и ее необходимо повторно натянуть. Для этого отверните контргайку замка плунжера, после чего пружина снова сделает выборку люфта.
Натяжители цепи этого типа имеют один существенный недостаток.
А именно — возможность попадания мелких частиц сора в седло плунжера, при этом увеличивается вероятность его заклинивания в корпусе. Устраняют такую неисправность, постукивая по корпусу механизма гаечным ключом, иногда помогает такой способ ремонта. Если корпус натяжителя поврежден, его необходимо заменить.
Проводить периодическую операцию по устранению провисания элемента привода не всегда удобно, и чтобы избавиться от этой процедуры, автолюбители часто устанавливают автоматический натяжитель цепи, который самонатягивается при втягивании цепи. Особенности конструкции такого устройства исключают возможность его заклинивания.
Устройство и работа автоматического механизма
Деталь этого типа оснащена храповым механизмом, благодаря которому автоматически устраняется провисание цепи по мере ее растяжения. Натяжитель состоит из корпуса и подпружиненной собачки храпового механизма. Он также оснащен подпружиненной зубчатой планкой. Зубья на планке имеют наклон в одну сторону, а их шаг составляет один миллиметр.
Принцип работы
В зависимости от степени провисания прижимная пружина механизма воздействует на зубчатую планку, а она в свою очередь — на башмак натяжителя цепи. При этом возврат штанги в исходное положение невозможен из-за собачки храпового устройства.
Собака попадает между зубами перекладины и не дает ей двигаться назад. Таким образом, пружина постоянно воздействует на планку и натягивает цепь, а храповой механизм не дает ослабевать.
Замена натяжителя цепи
Вы можете произвести замену дома. Достаточно лишь иметь набор инструментов и соответственно новый натяжной элемент. Это устройство находится снаружи картера двигателя, под водяным насосом. Для ремонтных работ потребуются слесари и рожковые ключи на десятку и тринадцать.
Демонтаж устройства
Ставим машину на ровную поверхность и стояночный тормоз. Для того, чтобы снять натяжитель цепи ВАЗ’а, не нужно ничего снимать с двигателя. Достаточно просто открутить крепежные гайки этого приспособления и достать его. При этом нужно следить за тем, чтобы не повредить прокладку.
Установка нового устройства
Если механизм плунжерного типа, то перед его установкой на двигатель необходимо сбросить плунжер в корпус.
Для выполнения этой операции натяжители цепи аккуратно зажимаются в тисах. Затем ключом на 13 дюймов ослабьте контргайку. После этого под действием пружины механизм выдвинется из корпуса. Чтобы отодвинуть его назад, из тиса достается натяжитель. Удерживая деталь в руке, второй рукой вдавите плунжер в корпус и, удерживая его в этом положении, затяните контргайку. После этого можно установить механизм управления на двигатель. Чтобы элемент работал и затягивался, ослабьте гайку, а затем затяните ее.
Меняем колодку натяжителя цепи ВАЗ’а
Менять колодку немного сложнее, чем сам натяжитель. Здесь помимо демонтажа самого механизма дополнительно необходимо снять шкивы шестерен газораспределения, расположенных в передней части силового агрегата.
Затем потребуется снять защитный металлический кожух привода, шестерни приводного распредвала и вала вспомогательных механизмов. Только после того, как работы по демонтажу выполнены, можно приступать к снятию обуви. Несмотря на тип системы питания двигателя, существенной разницы в сроках замены натяжители цепи не имеют.
Установка автоматического натяжителя
При принятии решения о замене штатного устройства на более современное снятие первого следует действовать, как описано выше. На примере «семерки» можно отметить, что на двигатель может быть установлено устройство автоматической регулировки цепи. Очень хорош для этой цели натяжитель цепи «Пилот». Как правило, этот механизм продается уже с вставленным в корпус рабочим штоком, который имеет фиксацию (штифт) на лицевой стороне устройства. Для начала необходимо установить автомат на двигатель, что происходит аналогично установке штатного контроллера.
После установки нужно вытащить пассатижами стопорный штифт, и пружина прижмет планку. Затем в торцевую часть корпуса вкрутите болт, препятствующий выпадению пружины. Часто этот болт идет в комплекте с натяжным устройством.
Как видите, процессы замены и установки разных видов натяжителей не сильно отличаются по последовательности выполнения, и произвести ремонт можно самостоятельно.
Натяжитель ВАЗ-21213
Раньше автомобили этой модели оснащались двигателями с натяжителями, в конструкции которых была предусмотрена пружина. В настоящее время эти модели оснащены гидравлическим приводом натяжителей. Шток плунжера устройства приводится в движение давлением масла. Этот тип устройства также является полностью автоматическим и не требует вмешательства человека для регулировки степени натяжения зажима.
Но, как и любая деталь машины, гидронатяжитель цепи («Нива» не исключение) в процессе эксплуатации может засориться и повредиться, и его придется заменить.
Процесс снятия осуществляется как и на всех автомобилях ВАЗ до седьмой модели, с одним лишь отличием — необходимостью снятия трубки подачи гидравлического масла, подача которой идет с торца детали. Чтобы потом масло не вытекало из патрубка, его нужно заткнуть куском тряпки или подходящим болтом.