Что такое в автомобиле адсорбер: Адсорбер в автомобиле, что это такое и для чего он нужен?
Автомобильный адсорбер: конструкция, функции, признаки неисправности — Иксора
Работа адсорбера (или абсорбера) позволяет автомобилю соответствовать требованиям экологических стандартов ЕВРО, согласно которым, углеводородные испарения бензина не должны попадать в атмосферу. Адсорбер (лат. sorbeo – «поглощаю») улавливает выходящие из бака пары бензина и нейтрализует их. В этой статье мы рассмотрим функции абсорбера в автомобиле, его строение и признаки неисправности.
Для чего необходимо использование адсорбера в автомобиле?
Современные экологические нормы (стандарты ЕВРО) не допускают попадание паров бензина в атмосферу, так как этот процесс, при массовом распространении, способствует сильному загрязнению окружающей среды. В соответствии с требованиями экологических стандартов, в автомобили устанавливаются специальные фильтры, способные улавливать легкие углеводороды, — адсорберы.
Адсорбер в автомобиле – не только дань экологии. Фильтрующий элемент защищает также водителя и пассажиров в салоне автомобиля от воздействия химических веществ, так как вдыхать испарения бензина – вредно для любого живого организма.
Перечисленные причины делают установку системы фильтрации паров бензина обязательными для каждого автомобиля.
Принцип работы автомобильного адсорбера
Принцип работы автомобильного адсорбера достаточно прост:
— пары топлива поднимаются вверх по топливному баку и направляются в сепаратор, который частично возвращает их обратно в топливный бак в виде конденсата. Оставшаяся часть паров проходит дальше в адсорбер, где происходит их накапливание при неработающем двигателе авто. Как только мотор запускается, начинается процесс продува, – электромагнитный клапан открывается и соединяет адсорбер с впускным коллектором или дроссельным узлом. Таким образом, пары бензина смешиваются с входящим воздухом, переходят во впускной коллектор и после в цилиндры бензина, где дожигаются вместе с топливно-воздушной смесью.
Клапан адсорбера является ключевым элементом в работе узла, так как большинство неполадок, которые могут произойти в работе адсорбера, чаще всего связаны с работой именно этого клапана. Поломка клапана адсорбера приводит к тому, что при запущенном двигателе не начинается продув полости адсорбера, а также не сбрасывается давление бака. Все это ведет к неприятным последствиям для автомобиля.
Признаки неисправности клапана адсорбера:
- появляются плавающие обороты на прогретом двигателе;
- автомобиль начинает глохнуть на холостых оборотах;
- автомобиль не развивает ускорение должным образом;
- сбоит сигнальный датчик топливного бака;
- при заправке автомобиля появился свист при открытии бака;
- повышенный расход топлива;
- на холодную появился стук.
При появлении пересиленных симптомов, необходимо в обязательном порядке провести осмотр клапана и, при необходимости, заменить. Также обращайте внимание на состояние фильтрующего элемента, — если он забит, газы не будут проходить, что также влечет за собой сбои в работе узла.
Купить необходимое для замены адсорбера вы можете в магазине IXORA. Квалифицированные менеджеры обязательно помогут сделать правильный выбор, ответят на все ваши вопросы. Обращайтесь, это выгодно и удобно.
Производитель | Номер детали | Наименование | Применяемость* |
---|---|---|---|
DENSO | DOX0106 | Лямбда-зонд DENSO | LEXUS LS |
DENSO | DOX0109 | Лямбда-зонд DENSO | SUZUKI SWIFT |
DENSO | DOX0110 | Лямбда-зонд DENSO | LEXUS LS |
DENSO | DOX0114 | Лямбда-зонд DENSO | AUDI A4 |
DENSO | DOX0125 | Лямбда-зонд DENSO | AUDI 100 |
DENSO | DOX0119 | Лямбда-зонд DENSO | AUDI Q7 |
DENSO | DOX0120 | Лямбда-зонд DENSO | ALFA ROMEO 145 |
DENSO | DOX1371 | Лямбда-зонд DENSO | FORD FIESTA |
DENSO | DOX0307 | Лямбда-зонд DENSO | SUBARU FORESTER |
DENSO | DOX0343 | Лямбда-зонд DENSO | MITSUBISHI OUTLANDER |
DENSO | DOX0351 | Лямбда-зонд DENSO | FIAT SEDICI |
DENSO | DOX0238 | Лямбда-зонд DENSO | LEXUS GS |
DENSO | DOX0261 | Лямбда-зонд DENSO | TOYOTA PREVIA |
DENSO | DOX0306 | Лямбда-зонд DENSO | SUBARU IMPREZA |
DENSO | DOX1409 | Лямбда-зонд DENSO | HONDA ACCORD V |
DENSO | DOX0237 | Лямбда-зонд DENSO | TOYOTA YARIS |
DENSO | DOX2004 | Лямбда-зонд DENSO | FORD C-MAX I |
DENSO | DOX0111 | Лямбда-зонд DENSO | TOYOTA COROLLA |
* Применяемость деталей конкретно для Вашего автомобиля уточняйте у менеджеров по телефону: 8 800 555-43-85 (звонок по России бесплатный).
Полезная информация:
- Все что нужно знать о лямбда-зонде: функции, ресурс, неисправности, вопрос замены
- Выхлопная система: основные элементы и принцип работы
Получить профессиональную консультацию при подборе товара и подробную информацию по всем интересующим Вас вопросам можно позвонив по телефону — 8 800 555-43-85 (звонок по России бесплатный).
для чего нужен, принцип работы, система улавливания паров бензина, Evap
Адсорбер предназначен для задерживания паров горючего, которые при работе автомобиля неизбежно сталкиваются с молекулами кислорода. Такие соединения при контакте с воздухом повышают свою токсичность. Поэтому во многих странах законодательно определено, что адсорбер должен монтироваться в конструкцию транспортного средства еще на этапе сборки.
Содержание:
- Адсорбер: что такое
- Зачем нужен адсорбер в автомобиле
- Принцип работы адсорбера автомобиля
- Система Evap
Адсорбер: что такое
Когда двигатель машины включен, все пары бензина направляются в топливные магистрали одновременно с самой горючей жидкостью. Когда же моторный узел находится не в активном состоянии, пары бензина попадают из бензобака в воздух, образуя опасное для экологии сочетание. Именно для нейтрализации таких газов и устанавливается адсорбер.
Адсорбер системы улавливания паров бензина позволяет защитить салон автомобиля от едкого запаха бензина, что увеличивает комфортность поездки.
Если авто оснащено улавливателем, то оно может быть отнесено к классу экологической безопасности Евро-2.
Опасность особенно представляют альдегидные органические соединения, арены, этиленовые углеводороды и парафины с минимум 10 атомами углерода в 1 молекулярной структуре.
Зачем нужен адсорбер в автомобиле
С технологической точки зрения, наличие или отсутствие адсорбера никак не влияет на мощность или КПД двигателя. Однако в мире продолжают ужесточаться экологические стандарты, регламентирующие токсичность как автомобильных выхлопов, так и других соединений, образующихся вследствие использования транспортных средств.
В этой связи адсорбер является простым решением проблемы снижения вредоносности образующихся химических соединений. Его назначение – снизить опасность паров по отношению к окружающей среде и здоровью водителя и пассажиров. Кроме того, отзывы автолюбителей утверждают, что при установленном устройстве происходит экономное расходование горючего состава.
Если вспомнить марки отечественного автопрома возрастом 15-20 лет или любые автомобили из 1990-х, оснащенные карбюратором, то езда на таких машинах постоянно сопровождалась неприятным запахом в салоне. Все это – следствие попадание паров бензина в пространство вне топливного отсека. Постоянный «аромат» вызывал головокружение и иногда – тошноту. На современных авто с предустановленным адсорбером таких проблем нет.
Принцип работы адсорбера автомобиля
Когда моторный узел машины находится во выключенном состоянии, пары бензина тут же начинают подниматься от поверхности. Они покидают топливный отсек и захватываются сепаратором. Если выпадает конденсат, то он попадает обратно в отсек. Некоторый объем паров преодолевает сепаратор и попадает в адсорбер. Там происходит накопление тяжелых углеводородов. Фильтры, монтированные в устройство, снижают их воздействие на окружающую среду.
Для чего нужен адсорбер при заведенном моторе? Он обеспечивает перемещение вредных паров во впускные магистрали и далее – в цилиндро-поршневую конструкцию. Пары сгорают вместе с жидким топливом во время работы двигателя.
Механизм улавливания паров бензина также включает в себя клапан гравитации, который в форс-мажорной ситуации не позволяет опасной горючей жидкости вытечь в свободное пространство.
В качестве сырья для фильтров адсорбера используются следующие вещества:
- уголь – самый распространенный вариант;
- натуральные излившиеся пористые породы;
- силикагель, полученный из перенасыщенных растворов мало растворимых в воде кремниевых кислот путем обработки специальной сушильной техникой;
- силикаты естественного и искусственного происхождения, в ионную структуру которых входят кремний и алюминий.
Система Evap
Evap – это комплексная система для улавливания и нейтрализации опасных паровых соединений горючего. Ее частью и является адсорбер одновременно с:
- клапаном продувки электромагнитного типа;
- заправочным клапаном электромагнитного типа;
- датчиком давления в топливном отсеке;
- сепаратором паров бензина;
- клапаном вентиляционным;
- датчиком давления адсорбера и насосом.
Функции Evap те же – не дать парам бензина контактировать с воздухом или прямыми солнечными лучами. Вспомогательно, Evap с помощью насоса ищет места утечек топливной жидкости в открытое пространство.
Система работает по принципу изменения давления. Например, когда происходит залив горючего в отсек топлива, повышенное давление провоцирует открытие заправочного клапана, что обеспечивает направление вредных паров сразу в адсорбер. Машину покидает уже обработанный, нейтрализованный объем паров.
#Автомобиль
Статьи по теме
Марки бензина в СССР за весь период и стоимость бензина#Бензин#Автомобиль 9186 просмотров
Как заправиться до полного бака на автоматической АЗС, самообслуживания, сколько литров помещается в бак#АЗС#Автомобиль 6974 просмотра
Кому принадлежит Лукойл: чья компания Лукойл?#Автомобиль#АЗС 6720 просмотров
Раскоксовка двигателя без разборки: что это, чем лучше делать (керосином, водородом, Лавр, Валера)#Автомобиль 5203 просмотра
Что такое АЗС, ТРК, СУГ, КПГ#Автомобиль#АЗС 3914 просмотров
Устройство автомобиля: двигатель внутреннего сгорания, трансмиссия, ходовая часть, рулевое управление, тормозная система, электрооборудование#Автомобиль 2833 просмотра
Адсорберы NOx
Адсорберы NOxВ. Адди Маевски
Это предварительный просмотр статьи, ограниченный некоторым исходным содержанием. Для полного доступа требуется подписка DieselNet.
Пожалуйста, войдите под номером , чтобы просмотреть полную версию этого документа.
- Применение адсорбера NOx
Abstract : Системы адсорбент-катализатор NOx были разработаны для контроля выбросов NOx из бензиновых двигателей с частичным сжиганием обедненной смеси и дизельных двигателей. Адсорберы, встроенные в слой катализатора, химически связывают оксиды азота при работе двигателя на обедненных смесях. После насыщения емкости адсорбера система регенерируется в период работы двигателя на обогащенной смеси, а выделяющиеся NOx каталитически восстанавливаются до азота. Адсорберы NOx также требуют периодической десульфатации для удаления серы, содержащейся в их покрытии.
- Введение
- Концепция адсорбера NOx
- Термины и определения
- Активные адсорберы NOx
- Принцип действия
- Химические реакции
- Каталитические системы
- Эффективность преобразования
- Регенерация
- Эффекты серы
- Интеграция с дизельным двигателем
- Пассивные адсорберы NOx
- Обзор
- Каталитические системы
- Производительность
Концепция адсорбера NOx
Концепция адсорберов NOx была разработана на основе химии кислотно-щелочного покрытия. Он включает в себя накопление NOx на покрытии каталитического нейтрализатора в условиях обедненного выхлопа и выброс при работе на обогащенной смеси и/или при повышенных температурах. В зависимости от стратегии выброса NOx системы адсорбции NOx можно классифицировать как:
- Активные адсорберы NOx или
- Пассивные адсорберы NOx.
В активных адсорберах NOx накопленные NOx периодически высвобождаются — с типичной частотой примерно один раз в минуту — в течение короткого периода работы с обогащенным соотношением воздух-топливо, называемого регенерацией адсорбера NOx . Высвобожденный NOx каталитически преобразуется в азот в процессе, аналогичном процессу, происходящему на трехкомпонентных катализаторах (TWC) для стехиометрических бензиновых двигателей. Обычно трехкомпонентные катализаторы неактивны в преобразовании NOx в условиях бедных выхлопных газов, когда в выхлопных газах присутствует кислород. Благодаря чередованию фаз накопления обедненной смеси и фаз обогащения и преобразования, применимость трехкомпонентного катализатора была расширена для двигателей, работающих на обедненных смесях.
Эта технология была впервые коммерциализирована на бензиновых двигателях с непосредственным впрыском топлива (GDI), а затем на дизельных двигателях малой грузоподъемности примерно в 2007/2009 годах (США Tier 2, Euro 5). Системы адсорбции NOx также были внедрены для контроля содержания NOx в стационарных газовых турбинах [1298] . Активные адсорберы NOx практически не нашли применения в двигателях большегрузных грузовиков из-за снижения эффективности снижения NOx при более высоких температурах выхлопных газов.
В двигателях малой грузоподъемности — при все большем внимании к выбросам при эксплуатации вне циклов лабораторных испытаний и требованиях к испытаниям на выбросы при реальном вождении (RDE), которые вступили в силу в ЕС в 2017 г. — использование активных адсорбентов NOx в качестве основных автономных технология последующей обработки для контроля над выбросами NOx значительно устарела. Тем не менее, «неполный рабочий день» активные адсорберы NOx (или многофункциональные адсорберы NOx/катализаторы DOC) по-прежнему используются для контроля выбросов NOx при холодном пуске/низких температурах во многих дизельных двигателях малой грузоподъемности с системами SCR мочевины. Моноблочный, активно регенерируемый адсорбер NOx используется во время холодного пуска, а когда температура выхлопных газов повышается, NOx восстанавливается катализатором SCR с использованием мочевины. Эта и другие конфигурации систем выбросов с адсорберами NOx обсуждаются в разделе Применение адсорберов NOx.
Пассивные адсорберы NOx (PNA) — более простой, но менее зрелый вариант технологии — поглощают NOx во время холодного пуска автомобиля и выделяют его при повышении температуры выхлопных газов — без глубокой регенерации — для преобразования в нижестоящий каталитический нейтрализатор NOx. Следовательно, пассивные адсорберы NOx (или ловушки) не являются отдельной технологией контроля выбросов NOx — скорее, их можно использовать с последующей обработкой мочевиной-SCR для улучшения низкотемпературных характеристик системы. Первая демонстрация технологии PNA была проведена компанией Cummins на их 2,8-литровом дизельном двигателе US Tier 2 Bin 2, разработанном в рамках проекта 9 Министерства энергетики США ATLAS. 0070 [2872] . Пассивные адсорберы NOx также рассматривались для дизельных двигателей большой мощности, соответствующих калифорнийским и другим стандартам с низким содержанием NOx порядка 0,05–0,02 г/л.с.-ч [3265] .
Другие понятия. Метод, называемый селективной рециркуляцией NOx (SNR) [348] , был ранней концепцией системы адсорбера NOx без каталитического восстановления NOx. В концепции SNR два адсорбера NOx устанавливаются параллельно в выхлопной системе. Регулирующие клапаны позволяют переключать поток газа, поэтому каждый из адсорберов попеременно работает в режимах адсорбции и десорбции. В режиме десорбции газ, несущий NOx, из адсорбера рециркулирует во всасываемый воздух двигателя. Таким образом, десорбированные NOx могут быть уменьшены за счет реакций в цилиндрах во время сгорания. Стратегия регенерации адсорбера SNR не была продемонстрирована. В опытах с кормлением NO/NO 2 из баллонов в воздухозаборное отверстие дизельного двигателя, т. е. без учета работы адсорбера, была достигнута эффективность снижения NOx на 60 %.
Термины и определения
Разные авторы используют разные термины при обсуждении (активных) адсорберов NOx, например:
- Катализатор адсорбера NOx (NAC),
- Ловушка бедных NOx (LNT),
- ловушка DeNO x (DNT),
- Катализатор для хранения NOx (NSC) или Катализатор накопления/восстановления NOx (NSR)
- .
Все эти названия являются синонимами, описывающими одну и ту же технологию контроля выбросов. С другой стороны, термин обедненный катализатор NOx относится к селективному каталитическому восстановлению NOx углеводородами — совершенно другой технологии, которую не следует путать с адсорберами NOx.
Пассивный адсорбер NOx также упоминается как низкотемпературный адсорбер NOx (LTNA) — термин, предложенный исследователями из Ford [3756] .
Мы также должны ввести некоторые основные определения, относящиеся к процессу адсорбции (эти термины путают в некоторой литературе по адсорберам NOx):
- Адсорбция — процесс, при котором атомы или молекулы перемещаются из объемной фазы (обычно газообразной, но также и жидкой) на твердую или жидкую поверхность (например, очистка газа с использованием активированного угля). Оно отличается от поглощения, когда молекулы перемещаются в объем другой фазы, например, когда молекулы газа растворяются в жидкости. Термин сорбция охватывает как адсорбцию, так и абсорбцию, тогда как десорбция представляет собой обратный процесс.
При более низких температурах адсорбция обычно вызывается межмолекулярными силами; тогда это называется физическая адсорбция . При более высоких температурах, примерно выше 200°C, энергия активации доступна для образования химических связей; если такой механизм преобладает, то процесс называется хемосорбцией .
- Адсорбент — адсорбирующий материал, например активированный уголь. Родственный термин сорбент относится как к адсорбции, так и к абсорбции. В технологии адсорбции NOx оксид бария является обычным (ад)сорбентом.
- Адсорбат — адсорбированное вещество. Родственный термин сорбат относится как к адсорбции, так и к абсорбции. В случае адсорберов NOx (ад)сорбат представляет собой оксиды азота.
###
Применение адсорбера NOx
Применение адсорбера NOxВ. Адди Маевски
Это предварительный просмотр статьи, ограниченный некоторым исходным содержанием. Для полного доступа требуется подписка DieselNet.
Пожалуйста, войдите под номером , чтобы просмотреть полную версию этого документа.
Abstract : Применение адсорберов NOx в основном ограничивалось легковым транспортным средством, сертифицированным для шасси. Адсорберные системы NOx также были разработаны для двигателей большой мощности, но очень немногие системы когда-либо продавались. Адсорберы NOx в активной или пассивной конфигурации также могут использоваться в качестве вспомогательных устройств для контроля выбросов при холодном пуске в системах с последующей обработкой мочевиной-СКВ.
- Введение
- Конфигурации
- Дизельные двигатели малой грузоподъемности
- Дизельные двигатели большой мощности
Катализаторы-адсорберы NOx (NAC), также называемые ловушками бедных NOx (LNT), являются коммерческой технологией снижения выбросов NOx на легковых автомобилях примерно с 2000 года. стратегии послойного впрыска), чтобы контролировать выбросы NOx во время работы на обедненной смеси за пределами окна A/F трехкомпонентного каталитического нейтрализатора (TWC). Несколько лет спустя последовали дизельные приложения — технически более сложные из-за необходимости обогащения смеси во время регенерации NAC; Адсорберы NOx были установлены на некоторых моделях автомобилей с дизельным двигателем Tier 2 в США, а также на нескольких моделях автомобилей стандарта Euro 5/6 в Европе.
В какой-то момент были предприняты значительные усилия по разработке каталитических систем адсорбентов NOx для тяжелых условий эксплуатации. Это развитие было в значительной степени обусловлено стандартами выбросов Агентства по охране окружающей среды США 2007/2010 для большегрузных дорожных двигателей — на момент принятия этого правила Агентство по охране окружающей среды не считало SCR на мочевине жизнеспособной технологией контроля NOx из-за проблем с отсутствие инфраструктуры карбамида и возможность вмешательства в работу систем СКВ (например, работа без раствора карбамида). Вместо этого агентство полагало, что стандарты выбросов США 2007 года будут соблюдены при использовании адсорбентов NOx в качестве основного метода снижения содержания NOx на большегрузных дизельных грузовиках и автобусах.
Несмотря на усилия в области НИОКР, надежные системы адсорбции NOx для двигателей большой мощности не были разработаны (что привело к использованию технологии SCR на основе мочевины в двигателях грузовиков и автобусов США 2010 г. и более поздних). Основная проблема заключалась в диапазоне рабочих температур адсорбера NOx. В адсорберах на основе Ba (и Ba остается наиболее подходящим адсорбентом) накопленные NOx высвобождаются при более высоких температурах, даже в обедненных условиях, что приводит к снижению конверсии NOx. В старых адсорберах NOx конверсия NOx имеет тенденцию к быстрому снижению при температурах выше приблизительно 380°C. Как видно из рисунка 1 [3116] , температура выхлопных газов выше 380°C (показана синим цветом на диаграмме) обычно наблюдается при работе дизельного двигателя с высокой нагрузкой. В тяжелых условиях, с высокотемпературными циклами испытаний, а также при испытаниях NTE в случайных рабочих точках вне испытательного цикла катализатор восстановления NOx должен оставаться активным как минимум до 450-500°C.
Рисунок 1 . Температура выхлопных газов в дизельном двигателе большой мощности в зависимости от частоты вращения двигателя и нагрузки2007 Cummins ISL 8.9L дизельный двигатель, DPF-температура на выходе
Применение адсорбентов NOx в качестве «автономной» технологии снижения выбросов NOx в основном ограничивалось легкими установками, которые сертифицированы по выбросам в ходе циклов испытаний с низкой и средней нагрузкой, включая NEDC и FTP-75. Эта технология кажется особенно подходящей для сертифицированных шасси легковых автомобилей с относительно высоким соотношением мощности двигателя и массы автомобиля, что обеспечивает относительно низкие температуры выхлопных газов во время сертификации, когда конверсия NOx является самой высокой [3238] .