Ваз 2109 ручной тормоз: Ручной тормоз на ВАЗ 2109: регулировка и замена своими руками, проверка состояния

Ручной тормоз на ВАЗ 2109: регулировка и замена своими руками, проверка состояния

Содержание:

  1. Конструкция

  2. Регулировка или замена

  3. Проверка состояния

  4. Меньше работы — дольше эксплуатация?

Ручной тормоз способствует удержанию автомобиля на одном месте при длительных стоянках. Также он требуется для экстренного, аварийного торможения.

Использовать ручник для популярного среди молодых водителей дрифта настоятельно не рекомендуется.

Вид из салона

Конструкция

Система ручного тормоза (РТ) на автомобилях ВАЗ 2109 достаточно простая. Она включает в себя два основных узла:

  • Тормозные устройства для задних колес;
  • Механический привод.

Привод, в свою очередь, состоит из:

  • Рычага ручного тормоза, расположенного в салоне по правую руку от водителя;
  • Передних и задних тросов привода.

Концы заднего троса соединены с рычагами тормозных колодок ручного привода. В на участке подведения переднего тросика к задней области мы имеем дело со следующими элементами:

  • Уравнитель;
  • Регулирующая гайка;
  • Оттяжная пружина и контргайка. Ими передний трос соединен с кронштейном кузова авто.

Отпуская рычаг, пружина ослабляет натяжение тросов и уравнитель возвращается в исходное положение. Именно тут требуется регулировка.

Демонтированная ручка РТ

Регулировка или замена

В некоторых ситуациях можно обойтись простой регулировкой тросов, но порой их приходится менять полностью.

Способ ремонта

Причины

Регулировка тросов РТ

  • Ручник не держит на склонах;
  • Обнаружено ослабление натяжения в результате планового техосмотра.

Замена троса

  • Ослабились наконечники троса ручника;
  • Нити тросика начали постепенно рваться, разрушаться;
  • Тросик с трудностями перемещается внутри оболочки даже после смазки элемента

Прежде чем принимать окончательное решение, советуем провести проверку текущего состояния РТ и определить, нужна ли просто регулировка, либо придется менять тросик.

Проверка состояния

Нормальная регулировка РТ обеспечивает удержание автомобиля на уклоне. Это соответствует 3-8 щелчкам рукоятки на более новых девятках или 5-7 щелчкам на ВАЗ 2109, выпущенных ранее 1995 года.

Для проведения проверки выполните несколько простых операций:

  • Найдите уклон, у которого имеется около 25 градусов;
  • Включите ручник в необходимое положение;
  • Если автомобиль начинает скатываться, ручник не держит, требуется регулировка;
  • При отсутствии поблизости такого склона проверка выполняется в гаражных условиях;
  • Поставьте машину на ровную поверхность, до упора поднимите ручку ручного тормоза;
  • Подойдите сзади и постарайтесь с максимальной силой толкнуть автомобиль;
  • Если при этом машина начала движение, РТ требует настройки;
  • Проверьте работоспособность ручника на 2 щелчке на более новых версиях ВАЗ 2109 и не доходя до 5 щелчках на версиях до 1995 года. Если ручник при этом работает на полную силу, тросик перетянут. Его потребуется также отрегулировать.

Эксплуатация авто с перетянутым тросом РТ также опасна, поскольку это ведет к перегреву и износу задних тормозных колодок.

Вид снизу

Регулировка

Для регулировки тросика РТ вам потребуется яма, эстакада или подъемник. Далее действуем по следующему алгоритму.

  1. Поднимите ручку ручника на 2-3 щелчка из салона.
  2. Залезайте под автомобиль и ослабляйте затяжку контрирующей гайки уравнителя троса ручника. Перед этим гайку лучше обработать металлической щеткой, чтобы удалить всю грязь.
  3. Далее действуйте по обстоятельствам. Если трос перетянут, его нужно ослабить соответствующими манипуляциями с гайкой. Если же трос слишком слабо держит, гайку необходимо затянуть потуже.
  4. Если натяжение тросика не дает никакого результата, то элемент уже на пределе своих возможностей. Следовательно, единственное решение сложившейся ситуации — замена.
  5. Регулируя степень натяжения, обязательно давайте оценку регулировке троса по ходу рычага РТ. Как вы помните, в норме она составляет 3-8 щелчков для более свежих версий автомобиля ВАЗ 2109, либо 5-7 щелчков для девяток, которые выпустили до 1995 года.
  6. Проверяйте свободу вращения задних колес. Если вы перетяните тросик, колеса будут вращаться с усилием, не так свободно, как должны.
  7. Выполнив регулировку, затяните обратно контрирующую гайку и вновь проверьте работоспособность ручного тормоза путем поездки на склон или толкания машины при включенном РТ.

Процесс регулировки

Если настройка не дала положительного результата, тросик оказался изношенным, перетянутым и не позволяет отрегулировать работу РТ, придется его менять, тем самым осуществляя ремонт ручника.

Замена

В некоторых случаях тяжелое перемещение тросика в оболочке связано с отсутствием смазки. Чтобы устранить этот дефект, залейте в оболочку трансмиссионное или моторное масло. Вливайте до тех пор, пока из противоположного конца оболочки троса не выльется смазка. Не забывайте перемещать трос, пока заливаете смазочный материал.

Процедура замены тросика

Но смазка — это скорее временная мера. При обнаружении признаков износа тросика, его лучше заменить на новый. Делается это следующим образом.

  1. Ослабьте натяжение контрирующей гайки троса РТ.
  2. Открутите регулировочную гайку уравнителя, что позволит ослабить тросы привода ручника.
  3. Вывесите заднюю часть вашего ВАЗ 2109 с помощью домкрата, после чего снимите тормозной барабан и тормозную колодку.
  4. Открутите наконечник троса привода от приводного рычага.
  5. Отсоедините крепежную гайку, после чего демонтируйте держатель тросика РТ на балке задней подвески автомобиля.
  6. Извлеките втулку оболочки из отверстия, имеющегося в тормозном щите.
  7. Через отверстие в тормозном щите пропустите наконечник троса РТ.
  8. Извлеките тросик РТ из всех держателей, имеющихся на кузове вашей машины.
  9. Рассоедините наконечник тросика РТ с уравнителем.
  10. Протолкните наконечник троса из кронштейна, что позволит снять трос.
  11. Установите уже новенький, проверенный тросик, действуя в обратной последовательности.
  12. Не забудьте на завершающем этапе сборки узла отрегулировать натяжение троса и работоспособность восстановленного РТ.

Меньше работы — дольше эксплуатация?

Многие водители считают, что редкое использование ручного тормоза обеспечивает максимальную работоспособность данного узла. На самом деле подобная попытка сохранить ресурс РТ дает совершенно противоположный эффект.

Чем реже вы используете ручник на вашем автомобиле, тем меньше перемещений осуществляет трос в своей оболочке. Это приводит к потере эффективности, работоспособности тросика. Потеря подвижности ведет к появлению обрывов при редких включениях ручного тормоза. Как результат, в самый неподходящий момент машина не стоит на месте, как ей положено.

Чтобы не допустить проблем с РТ, периодически осматривайте состояние узла, а также не забывайте выжимать ручку стояночного тормоза тогда, когда это необходимо и требуется правилами ПДД.

 Загрузка …


Ремонт ручника ВАЗ-2109

Регулировка стояночного тормоза

По правилам дорожного движения стояночный тормоз должен удерживать автомобиль на уклоне 25% при перемещении рычага стояночного тормоза на 2–8 щелчков (на моделях выпуска до 1995 г. – 5–7 щелчков)

Практически вы можете проверить регулировку стояночного тормоза, установив автомобиль на ровную площадку.

Поднимите рычаг стояночного тормоза до упора и попробуйте изо всей силы сдвинуть автомобиль с места.

Если вам это удалось, значит нужно отрегулировать стояночный тормоз. Проверьте ход рычага.

Если ход рычага больше 8 щелчков, ручной тормоз не удержит автомобиль на спуске.

Если ход рычага меньше 2 щелчков, то во время движения есть вероятность подтормаживания задних колес. В обоих случаях надо отрегулировать стояночный тормоз.

Только на моделях выпуска до 1995 г. поднимите рычаг стояночного тормоза на 1–2 щелчка.

Ослабьте контргайку уравнителя.

Заверните регулировочную гайку уравнителя до момента натяжения троса привода стояночного тормоза.

Если трос не удается натянуть, значит, его надо заменить.

Проверьте, полный ход рычага стояночного тормоза должен быть 2–4 щелчка (на моделях выпуска до 1995 г. – 4–5 щелчков).

После этого затяните контргайку уравнителя

Опустите рычаг стояночного тормоза до упора и проверните задние колеса. Они должны вращаться свободно, без заеданий

Замена троса привода стояночного тормоза

Замените трос новым, если вы обнаружили перетирание проволок троса, плохое крепление наконечников или повреждение оболочки троса.

Ослабьте контргайку уравнителя.

Отверните регулировочную гайку уравнителя, чтобы ослабить тросы привода стояночного тормоза.

Вывесите заднюю часть автомобиля, снимите тормозной барабан и заднюю тормозную колодку.

Отсоедините наконечник троса привода стояночного тормоза от приводного рычага.

Отверните гайку крепления и снимите держатель троса на балке задней подвески.

Выньте втулку оболочки троса из отверстия в тормозном щите.

Пропустите наконечник троса через отверстие в тормозном щите.

Выньте трос из всех держателей на кузове.

Отсоедините наконечник троса от уравнителя

Вытолкните наконечник троса из кронштейна и снимите трос

Установите новый трос в порядке обратном снятию. Отрегулируйте стояночный тормоз.

Снятие рычага стояночного тормоза

Рваный или потерявший упругость защитный чехол замените.

Рычаг стояночного тормоза неразборной конструкции. Заменить в нем можно только пружину собачки.

Снизу автомобиля отверните контргайку и регулировочную гайку уравнителя

Снимите уравнитель с тяги рычага.

Затем снимите защитный чехол

Снимите защитный чехол рычага переключения передач с облицовки туннеля пола

Снимите накладку облицовки туннеля пола.

Отверните винт крепления облицовки туннеля пола в задней части.

Снимите облицовку туннеля пола, сдвинув ее назад.

Отверните четыре болта крепления и снимите рычаг.

Снимите стопорное кольцо, выньте ось и отсоедините тягу от рычага

Отверните кнопку и выньте пружину собачки. Делайте это осторожно, так как на кнопку действует усилие сжатой пружины

Установите рычаг в порядке, обратном снятию. Затем отрегулируйте стояночный тормоз.

CEIKA Custom Big Brake Kit для Lada VAZ 2109 Samara (87~04)

Custom Big Brake Kit для Toyota Hilux MK8 4X4 (15~19)

Custom Big Brake Kit для Toyota Hilux MK8 4X4 (15~19)

1 484,00 долларов США

BMW 5 серии E60 M5 (03~09) CEIKA 2-компонентный передний диск/ротор 374×36 мм OEM замена

BMW 5 серии E60 M5 (03~09) CEIKA 2-компонентный передний диск/ротор 374×36 мм OEM замена

1 357,00 долларов США

BMW 5 серии E60 M5 (03~09) CEIKA 2-компонентный задний диск/ротор 370×24 мм OEM замена

BMW 5 серии E60 M5 (03~09) CEIKA 2-компонентный задний диск/ротор 370×24 мм OEM замена

1 357,00 долларов США

Большой комплект тормозов для Land Rover Range Rover MK1 (86~94)

Большой комплект тормозов для Land Rover Range Rover MK1 (86~94)

1 599,00 долларов США

CEIKA Custom Big Brake Kit для Lexus IS350 F-sport (13~up)

CEIKA Custom Big Brake Kit для Lexus IS350 F-sport (13~up)

1 369,00 долларов США

CEIKA Custom Big Brake Kit для Suzuki Baleno (17~up)

CEIKA Custom Big Brake Kit для Suzuki Baleno (17~up)

1 254,00 долл. США

Audi S6 C7 4G Quattro (12~up) CEIKA 2-компонентный передний диск/ротор 400×38 мм OEM-замена

Audi S6 C7 4G Quattro (12~up) CEIKA 2-компонентный передний диск/ротор 400×38 мм OEM-замена

1 357,00 долларов США

Комплект подвески CEIKA Air Ride для TOYOTA MARK II JZX 110 (00~04)

Комплект подвески CEIKA Air Ride для TOYOTA MARK II JZX 110 (00~04)

2 530,00 долларов США

Койловеры CEIKA Type 1M для BMW 5-й серии E61 4WD/ Touring (03~up)

Койловеры CEIKA Type 1M для BMW 5-series E61 4WD/ Touring (03~up)

1 254,00 долл. США

CEIKA Custom Big Brake Kit для Dodge Challenger R/T RT (15~up)

CEIKA Custom Big Brake Kit для Dodge Challenger R/T RT (15~up)

1 323,00 долл. США

CEIKA Custom Big Brake Kit для Seat Ibiza 6F (17~up)

CEIKA Custom Big Brake Kit для Seat Ibiza 6F (17~up)

1 254,00 долл. США

Volvo XC90 MK2 (15~up) CEIKA, 2-компонентный задний диск/ротор, 366×30 мм, замена OEM

Volvo XC90 MK2 (15~up), CEIKA, 2-компонентный, 366×30 мм, задний диск/ротор, OEM замена

1 047,00 долларов США

Ручной тормоз, ручная регулировка тормозов своими руками. Регулировка стояночного тормоза. Как настроить и отрегулировать стояночный тормоз.

Стояночный тормоз в народе называется ручником, и служит он для удержания автомобиля на одном месте длительное время. Применяйте его во время стоянки, остановки на дороге с уклоном и для выполнения крутых поворотов на спортивных автомобилях с задним приводом. Стояночная тормозная система также является аварийной или запасной системой, поскольку полностью копирует гидравлическую операционную систему. Использование стояночного тормоза в экстренной ситуации (например, при отказе тормоза) во время движения позволяет довести автомобиль до полной остановки.

Стояночный тормоз как проверить его работоспособность

В тормозной стояночной системе в основном используется механический тормозной привод, обеспечивающий передачу тормозного усилия на тормозной механизм от человека. Человек взаимодействует с ножной педалью, тягой или ручным рычагом. Наиболее распространенным механизмом является ручной рычаг, который обычно находится рядом с сиденьем справа от водителя. Ручной рычаг снабжен храповым механизмом, фиксирующим стояночный тормоз в рабочем положении. На этом рычаге находится выключатель контрольной лампы ручного тормоза. Сама лампа крепится на приборной панели и включается при срабатывании стояночного тормоза.

На транспорте с дисковыми тормозами применяются следующие конструкции механизма стояночного тормоза — барабанная, кулачковая и винтовая.

Проверять работоспособность стояночного тормоза необходимо регулярно (желательно после каждых тридцати тысяч километров пробега), так как ручник может быть в рабочем состоянии, но очень слабо удерживать автомобиль, что может привести к скатыванию автомобиля от склона и создание аварийной ситуации. Особенно это касается автомобилей, которые эксплуатируются длительное время.

Для проверки управляемости необходимо поставить автомобиль на небольшую горку с уклоном примерно 25 процентов. После этого необходимо будет остановиться, вытянуть ручной тормоз до упора, включить нейтральную передачу, отпустить, при этом педаль тормоза. Если автомобиль продолжает движение и не скатывается вниз, то нет необходимости регулировать стояночный тормоз.

Если поблизости нет подобного склона, проверить состояние стояночного тормоза можно другим способом. Для этого необходимо поставить транспорт на ровную поверхность, после чего необходимо вытянуть ручник и поставить в нейтральное положение ручку переключения передач. Теперь выйдите из машины и попробуйте толкнуть транспортное средство самостоятельно. Если с места съезжает, то стояночный тормоз работает слабо.

Кроме того, существует еще один метод проверки стояночного тормоза. Для этого необходимо до отказа подтянуть его, включить первую передачу и медленно отпустить сцепление. Если устройство работает нормально, двигатель автомобиля должен заклинить. В противном случае автомобиль начнет двигаться очень медленно, что говорит о необходимости регулировки ручника или замены троса.

Выбор рабочего места для регулировки

Процесс регулировки необходимо проводить на каком-либо возвышении — эстакаде, подъемнике или смотровой яме. В крайнем случае можно применить домкрат, а под кузов автомобиля установить козлы. Обратите внимание на инструкцию по эксплуатации автомобиля, так как у некоторых стояночных тормозов регулировка должна производиться в салоне.

Помощники по инструментам

Для регулировки стояночного тормоза потребуются такие инструменты и материалы:

  1. Роговые ключи на тринадцать.
  2. Трещотка.
  3. Среднее удлинение.
  4. Крайне желательно приобрести смазку WD-40.

Регулировка манипулятора, пошаговая инструкция

Регулировка ручного тормоза необходима в следующих случаях:

  1. Если ход тормозного рычага значительно увеличился.
  2. Если вы сделали реверсивную остановку регулировочного устройства.
  3. Если вы заменили тормозной суппорт в стояночном тормозе.
  4. При регулировке положения тормозных колодок.
  5. Если вы заменили тормозные диски.
  6. Если вы заменили тормозные колодки.
  7. Если ручной тормоз неисправен.

Для устранения неполадок со стояночным тормозом можно прибегнуть к помощи специалистов или отрегулировать ручник самостоятельно, так как сделать это самостоятельно достаточно легко и справится с этим любой водитель, имеющий хотя бы базовый представление об устройстве автомобиля.

Если стояночный тормоз настроен правильно, количество щелчков при затягивании рычага должно быть пять или шесть. Если количество щелчков больше или меньше, значит, необходимо отрегулировать стояночный тормоз.

Регулировка ручного тормоза не зависит от его конструкции и производится по принципу регулировки зазоров между тормозными барабанами (дисками) и тормозными колодками (накладками). Этот зазор необходимо регулировать, изменяя натяжение троса стояночного тормоза, который находится в нижней части рукоятки тормоза под панелью салона.

Подтяжка ручника необходима по следующей технологии:

  1. Поднимаем автомобиль и устанавливаем на опору для доступа к днищу автомобиля.
  2. Поднимите рычаг стояночного тормоза с одного до трех щелчков.
  3. Находим и ослабляем выравниватель балансира через отверстие тормозного барабана.
  4. Следите за регулировочной гайкой и за натяжением тормозного троса.
  5. Если натяжение троса не произошло, необходимо как можно быстрее заменить трос стояночного тормоза.
  6. Если натяжение прошло нормально, необходимо проверить работоспособность ручного тормоза, для чего необходимо потянуть ручку на себя. После этого пробуем крутить заднее колесо. Он должен вращаться с трудом. Теперь затяните контргайку, отпустите рычаг стояночного тормоза и снова поверните заднее колесо. При этом он должен свободно вращаться.
  7. На последнем этапе необходимо опустить автомобиль на землю и проверить работу ручного тормоза при оптимальных условиях движения.

Трос ручного тормоза, замена троса, пошаговая инструкция

Для замены троса стояночного тормоза потребуются следующие инструменты и материалы:

  1. Джек.
  2. Ключ Бало.
  3. Отвертка.
  4. Пассатия.
  5. Ключ Caid.

Порядок работы:

  1. Сначала нужно загнать транспортное средство на смотровую яму, эстакаду или подъемник.
  2. Затем нужно очистить поверхность гайки и выравнивателя.
  3. Далее ослабляем контргайку и откручиваем ее.
  4. Так же делаем с регулировочной гайкой.
  5. Опустите заднюю часть автомобиля — ослабьте колесные биты, поднимите автомобиль домкратом и поставьте опоры. Опустите автомобиль и снимите два колеса.
  6. Снимаем тормозные барабаны — проворачиваем шпильку колеса и при помощи молотка сбиваем их с колодки.
  7. Снимите заднюю колодку, к которой крепится наконечник стояночного тормоза. После этого снимаем сам наконечник.
  8. Откручиваем болт, которым оболочка троса крепится к задней подвеске.
  9. Стягиваю уплотнительные втулки с оболочки троса, после чего вытаскиваю из отверстий и его сам.
  10. Снимаем кожух с держателей кузова и снимаем наконечники тросов с уравнительной панели.
  11. Установите новый трос ручного тормоза.
  12. Сборку деталей производим в обратном порядке.

Советы профессионалов

В итоге хотелось бы отметить, что большинство автомобилистов ошибочно полагают, что чем реже трогать стояночный тормоз, тем дольше он проработает.

Comments |0|

Legend *) Required fields are marked
**) You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>
Category: Разное